Юлия Пройдина. Мягкий знак

Жить Хорошо 22 декабря 2014 0 Просмотров: 2484

В старые времена игрушки были не только оберегом семьи, но и тайником для ценных украшений. Медведи дизайнера Юлии Пройдиной сами по себе настоящая драгоценность, в созданных ею мягких игрушках можно увидеть настоящие эмоции и характер. 

- С чего началась ваша история как мастера мягких игрушек?

- Все началось еще в детстве, когда бабушка усаживала меня за стол под самой люстрой и учила шить. Свои знания и навыки она передала мне, ее дочь, моя мама, равнодушна к этому кропотливому занятию. Тогда я, конечно, не предполагала, что захочу шить именно медведей или вообще захочу шить. Хотя моей любимой игрушкой всегда был плюшевый миш­ка, который живет у меня по сей день и является для меня олицетворением спокойствия, уюта, маминых пирожков и детства.

Прошло время, я вышла замуж и родила детей, но любовь к декупажу, вышивке и различным изделиям ручной работы во мне жила и росла сквозь все бытовые заботы и неотложные  дела. Можно сказать, благодаря печатным изданиям восемь лет назад моя жизнь изменилась. Мне на глаза попал журнал «Ручная работа» с медведем на обложке.  Я поняла, что хочу этим заниматься и это мое.

- Вы обучались у профессионального мастера?

- Моим учителем была книга Джеммы Кадж, в ней я прочла все секреты по изготовлению медведей. Принципиально не хотела учиться у мастера, мне нужно было выработать свой стиль, никого не копируя. И я думаю, у меня это получилось. На выставках мне часто говорят, что мои медведи необычные: у них есть свой индивидуальный стиль и характер. Много экспериментируя, я нашла тот образ, который подходит моему мировосприятию и ощущениям. Для себя я поняла: чтобы добиться качественного результата, нужно сконцентрироваться на чем-то одном, не распыляясь на разные виды и технологии изготовления. Автор должен быть узнаваем, а не предлагать работы на любой вкус.

- Какие материалы вы используете в изготовлении мишек?

- Своего первого медведя, которого я до сих пор храню как талисман, я сшила из старой дубленки. Позже не пожалела и ношеную норковую шубу. Но у меня есть табу: я никогда не покупаю натуральный мех, хотя мишки из меха пользуются большой популярностью. Сейчас в основном я использую высококачественные материалы немецких фабрик альпака и мохер, которые специально предназначены для изготовления коллекционных игрушек.

- Выставки – это свобеобразный бенефис для мастера?

- Участвуя первый раз в выставке, я даже не надеялась, что моих медведей кто-то купит, я просто приехала посмотреть на таких же влюбленных в мягкую игрушку мастеров, и по возможности перенять что-то новое. Выставки заряжают меня положительными эмоциями. Там ты действительно понимаешь, что все твои усилия не напрасны. Поначалу мне сложно было расставаться со своими работами, которые в процессе их создания становились по-настоящему родными. Мишки – это не средство заработка. Но когда ты видишь, какое удовольствие это приносит людям, и они радуются твоей игрушке как дети, то хочется дарить еще больше. Сейчас мишки живут в разных странах мира, и я надеюсь, что им там хорошо, и они не пылятся никому не нужные в углу. Мне хочется, чтобы игрушка, как и в прежние времена, стала для семьи оберегом и талисманом, передаваемым из поколения в поколение. Именно поэтому я никогда не повторяю изделия, и каждая из них обладает своим характером и настроением. В процессе создания «мордочки» я уже понимаю, мальчик это получается или девочка, капризный у нее характер или покладистый. Это такой захватывающий процесс – наблюдать за тем, как рождается новое существо.

- В чем отличие российских мастеров от европейских?

- У нас в стране необыкновенные мастера! Российских авторов от западных отличает, прежде всего, свобода в выборе стиля изготовления, буйство красок и эмоций.

Западные ревниво относятся к своим традициям и шьют в основном классических медведей. Ручная работа уникальна тем, что я как автор могу сама выбирать тот или иной дизайн и где-то предоставить себе небольшую свободу. Принятые стандарты говорят о том, что нос и задние лапы надо на-

­бивать более плотно, но игрушка в этом случае может получиться каменной и неживой. Поэтому автор вправе шить по своему усмотрению, а нравится это кому-то или нет, мастера не должно волновать. Конечно, если на игрушке торчат нитки – это «брак», а не импровизация.

