В Калуге открылась Школа скорочтения и развития интеллекта IQ 007. Руководят Школой Дмитрий Котов и Ирина Трофимова. Мы поговорили с ними о том, что волнует многих родителей. Не все дети могут самостоятельно, без помощи репетиторов, освоить школьную программу. Как им помочь? Прежде всего, развить мыслительные процессы и научить работать с информацией.
– Насколько это нужный навык – скорочтение?
Дмитрий Котов, генеральный директор школы IQ 007 в Калуге:
– Скорочтение как навык работы с большими объемами информации повышает вашу эффективность в любой области. Вы можете с легкостью запоминать тексты, числа, таблицы, изучить иностранный язык или освоить программирование.
Школьнику или студенту скорочтение поможет легко и успешно учиться, а время на подготовку домашних заданий сократить в разы.
Родители школьников смогут практически не контролировать ребенка в учебном процессе. Он будет осваивать учебные предметы самостоятельно, без их помощи, а также без дополнительной помощи репетиторов.
Ирина Трофимова, руководитель по развитию проекта IQ 007 в Калуге:
– Проблемы с чтением в школе автоматически тянут за собой проблемы с письмом, с грамотностью. В средних классах добавляются предметы, где требуется много читать и запоминать: география, история. Ребенок теряет интерес к этим предметам, мотивацию.
Наши занятия помогают сдвинуть с мертвой точки целый пласт проблем, выправить ситуацию в школе, совершить квантовый скачок в развитии ребенка. У детей с ярлыком двоечника значительно улучшается успеваемость. Как следствие, повышается самооценка, появляется уважение учителей и авторитет среди одноклассников.
– Не рано ли учить скорочтению в 7 лет? Дети еще и читать толком не умеют.
Дмитрий: – У нас 5 уровней обучения для разных возрастов. Каждый из них имеет свою цель и решает свои проблемы, и на ранних этапах это не скорочтение.
В 4-7 лет (так называемый букварный период) дети изучают буквы и слоги, учатся читать.
Скорость чтения – это закономерный результат развития всех видов памяти, внимания, мышления
В 6-9 лет (послебукварный период) мы учим детей читать словами, работать с текстом, увеличиваем темп чтения до 80-100 слов в минуту.
В 7-10 лет мы учим детей читать быстро и осознанно, запоминать и пересказывать тексты. Темп чтения на этом этапе увеличивается до 150-200 слов в минуту. Пока что, как видите, ничего сверхъестественного, скорость чтения – в рамках школьных требований.
В 10-16 лет мы начинаем обучать подростков собственно скорочтению, стратегиям чтения. Ученики увеличивают темп чтения вслух до 150-200 слов в минуту, а про себя – до 400-500 слов в минуту. Это уже не всякому взрослому по силам.
На пятой ступени, для взрослых, ученики продолжают осваивать стратегии чтения и увеличивать его темп.
– Вы сами обучались по методике IQ 007? Каков ваш результат?
Дмитрий: – Я увеличил скорость чтения с 243 до 780 слов в минуту. Навык пригождается постоянно: я читаю огромное количество обучающей и деловой литературы.
Ирина: – Есть мнение, что медленное «вдумчивое» чтение способствует лучшему усвоению информации. Ничего подобного! Медленное чтение – это худшее восприятие текста. Так устроен мозг. Максимальный процент запоминания при медленном чтении – 60, а средний – всего лишь 20-40. При скорочтении минимальный процент запоминания материала – 80.
– Что такое стратегии чтения?
Дмитрий: – Это методы скорочтения, которым мы обучаем. Их 15, и ни в одной другой школе такого количества нет. Ученики сначала осваивают каждый из них отдельно, а в дальнейшем используют совокупность 3-5 «любимых» методов.
Освоить все эти методы быстро не получится. Поэтому наш курс – это не 8-10, а 72 занятия. Каждое занятие – 80 минут (для дошкольников – 60). За это время мы гарантируем закрепление полученных навыков на всю жизнь.
Дмитрий: – Мы работаем с малыми группами. Занятия с дошкольниками проходят практически индивидуально, в группе всего 1-2 человека. Сравните с традиционной подготовкой к школе, где в классе 10-15 человек! У младших школьников – не более 3 человек в группе, у старших – 4, у взрослых – максимум 6, при условии, что они обучаются более-менее в одном темпе.
