Игорь Папакин. Образное мышление

Жить Хорошо 9 октября 2017 0 Просмотров: 63

В мыслях творческого человека всегда находятся сотни самых разных идей: от простых до смелых. Другой вопрос, который встает перед творцом, – как их воплотить в жизнь? О том, как совместить невесомый образ и техническое исполнение, знает художник–керамист Игорь Папакин.

- Игорь, как вы пришли именно к этому виду творчества?

– Я не скажу, что я шел к этому целенаправленно. С самого детства мне всегда было интересно работать руками – лепить, пилить, строгать, клеить. Особо серьезно никто к этому не относился, это было скорее способом занять свободное время. Я жил в городе, где мимо этого ремесла пройти очень сложно – Славянск, Донецкая область. Раньше там были крупные керамические заводы, да и по сегодняшний день город продолжает жить керамикой. Совершенно случайно мне предложили поработать в мастерской, и я как-то постепенно втянулся в рабочий процесс. Тем более, там уже было несколько таких же умельцев, с кем можно было пообщаться, понаблюдать за их работой. И вот уже с 1999 года я неотрывно связан со своим любимым делом.

Творчество – это не результат, а процесс. Проба, поиски, эксперименты, переосмысления – от этого никуда не уйдешь.

– С чего начинается процесс создания работы?

– Самый частый вопрос, который мне задают: «Откуда вы берете образы?» Я их не беру, я их отсортировываю. Я понятия не имею, откуда они возникают в моей голове. Моя задача – выбрать один — единственный образ и воплотить, а размытые – додумать. Вымученности, как правило, не бывает. Творчество – это не результат, а процесс. Проба, поиски, эксперименты переосмысления – от этого никуда не уйдешь. Я всему научился сам, без школ, без курсов. Только практика.

– Есть ли что-то, что вам особенно нравится делать?

– Все настолько быстро меняется, что любимого не остается. То хочется делать сюжетные композиции, то ударяешься в крупные скульптуры, то переходишь к простым формам и геометрии, потом можно перескочить к сувенирной продукции. Причем последняя выполняет роль эскиза, пробника. Полноценная работа требует полного раскрытия: завязка, кульминация, развязка. В сувенирке можно проработать отдельные моменты. В творчестве важна свобода, которая мало зависит от художника, – куда поведет, туда идешь.

– К слову о сувенирах. Говорят, что вас пригласили разработать сувенирную продукцию к 650-летию Калуги?

– Да было такое предложение, но полноценно говорить об этом рано. Я пока не нахожусь в такой близости с местным сувенирным рынком. Я вижу, что предлагают магазины, вижу достоинства и недостатки, вследствие чего возникают определенные идеи на этот счет. Если что–то будет получаться, то у меня будет еще одна тема для творчества. Я верю, что впечатление создает сам город, а то остаточное, которое можно забрать и поддерживать, – это сувенир.

– У вас есть собственная мастерская?

– Тот материал, которым я занимаюсь, требует определенных условий работы. У меня была хорошая мастерская в Славянске, а мастерскую в Калуге я только начал обустраивать. Процесс это долгий, но приятный. Дома заниматься керамикой крайне сложно, поэтому добиться хороших результатов можно только на хорошо оборудованном рабочем месте.

– Есть ли какие-то тонкости работы с фарфором?

– Фарфор – капризный материал. Он не терпит большой массы. Если, например, отправить в обжиг слишком толстый кусок, то он потрескается. В отличие от глины в печи он «живой», пластичный. Если обжиг идет выше 1000 градусов, то фарфор размягчается – проходит стеклофазу. Если я слепил что–то из глины, то я уверен, что этот предмет не изменит формы, такой и останется. А тут приходится применять те знания, которые у меня остались с попыток получить инженерное образование. Теоретическая механика, сопромат, напряжение… Не скажу, что я сижу и рассчитываю все с калькулятором, но отношусь ко всему этому с особой внимательностью. Без технологии никак. Пока образ в голове – он эфемерный, бестелесный, а когда он воплощается в жизнь, то это уже инженерная конструкция.