Не хочу штампованных мишек, игрушка должна нести мою энергетику и мои эмоции

- В Калуге много мастеров «тедди»?

- В Калуге много прекрасных мастеров, чье творчество поражает воображение. У меня есть мечта: я бы хотела, чтобы у нас в Калуге состоялась городская выставка медведей. Чтобы под Новый год у родителей и детей была возможность познакомиться и прикоснуться к этим сказочным созданиям. Для людей, которые любят «тедди»,  это праздник души.

- Почему именно мишка, а не кошечка или белочка?

- Медведь – это уют, тепло домашнего очага и своего рода оберег. Мягкая игрушка ручной работы определенно несет в себе энергетику этого автора. Я вообще считаю, что они на 99 процентов живые. Именно поэтому я никогда не начинаю шить в плохом настроении, только с положительными эмоциями. В процессе шитья я могу с ними общаться, разговаривать и петь им песни. На выставках я всегда разрешаю подержать игрушку, ведь энергетики могут не совпасть. И только взяв мишку в руки, ты чувствуешь, твоя она или нет.

- Сложно ли на выставках среди массива «мягкой» красоты выбрать именно своего медведя?

– Прежде всего, надо ориентироваться на свои ощущения и восприятия этой игрушки. У каждой из них свой характер и каждая делается в разные промежутки времени, кто-то дольше, кто-то меньше. Бывает, только носик перешиваю по 15 раз, а бывает – за один день сошью игрушку, но это большая редкость. Одно и то же изделие не может одинаково нравиться всем. Жил у меня один мишка, и я смотрю на него и думаю: «Что-то ты у меня не получился, несуразный, большеносый». Внутри я вставила ему ревун и повезла на выставку, даже не надеясь, что его купят: «Миша, бедный мой, наверное, сейчас покатаемся с тобой, и домой поедем». Возле моего стенда проходила молодая женщина. Она не собиралась ничего покупать и не коллекционировала никакие игрушки, в обеденный перерыв девушка просто решила прогуляться по выставке вблизи своего офиса. Так получилось, что она увидела в этом медведе что-то свое родное: «Ой, Мишка, это мой мишка», а когда он зарычал, она воскликнула: «Ради Бога, никому не продавайте, я за деньгами сейчас схожу и вернусь». Через несколько дней она пришла посмотреть ему одежду и поблагодарить: «Я хожу с ним на работу, причесываю его. Муж ревнует: «Ты его любишь больше, чем меня». В такие моменты я по-настоящему счастлива! 

- Человек может вдохновлять на создание игрушки?

- Идеи появляются неожиданно, это может быть и просмотр мультфильмов, и случайно увиденные фотографии, и даже люди. Один раз была почти мистическая история. Когда я была в гостях у своей подруги, ее дочь, необыкновенная красавица, с огромными яркими глазами, поразила меня своим обаянием! Придя домой, забыла об этом впечатлении, но оно видимо осталось в моем подсознании, и я почувствовала желание сшить лису. Позже, когда я показала игрушку подруге, у нее был шок, она у меня спрашивает: «Как ты догадалась, что дочка без ума от лис? Она даже сделала себе тату в виде лисы». Игрушка получилась с такими же огромными глазами, как у девушки, и сейчас эта лисичка живет у «вдохновительницы».

- Какие у вас планы на будущее? Думаете ли об открытии производства игрушек?

- Я не хочу штампованных игру­шек, игрушка должна нести мою энергетику и мои эмоции. Возможно, когда-нибудь в будущем я создам серию мишек с уникальным дизайном, который еще никогда не использовался ранее, но пока я к этому не готова и наслаждаюсь своим настоящим. Мне нравится шить, я получаю от этого удовольствие и не хочу лишаться возможности заниматься любимым делом. Но, к счастью, в семье с пониманием относятся к моим интересам, потому что без поддержки мужа мне было бы очень сложно. Как-то у моего ребенка спросили, кем работает мама, он сказал: «Моя мама дарит радость».

Прокомментировать