Все признавали его режиссерский дар. Для многих он был близким другом. Для кого-то учителем и наставником. В калужском драматическом театре прошел Вечер памяти Александра Плетнёва.
«В одной лодке» – такое название получило мероприятие, формат которого сложно уместить в два слова, потому как они не передадут той атмосферы, которую в воскресный вечер 28 мая актеры театра создали как на сцене, так и в зале.
Стоит отметить, что новость о готовящемся вечере многие восприняли со скепсисом и до последнего дня не верили, что у актеров получится, не дрогнув, пройти по «канатной дорожке», с одной стороны которой пропасть пафоса, а с другой – не стихающее ощущение потери.
Время, когда Александр Борисович был главным художественным руководителем театра, называют «Эпохой Плетнева». Таким оно и было. Время, когда театр вышел на новый уровень и стал явлением театральной жизни России.
Главным режиссером калужского театра Александр Борисович стал в 1997 году. За свою профессиональную карьеру поставил 47 спектаклей. Среди них есть те, что остались в памяти как настоящие художественные откровения: «Игроки», «Лодка», «Если любишь – найди», «Дом восходящего солнца», «Похождения Шипова», «Попытка полета».
Последними работами режиссера стали «Попытка полета» и «Женитьба».
Александра Борисовича нет уже два года. Он ушел 28 мая 2014 года после продолжительной болезни. Вечер памяти получил название по одному из поставленных режиссером спектаклей – народной драме «Лодка». Постановка получилась сложная, драйвовая, живая – абсолютно в духе Плетнева. В нее вошли десять фрагментов разных спектаклей, песни в исполнении актеров и театральной музыкальной группы, фотографии и видеофрагменты.
Даже самое «старое» из фрагментов не потеряло своей актуальности. Создалось впечатление, что Плетнев как будто сам все это поставил и в тот вечер он точно был там.
– Совершенно правильно сделали, что спустя два года устроили вечер памяти. У меня остались добрые ощущения от присутствия на нем. Ощущение, как будто он с нами. Вечер получился трогательным, тонким, сработал эффект проникновения в момент. Мне было приятно, что на вечере вспомнили и о режиссере Соколове. Мы знаем, что Александр Борисович всегда очень уважительно относился к коллегам.
Лично для меня после этого вечера Плетнев вырос еще. На очередную ступень встал. Его отсутствие в театре очень ощутимо. Нужен такой современник, как Александр Борисович. Если он появится в театре – будет замечательно.
– У меня было ощущение встречи с ним, как будто давно не виделись, а тут раз – и встретились. У каждого свой Плетнев, но память людей, мне кажется, помогает воссоздать человеческий объем. Для меня лично Саша был другом в первую очередь, хорошим товарищем, талантливым режиссером.
Что касается мест в зрительном зале, среди которых не было свободных, то мне сложно говорить, что это был зритель. Это были люди, которые знали Сашу, и мы все, и зал, и сцена, в этот вечер объединились и стали теми людьми, которые знали Сашу, поэтому вечер и оказался ни на что не похожим.
– Это был очень плетневский вечер. Поразительно, как актерам так удалось сохранить дух Плетнева и вспомнить его не просто как человека, режиссера, творца, а передать то, что он хотел сказать.
Вечер прошел со слезами на глазах, а все мысли были об ушедших днях. Это потому, что Александр был харизматичным и, безусловно, самобытным человеком. Яркой звездой, которая навсегда нашла свое место на небосклоне.
– Плетнев – это мои лучшие, самые счастливые годы жизни. Я поняла сейчас, что такое счастье. Говорят: «Не создавай себе кумира». Но я счастлива, что у меня есть такой кумир.
И счастлива была не только я, но все те ребята, которые были на сцене. Нам всем просто повезло – учиться у него, ощущать его рядом с собой, быть с ним.
Это человек-клад, личность, ископаемое. Я была у него на могиле, и пока не увидела ее, не могла поверить, что он ушел. А сейчас поняла – нет! Он не ушел. Да, без него театр другой, но эти ребята, которые сегодня пронесли его огонь, они продолжают эту жизнь. Ничто не уходит бесследно. А Плетнев не уйдет никогда.