Пока образ в голове – он эфемерный, бестелесный, а когда он воплощается в жизнь, то это уже инженерная конструкция

– Сколько времени уходит на создание одной куклы?

– Сам материал диктует условия. Чтобы слепить, уходит 3-4 дня. Потом фарфор теряет пластичность. В двух словах: берется модуль, который задает объем. А дальше начинается работа – его можно двигать, изгибать, перекручивать. Делать все, что заблагорассудится! Затем процесс, противоположный Роденовскому отсеканию лишнего, – добавление деталей. Можно обойтись без этого, но душа требует дорабатывать образы в разных стилях. В ход идет все: кожа, текстиль, металл, дерево, но я не люблю пластик и пластмассу. В итоге со всеми доработками – обжигом, сушкой, покраской – фигура в 50 сантиметров будет готова за неделю.

– Часто говорят о том, что у каждой куклы есть характер. Так ли это?

– Когда мне приходит образ, то я его – дорабатываю и воплощаю в жизнь. Это как надеть очки: вот я вижу очертания силуэта, а стоит надеть очки, сразу прорисовываются детали. Вот моя задача найти очки для своего образа, чтобы разглядеть его. Характер, биография – это все достается человеку, которому предназначалась эта кукла. Не хочу я навязывать историю – берите образ и придумайте его историю сами, что вам ближе, что интересней.

– Сложно ли найти свой авторский почерк?

– Найти сложно, а искать – это суть процесса. Только путем проб и ошибок я пришел к тому, что я делаю сейчас. Обязательно нужно знакомиться с классикой, с работами других мастеров – это тоже формирует видение. Я пытался работать в других стилях, но все равно возвращался к своему – некий гротеск с историческим налетом.

– Есть ли у вас любимые авторы скульптур?

– Часто мне падаются интересные работы, которые хочется посмотреть, покрутить. Из тех, кто запомнились, – Олег Денисенко. Я его воспринимаю больше как графика, хотя его скульптурные работы тоже весьма интересные. Бурятский автор Даши Намдаков создает поразительные работы из камня с непростыми пространственными решениями.

– А как насчет учеников?

– У меня была попытка запустить полусерийную линию, чтобы освободить себе время для своей творческой работы. Но руки человека, который работает на производстве, затачиваются под конвейер. Через мою мастерскую в Славянске прошло человек 30 – в итоге осталась одна девушка, которая до этого ни разу не держала глину в руках. Ее стоило только немного направлять, подсказывать технические моменты. С ней мы работали около года, и мне удалось передать ей часть своих знаний.

– Что самое приятное в вашей работе?

– Три момента морального удовлетворения. Когда получается то, что ты задумал, когда доволен заказчик и когда люди интересуются работами на выставках и ярмарках. Если работа цепляет глаз, вызывает какие-то эмоции – это уже замечательно, цель достигнута.

– Вы уже наметили себе творческие планы в Калуге?

– Как писал Маяковский: «Планов громадье». Не знаю, что из этого громадья удастся сделать и как, но есть большое желание творить здесь, в Калуге. Я уже давно хотел завести тетрадку, чтобы все записывать, но потом понял, что записать все просто невозможно. Главное, чтобы времени на все задумки хватало, ведь его всегда так мало.

– Можете ли вы дать совет начинающим скульпторам?

– В любом деле совет может быть один – продолжать. Вспоминая свое детство, я благодарен родителям за то, что они мне не мешали творчески развиваться. В творчестве человека тащить невозможно. Если он движется в этом направлении, то нельзя ему мешать. Ну, и не опускать руки, конечно же!

Прокомментировать

От редактора

Интервью

Опрос

Какое название по вашему мнению больше всего подойдет новому спортивному комплексу "Дворец спорта", который вскоре будет построен на месте стадиона "Центральный"?





Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...



Архив опросов