«Все, в общем-то, просто. Обычная вселенная, обычная планета, обычная страна, обычный город, обычный дом, обычная квартира, обычная обстановка. И ситуация, в принципе, обычная – Он и Она. Мужчина и женщина. Тоже обычные. Хотя… не совсем».
Калужский драматический театр продолжает удивлять зрителей разнообразием новых постановок. Последняя неделя уходящего года ознаменовалась премьерой спектакля «Гупешка» по одноименной пьесе современного драматурга Василия Сигарева. Постановка представлена в рамках совместного проекта с театральными вузами столицы, студенты которых ставят свои дипломные работы на малой сцене калужского театра. Режиссером-постановщиком «Гупешки» стала студентка пятого курса ГИТИС Виктория Печерникова, сценографом – дипломница Школы-студии МХАТ Соня Злобина.
Что же значит «Гупешка»? Об этом мы узнаем ближе к середине спектакля. Действие происходит в типичной российской квартире 90-х: с советскими тумбами, обклеенными стикерами от жвачки, старым телевизором, транслирующим «Песню года», треугольными фужерами и виниловым проигрывателем. В комнате двое. Паша – гость, немного растерянный от всего того, что происходит. И девушка Тома, с первого взгляда ошеломляющая своим внешним видом: в мужской рубашке, спортивных штанах, лыжной шапке. Испуганная, неуклюжая, с безумными глазами бегающая по комнате: то штопор принесет не тот, то забудет заварку, постоянно извиняется и вспоминает какого-то Леню. Зрители, как и Паша, долгое время пытаются разобраться, что же сделало ее такой. Постепенно мы узнаем историю героини через отрывочные воспоминания о прошлом и настоящем. Молодая Тамара познакомилась с Леней, студентом, приехавшим к ним в деревню «на картошку». Забеременела, вышла замуж и уехала с ним в город. Однако эта история имеет несчастливый конец: дочь через несколько лет умирает, а Леня становится настоящим тираном, обращаясь с женой как с дрессированной собачкой и придумав ей презрительную кличку Гупешка. От названия неприхотливой домашней рыбки – гуппи. Появление на сцене мужа раскрывает настоящую драму. Сможет ли Тамара когда-нибудь отказаться от роли жертвы? Как не стать «рыбой» в ответ на превратности судьбы?
Несмотря на то что история помещена в рамки «аквариума», она поистине трагична, в ней затронуты глубокие общие и христианские смыслы. Благодаря героям пьесы, через переживание целой гаммы эмоций, понимаешь, как важно и ценно оставаться собой, не растворяясь в воздухе, уметь отстаивать свое право на жизнь. Несмотря ни на что.
Текст: Мария Сушкова