Гончарное дело – это своего рода магия. Когда глина постепенно начинает плавно следовать за движениями рук, приобретая новые черты и формы, можно ощутить, как она оживает. В мастерской калужских гончаров Ильи и Арины даже самая простая керамическая посуда приобретает не только душу, но и характер.
- Расскажите, как к вам пришла идея открытия собственной мастерской?
Арина: – Все началось довольно просто. Десять лет назад мы с Ильей сходили на мастер-класс по гончарному мастерству. И нам настолько понравилось работать с глиной, что постепенно это хобби полностью нас захватило.
В какой-то момент мы осознали, что нам хочется заниматься керамикой на более серьезном уровне. Тогда и задумались о собственной мастерской. Шаг за шагом мы начали ее обустраивать, устанавливать оборудование, осваивать новые техники… И вот уже больше трех лет мы работаем здесь, в Калуге.
– Из чего состоит ваша мастерская?
Илья: – У нас есть все необходимое оборудование. Частично профессиональное, частично созданное своими руками. Мы собрали сами печь для обжига, причем из тех же материалов, из которых делают заводскую продукцию. Круги у нас профессиональные, ибо это основной инструмент для гончара.
Любой мастер должен пробовать что-то новое. Только так его мастерство становится чище и больше
А.: – У нас две печи – электрическая и газовая. И в этом у нас преимущество перед многими другими мастерскими, так как с помощью последней можно обжигать изделия на улице. Кроме того, мы можем сделать два абсолютно одинаковых изделия и поставить их на обжиг в разные печи – результат будет очень сильно различаться. По-другому раскроется глазурь, по-другому будет выглядеть черепок…
– Глазурь вы покупаете или готовите сами?
А.: – Составление глазури – достаточно интересный и кропотливый процесс. Проще их покупать, но только при умелом использовании можно и с их помощью добиться интересных результатов.
И.: – Если глазурь делать самим – это эксперименты, эксперименты и еще раз эксперименты. Здесь гончар превращается в химика. Нужно высчитывать пропорции, что можно смешать, а что не стоит, делать пробники… У нас уже есть свои рецепты, которые мы активно используем, но все равно стараемся добавлять в них какие-то новые ингредиенты.
– Вообще тяжело научиться гончарному делу?
И.: – Есть технологические процессы, которые нужно понять и достичь самому. Некоторые вещи можно посмотреть в Интернете, можно спросить у мастера, но многое нельзя узнать ни от кого. Часто бывает так, что приходится очень долго буквально биться об стену, страдать, что ничего не получается, а потом – раз! – так вот он, выход, рядом.
– И все же как вы пришли к авторской посуде?
А.: – Мы начали с традиционной керамики: крынки, кувшины, чашки. И в какой-то момент поняли, что делать только традиционку и ничего больше – тупиковый путь. Надо чему-то постоянно учиться. Мы просто искали картинки с интересными изделиями из керамики и пытались понять, как та или иная вещь была сделана. Отсюда начали изобретаться свои техники. Любой мастер должен пробовать что-то новое. Ведь мастерство растет, его надо оттачивать. Так мастерство становится чище, больше.
И.: – Когда мы только начали заниматься чем-то своим, то это были одни эксперименты. Делались сотни пробников, прежде чем найти идеальный вариант. Ведь многое зависит от тонких технических моментов, которым нет места в масштабе крупного производства. Это и есть отличительная черта авторской керамики. Когда мы только начали, то мы все свободные деньги вкладывали в развитие своего дела. Самая большая статья расходов была именно глазурь. У нас даже была такая фраза: «Люблю – глазурь куплю».
В авторской керамике многое зависит от тонких технических моментов, которым нет места в масштабе крупного производства
– Как люди оценивают такую необычную посуду?
А.: – Люди все разные, и нравится им разное. У нас есть друзья, которые обожают посуду из «Икеи», а от нашей у них шок. Но даже если наше творение хорошо продается, то это не значит, что оно самое лучшее. Изделия ручной работы не должны быть у всех. Кто хочет иметь такую посуду, либо делает ее сам, либо платит мастеру. Людям приходится объяснять, почему это стоит так дорого.
И.: – Всегда хорошо продаются кружки, кувшины и крынки. Кстати, у традиционки есть и свои плюсы. Очень часто люди останавливаются, особенно старшее поколение, засматриваются, а потом начинают рассказывать какую-то историю. О бабушках, которые в таких же крынках топили молоко, о своем далеком детстве. Приятно, что наши изделия будят в людях эти теплые воспоминания.
– Вашу посуду можно встретить во многих кафе, барах и ресторанах Калуги. Тяжело ли работать с такими большими заказами?
А.: – Тут все зависит от энергии человека, который заказывает. Мы работаем непосредственно с шеф-поварами. У них, как правило, уже есть идея подачи того или иного блюда, а мы должны дать ей обрамление. Мы должны работать в тандеме. В нашей мастерской мы не будем делать что-то обычное, что можно купить в магазине. Все моменты очень важны, потому что посуда – это фактически лицо заведения.
И.: – Бывает так, что приносишь сырое изделие, а заказчики начинают его мять, крутить, вертеть. В итоге, когда уже изделие обретет идеальные формы, стоишь и думаешь: «А как теперь таких 30 штук сделать?»
– Есть ли какие-нибудь вещи, которые вам очень нравится делать?
И.: – Нельзя выбрать что-то одно. Иногда есть настроение лепить крынки. И я ухожу в творческий запой и целый день леплю крынки. Потом, правда, Арина на меня ворчит, зачем я столько их налепил, но зато они у нас всегда есть. Или так же с кувшинами, или чайниками.
А.: – Чайники – это уже определенный уровень мастерства. Более половины чайников, которые можно купить в магазине посуды, сделаны плохо. У вас будет плохо идти струя или вываливаться крышка. Он будет безумно красивый, то технологически бездарно выполненный. Чайник – это сложная геометрия. Есть формулы, статьи на эту тему. Мы даже находили целые диссертации о том, под каким углом нужно лепить носик. Мы вымеряем все до миллиметра, поэтому за качество отвечаем головой.
– Какие у вас планы на будущее?
А.: – Двигаться вперед, постигать новое. Просто сейчас немного не хватает времени на все, что задумано. Но мы обязательно докупим новое оборудование, расширимся. И, кто знает, может быть, доберемся и до фарфора.
Текст: Наталья Которева