Ирина: – Половину времени на занятии мы посвящаем работе с текстом и половину – развитию памяти и мыслительных процессов. Знаете ли вы, что многие дети не умеют воспринимать информацию на слух? Отсюда жалобы учителей, что они не слушают на уроке, отвлекаются. С этим мы тоже работаем.
Школьнику или студенту скорочтение поможет легко и успешно учиться, а время на подготовку домашних заданий сократить в разы
На занятии каждые 5 минут идет переключение с одного вида деятельности на другой. К нам приходили родители с неугомонными, неусидчивыми детками 4-5 лет и говорили: «Часовое занятие они не выдержат». Но у нас – легко! Дети не понимают, что это учеба, воспринимают занятие как интересную игру. При этом за урок они успевают сделать от 15 до 18 упражнений.
Дмитрий: – В школе есть бесплатное пробное занятие, которое проводится индивидуально. Вы знакомитесь с методикой, с преподавателем, а также видите реальное положение дел: что у ребенка получается, а что – нет.
– В чем уникальность методики Школы IQ 007? Всевозможных развивающих занятий и групп подготовки к школе в городе множество.
Мария, преподаватель: – Основное отличие в том, что в каждое занятие включены задания на развитие всех блоков памяти: наглядно-образной, слуховой, тактильной, зрительной. Мы активно используем на уроках элементы логопедии, риторики, обучаем приемам мнемотехники.
У детей младшего возраста много внимания уделяем развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата: артикуляционной гимнастике, скороговоркам, чистоговоркам. Если ребенок занимается с логопедом, это помогает ускорить постановку звуков и закрепить результат.
Для каждого ученика мы выстраиваем индивидуальную траекторию развития, чтобы он смог «подтянуть» те навыки, которые пока что хуже сформированы.
Наша цель – научить не просто быстро читать, но и ловить в тексте нюансы, уточняющие моменты, активизировать лексикон. Итог – ребенок понимает текст, запоминает детали и описания, может пересказать его почти дословно.
Скорость чтения – это закономерный результат развития всех видов памяти, внимания, мышления.
Ирина: – Мы не ставим оценок. Есть дневник успеха, где по каждому занятию ребенок записывает свой результат, и сам видит, что раньше он делал из 12 заданий 2, а сейчас – все 12. Результат можно измерить, оцифровать, увидеть динамику развития. Раз в месяц мы проводим открытое занятие, чтобы и родители увидели, чего за это время достиг ребенок. У нас нет лучших и отстающих. Все – лучшие. Позитивный настрой и чувство успеха отлично мотивируют.
– Навыки, полученные в IQ 007, используются в обычной школьной жизни?
Мария: – Конечно. При подготовке к школьным урокам дети должны пользоваться тем методом, который они изучали на занятии. Таким образом, навыки, которые они приобретают, интегрируются, внедряются в школьную жизнь, помогают учиться.
– Школа IQ 007 обучает еще и каллиграфии. Зачем это нужно сейчас, в век тачскринов и клавиатур?
Ольга, преподаватель: – Письмо – это мелкая моторика. Кто плохо пишет, тот и печатает медленно. В школе за неаккуратный почерк, грязь и помарки ругают, могут снизить оценку. Но главная боль детей и родителей – это, конечно, ЕГЭ. Высший балл ребенок получает, если задание выполнено каллиграфическим почерком. Если же почерк «хромает», ребенок лишается возможности поступить в лучшие вузы страны на бесплатной основе.
– Ирина, вы только что пришли со встречи с директором одной из лучших калужских школ. Что вы обсуждали, если не секрет?
Ирина: – У нас большие планы по сотрудничеству с калужскими школами – от бесплатных факультативов по скорочтению и каллиграфии до проведения игр и конкурсов. Сейчас мы хотим организовать турнир «Что? Где? Когда?» среди учеников 1-4-х классов нескольких школ. Проведем отбор, сформируем команды, которые будут тренироваться на базе школы IQ 007, а потом начнутся игры. В апреле состоится финал. Я думаю, получится яркое, интересное мероприятие, и мы обязательно расскажем вам, как оно пройдет.
г. Калуга, ул. Кирова, 29, офис 207 (за Домом быта).
Запись на бесплатное пробное занятие по телефону 403-007