Правда о войне

Жить Хорошо 26 февраля 2014 0 Просмотров: 3521

Пьеса «Не покидай меня…» замечательного белорусского драматурга Алексея Дударева – пожалуй, лучшее современное драматургическое повествование о Великой Отечественной войне.

Да и вообще о войне. Сюжет пьесы в равной мере правдив и фантасмагоричен. Четверо девчонок на верную смерть идут, чтобы обеспечить успех грядущего грандиозного наступления советских войск. А командует ими матерый разведчик – бывший школьный учитель. И при этом нет в пьесе сцен боев, рукопашных схваток. Они лишь подразумеваются.  А тем не менее война здесь представлена во всей ее многомерной сложности, во всем ее безбрежном трагизме.

Ныне пьеса эта поставлена на сцене калужского Театра юного зрителя его главным режиссером Михаилом Визговым. И это тот не частый случай, когда точно совпали духовные и художественные устремления драматурга и постановщика. Михаил Визгов все возможное сделал, чтобы претворить в сценический образ не те или иные идеи пьесы, а весь ее смысловой объем, все ее эмоциональное богатство.

В первую очередь спектакль этот – это размышление о войне, ее смысле, ее бессмысленности. Театральное действо насквозь пронизано диалогом – и подспудным спором Полковника (Александр Терехов и Анатолий Сотсков) и Михасева (Кирилл Ланцев), командира девчонок-разведчиц. В споре этом четко заявлены две правды войны. Имеет ли кто-либо право жертвовать, пусть даже ради большого и нужного дела, чужими жизнями – тем более, если это жизни совсем еще юных девушек? Вот вопрос, который жжет сердце Михасева. «Женщина на войне – это позор мужчины», – говорит он.

А Полковник? Нет, он прекрасно понимает Михасева. Ему конечно же жалко девчонок. Да и сам он вот прямо сейчас потерял на войне своего сына, молодого советского офицера. Но у войны свои правила, убежден он. И рассказывает Михасеву об одном майоре-артиллеристе, ювелире, маэстро: «Под Сталинградом наш разведотдел дал точные координаты штаба одной из немецких дивизий. Майор его в вилку взял. Первый снаряд он положил справа впустую, левым снарядом разбил детдом… с детьми, ну а третьим накрыл штаб… Одна воронка осталась… Орден Красного Знамени»…

Кто прав? Кто виноват? Да никто не виноват. А правы – оба. Война – это мерзость и безумие. И постоянно надо делать то, что делать нельзя. Вот только надо при этом человеком остаться. А если уж душевная боль непереносима, то хотя бы достойно умереть.

И Михасев идет на подвиг, который для него самого, для души его – преступление. Он – герой войны, он – Герой Советского Союза. Но он и жертва своего подвига, жертва войны. И умирает он в итоге не от того, что изранен, что руку потерял, а от того, что потерял доверенных ему судьбой девушек. От невыносимой душевной боли умирает.

А сами разведчицы? Несомненно, они тоже истинные герои той великой войны: не по приказу, не по принуждению жертвуют они собой. И все же, все же, все же…

Вот этой самой болью и пронизан весь спектакль. И пронзительный трагизм действа еще более усиливается тем юмором, которым полны сцены военного быта – жизни разведчиц. Женщина и война – эта взаимосвязь уже сама по себе нелепа. И, конечно, смешна. И, конечно, ужасна. Тем более, что бытовые сцены развертываются на фоне грядущей, уже ожидаемой зрителями гибели разведчиков. Вот уж поистине смех сквозь слезы.

И тут, конечно, очень важно было, чтобы актеры – и прежде всего актрисы – не «переиграли», не впали в истерию, не обратили спектакль в мелодраму. Надо отдать должное Яне Потаповой (Вероника Кремис), Дарье Труханович и Анне Костиной (Зина Батян), Алине Шелест (Аля Ладысева), Евгении Одинцовой (Ядвига Гурская)  да и Кириллу Ланцеву, как-то удивительно органично сработавшемуся с этой женской командой – все они играют естественно и точно, в полном соответствии с объемными рисунками ролей, заданными пьесой Дударева и режиссурой Визгова. И потому каждый сценический образ оказывается выпуклым, динамичным, живым.

Та же естественность – при полном отсутствии каких-либо эффектов – свойственна и художественному оформлению (Тамара Голованова), и хореографии (Алина Шелест), и музыкально-световой композиции спектакля (Дмитрий Сергеев, Юрий Корягин, Дмитрий Слонков). Все просто, ясно, но монументально.

И вот ведь что примечательно: весь, казалось бы, спектакль – об ужасе войны, о ее жестокости, а тем не менее сам он – прекрасен. Есть ужас войны – но нет чувства безысходности. Трагедия, разыгрываемая на сцене, отнюдь не оптимистична, но тем не менее просветлена. И не только потому, что у Али Ладысевой, волею судеб не разорванной в клочья пушечными снарядами, в 45-м году родится сын – а значит, жизнь, хоть отчасти, все-таки одолеет войну.

Еще значимее то, что в лавине войны погибают люди, но не погибают души. Парни и девчонки, ставшие солдатами мировой войны, отнюдь не сильнее смерти. Но они выше ее. Потеряв «за други своя» земные жизни, они обрели жизнь вечную. И это еще одна правда той великой и страшной войны.

Текст: Владимир Обухов
Фото: Алексей Никитин

Прокомментировать