Рожден, чтобы бежать

Жить Хорошо 3 марта 2016 0 Просмотров: 2710

На рубеже XIX–XX веков конные состязания были одним из главных развлечений почтенной калужской публики. Зимой 1881 года состоялись первые конные бега в Калуге, на которые собралось едва ли не полгорода. 

В 1825 году в уездном городе Лебедяни тогда Тамбовской губернии группой помещиков-коннозаводчиков был создан общественный ипподром и впервые в России положено начало регулярным испытаниям лошадей скаковых и беговых пород. Здесь же приступило к официальной деятельности первое в стране скаковое общество, которое начало разыгрывать собственные, частные и императорские призы на различных дистанциях. Именно этот провинциальный город дал мощный толчок развитию отечественного коннозаводства и фактически определил будущее скакового дела во всей стране. Вслед за этим Общества охотников рысистого бега и ипподромы появились во многих городах российской империи. Количество ипподромов возросло с 24 до 59. К 1884 году скачки проходили уже в 13 городах.

Был и в Калуге свой ипподром – на редкость красивое сооружение, настоящий резной теремок. В начале XX века, если пользоваться старыми ориентирами, ипподром находился между городским кладбищем и монастырем святого Лаврентия, а в современных ориентирах – на пустыре за городским Пятницким кладбищем чуть ниже нынешнего клуба машиностроительного завода.

Построен калужский ипподром был в 1989 году благодаря деятельности тогдашнего губернатора Калужской губернии Александра Александровича Офросимова. Потомственный дворянин Орловской губернии, землевладелец Дмитровского и Мценского уездов, в 1893 году он был назначен калужским вице-губернатором. В должности губернатора Офросимов уделял большое внимание вопросам сельского хозяйства, народного образования, благоустройства губернии и благотворительности. Для поднятия местного рысистого коннозаводства его усилиями был построен ипподром, и несколько лет Офросимов являлся вице-президентом Калужского общества охотников конского бега. 

Стоит, наверное, объяснить разницу между бегами и скачками. Бега – это испытания лошадей на резвость в беге рысью. Лошади при этом запряжены в легкий экипаж, управляемый наездником. А в скачках участвуют верховые лошади, которые скачут галопом, управляют ими жокеи, сидящие в седле. Впрочем, бега в те времена не были похожи на современные: рысаки бежали в тяжелых беговых дрожках в русской упряжи, наездники были одеты по-кучерски. Рысаков пускали поодиночке, бежал он не по кругу, а по прямой, и победитель определялся по лучшей резвости. Поэтому сами соревнования были не очень зрелищны: попробуйте на двадцатиградусном морозе дождаться конца хотя бы одного приза.

Большое и ровное пространство ипподрома использовалось и для других целей, не имеющих отношения ни к рысистым испытаниям, ни к скачкам. Ипподром служил местом для демонстрации достижений сельского хозяйства, для спортивных состязаний, велосипедных катаний. А дата 26 июня 1912 года стала знаменательной в истории нашего города: в этот день авиатор Александр Кузминский, внучатый племянник Льва Толстого, совершил первый авиаполет в Калуге, сделав два круга над ипподромом на моноплане Луи Блерио. 

Позже были открыты ипподромы в Перемышле и Сухиничах.

Первым скачки стал устраивать основатель первого российского конного завода граф Алексей Орлов-Чесменский. Он испытывал лошадей зимой и летом, и на скаковом круге, и на льду Москва-реки

Делайте ставки, господа

Такое бурное развитие конного спорта стало возможным, как ни странно, благодаря тотализатору. Введение ставок на состязаниях лошадей увеличило доходы ипподромов и беговых обществ, подняло уровень призового коневодства в целом. В Москве и Петербурге разыгрывались наиболее ценные призы, и именно здесь бежали резвейшие лошади. Первым скачки такого рода стал устраивать создатель первого российского конного завода граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. 

Устав от придворных интриг, граф в 1775 году вышел в отставку и целиком и полностью посвятил себя племенной работе. Будучи знатоком лошадей, Алексей Григорьевич в своих путешествиях по Европе и Азии покупал ценных лошадей самых разных пород. Особенно уважал он арабских скакунов и мечтал о создании российского «аналога» этих удивительных животных. По его представлениям «орловцы» должны были быть крупными, нарядными, гармонично сложенными, одинаково удобными под седлом, в упряжке и в плуге, а также хороши как на параде, так и в бою. Этим лошадям была необходима огромная выносливость в суровом российском климате и способность выдерживать долгие российские расстояния и плохие дороги.

Чтобы добиться всего этого, Орлов начал эксперименты по скрещиванию лошадей западных пород: датской, голандской, мекленбургской с восточными и, прежде всего, арабскими жеребцами. К разведению допускались только лошади с самыми лучшими результатами испытаний. Орлов испытывал лошадей зимой и летом, и на скаковом круге, и на льду Москва-реки. Граф приказал построить около его дома двухверстный скаковой круг, на котором стал проводить бега на денежные заклады, куда не допускалась посторонняя публика. И только в 1799 году открылись публичные состязания русских жокеев. 

Данная система отбора оказалась весьма эффективной. У Орлова получилась красивая, спокойная, резвая и сильная лошадь, универсальная. «И в подводу, и под воеводу», так говорили об орловцах в позапрошлом столетии. Правда он этого уже не увидел. Через 50 лет, в 1836 году, гнедой орловец Бычок пробежал на Московском ипподроме дистанцию в три версты (или 3200 м) за 5 минут 45 секунд, что по тем временам было мировым рекордом. С тех пор за орловскими рысаками закрепилась слава самых резвых в мире.

Бурное развитие ипподромов в России было остановлено с началом Первой мировой вой-ны – лошади и их наездники понадобились на фронте. После революции все конезаводы были конфискованы и перешли в ведение государства. Большинство ипподромов перестали функционировать. 

К счастью, в наши дни, чтобы насладиться красотой и грацией породистых лошадей, вовсе не обязательно обладать знатной фамилией или крупным состоянием. Каждый, кто хоть немного интересуется лошадьми, может выбрать себе направление по вкусу и заниматься не ради выигрыша или призов, а прежде всего в свое удовольствие, с пользой для здоровья и души.

Прокомментировать