На калужской сцене Ивана Васильевича отправили назад в будущее

Жить Хорошо 26 октября 2015 0 Просмотров: 1850

23 октября в калужском драматическом театре прошла премьера Валерия Кириллова «Иван Васильевич: назад в будущее» по пьесе Михаила Булгакова. В 1974 году именно по этому произведению Леонид Гайдай снял полюбившийся не одному поколению фильм. Один тот факт, что известные герои «оживут» на сцене театра, уже должен заинтересовать калужскую публику. Тем неожиданнее, что это – не совсем те, что у Гайдая, герои или даже вовсе не те. Ведь писал Булгаков о 30-х, а не о 70-х годах, в которые Гайдай перенес действие.

Инженер-изобретатель вовсе не Шурик, а Николай Тимофеев (можно просто Кока), создает в московской квартирке машину времени. Неожиданно инженера бросает жена Зина, роль которой в дубле исполнили Людмила Фесенко и Анастасия Семесенко. Зина, она не та миловидная Зиночка, уезжающая с Якиным в Гагры. Скорее, она решительная Зинаида, прожившая с горе-инженером целых 11 месяцев (в чем, кстати, состоит неповторимая булгаковская сатира на гражданские браки 30-х годов) и поставившая во главу угла свое женское, актерское и светлое будущее.

Управдом Бунша, изводящий инженера Коку требованием заплатить за квартиру, и Иван Васильевич Грозный — царь, как и полагается, один человек, а точнее, роли одного актера – Игоря Кумицкого, исполненные весьма вдумчиво и тонко.

В прочтении Булгакова, Иваны Васильевичи – похожи не только внешне, но и своим княжеским происхождением. При этом Иван Васильевич-царь сочетает в себе все лучшие черты русской аристократии: ум, волю, мужество, великодушие, а Иван Васильевич-Бунша выступает его обмельчавшим антиподом. В пьесе он стесняется своих княжеских корней, отнекивается от факта, что он – потомственный аристократ, сын князя Василия Корецкого. Бунша проповедует свое пролетарское происхождение, мол, князь за год до его рождения уехал за границу, а он-то – сын кучера Пантелея, с которым и сошлась мать-княгиня. В этом Бунша видит свою мелкую выгоду – продвижение по служебной лестнице.

Необычно решение роли Жоржа Милославского, которого в калужской постановке играет Игорь Корнилов. Внешность и подача Корнилова добавляет Жоржу аристократизма и шарма, а крылатые цитаты, известные нам по фильму, звучат несколько иначе.

Декорации и атрибутика постановки заслуживают отдельного слова. Меха и кафтаны в переливах света действительно отдают роскошью и богатством, а глянцевый пол, по которому танцоры рассекают на роликах, переносит нас в русскую зиму царских времен.

Постановка народного артиста РФ, актёр Государственного академического театра драмы им. Волкова Валерия Кириллова получилась динамичной, красочной, рассчитанной скорее на массового зрителя, нежели на ценителя и искателя правдивости образов. Валерий Кириллов известен калужанам по двум самым кассовым спектаклям: «Примадонны, или Шоу продолжается» и «За двумя зайцами». Думается, что «Иван Васильевич: назад в будущее» не отстанет от своих предшественников, а зрители после просмотра вспомнят слова Милославского: «Это я удачно зашёл!».

Прокомментировать