Калужская область демонстрирует высокие показатели роста сельского хозяйства. Этому во многом способствуют меры государственной поддержки АПК и своевременное финансирование сельхозтоваропроизводителей. На какую поддержку могут рассчитывать аграрии в этом году, рассказывает директор калужского регионального филиала АО «Россельхозбанк» (КФ РСХБ) Маргарита Филатова.
- Маргарита Григорьевна, чем запомнился 2018 год? Какими успехами можете поделиться?
– Порадоваться есть чему. Мы рады, что растем каждый год. И рост у нас выше рынка. По итогам 2018 года совокупный кредитный портфель Калужского филиала РСХБ составил более 25 млрд рублей, прирост по сравнению с аналогичной датой прошлого года составил 109%. Из них 5,7 млрд рублей приходится на кредиты населению.
Филиал активно развивает розничный бизнес. За 2018 год населению выдано свыше 3 тысяч кредитов на сумму более 1 млрд рублей. Наиболее востребованы среди частных клиентов потребительские, в том числе пенсионные кредиты, ипотека, а также кредитные карты банка.
В корпоративном сегменте кредитный портфель филиала по итогам прошедшего года составил 21 млрд рублей.
По итогам 2018 года Калужский филиал Россельхозбанка увеличил объем привлеченных средств клиентов на 19%, до 17 млрд рублей. В том числе объем средств корпоративных клиентов достиг 6 млрд рублей, физических лиц – 11,8 млрд рублей.
– С чем вы связываете такой рост?
– Безусловно, с развитием сельского хозяйства в Калужской области. Поскольку около 60% наших клиентов – сельхозтоваропроизводители. К нам идут фермеры и производители, которые понимают, что есть уникальные банковские продукты, которых нет в других банках, которые можно целенаправленно быстро и выгодно получить.
– Что это за специальные предложения для сельхозпредприятий?
– РСХБ в Калужской области является ключевым банком-участником механизма льготного кредитования. Между Россельхозбанком и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации действует соглашение о льготном кредитовании аграриев по ставке не выше 5%. Россельхозбанк стал первым, заключившим такое соглашение с Минсельхозом России. Данный механизм существенно упростил процесс получения субсидированных средств и сократил время на получение займа. Если раньше клиент получал высокую ставку и потом государство ее компенсировало, то сейчас сельхозпроизводитель сразу получает пониженную ставку и работает по ней. Очень интересный продукт, все к нему стремятся, следят за своей платежной дисциплиной, чтобы иметь возможность войти в эту систему и из нее не выпасть.
Между Россельхозбан-ком и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации действует соглашение о льготном кредито-вании аграриев по ставке не выше 5%
По итогам 2018 года аграриям Калужской области было предоставлено порядка 9,8 млрд рублей. В текущем году мы также в полной мере обеспечиваем финансирование данного направления в регионе. Только в первом квартале 2019 года банком было рассмотрено более 20 заявок на финансирование в рамках льготного кредитования и выдано кредитов по ставке не выше 5% на общую сумму более 200 млн рублей. Наша задача – оказывать своевременную кредитную поддержку аграриям, чтобы они смогли не только вовремя и качественно провести посевную кампанию, а также реализовать инвестиционные проекты в регионе. В отличие от других банков, мы очень серьезно подходим к проектному финансированию. Тогда как другие банки расценивают его как высокорискованное. Наше отличие в том, что мы умеем и можем прогнозировать риски, понимаем проблемы и подстраиваемся под клиентов.
– Вот сейчас идет посевная…
– Да, это период быстрого одобрения кредитов на весенне-полевые работы. Это одно из ключевых направлений работы филиала: в 2018 году на кредитование сезонных работ было предоставлено 10 млрд рублей, что на 23% превышает показатель 2017 года.
– Как быстро вы рассматриваете заявки?
– Технология рассмотрения заявки отработана. Есть определенные требования, есть проекты-аналоги. Мы пользуемся всей базой наработок Россельхозбанка, что существенно ускоряет сроки принятия решений и рассмотрения заявок.
У нас работают опытные специалисты. Они уже и животноводы, и агрономы. Сотрудники настолько в теме, что наизусть знают, сколько требуется бетона на коровник, почему нужна такая крыша, а не другая, еще и фермера могут посоветовать.
По отдельным случаям консультируемся с головным офисом, где есть специалисты любого плана. Плюс – очень плотно сотрудничаем с министерством сельского хозяйства и, если необходимо, обсуждаем проекты даже на уровне российского минсельхоза.
– Чем руководствуются компании, выбирая Россельхозбанк для обслуживания?
– На мой взгляд, основными критериями при выборе нашего банка являются его надежность, качество обслуживания, клиентоориентированность и индивидуальный подход, а также наличие различных продуктов дистанционного банковского обслуживания: интернет-банк, клиент-банк, мобильные приложения. Данные услуги позволяют клиенту экономить время, оперативно управлять своими средствами, упрощают расчеты с партнерами.
В нашем деле зачастую даже ставки не так важны, сколько время и скорость. Опросы клиентов именно скорость обслуживания ставят на первое место.
– Это именно с деньгами такая история?
– Конечно. Потому что деньги завтра дороже, чем сейчас.
– Много ли желающих сегодня заниматься сельским хозяйством?
– В последние годы меньше. Но сейчас в сельское хозяйство идут более осознанно. Те, кто понимает, что это непростой бизнес, куда придется уйти с головой на несколько лет. Этот бизнес – как судьба. Когда себе не принадлежишь. Все фермеры растут снизу.
Они сами доят коров, контролируют отелы, щупают корма. Даже такие крупные бизнесмены, как Штефан Дюрр, не боятся запачкать рук.
– На ферме в чистых туфельках остаться не получится.
– Наши клиенты часто говорят: «Простите, пожалуйста, я прямо с фермы». Но надо признать, сейчас фермы уже не такие, как в прошлом веке. Сегодня это чистое, высокотехнологичное производство. Даже на маленьких фермах уже приятно находиться. У нас очень крупный фермер, одно из лучших производств мяса свинины – Эдуарда Тонояна. На его ферме, например, вообще стерильность. В молочных комплексах все ходят в бахилах, накидках. Робот определяет все показатели. Место, где происходит дойка и находятся коровы, обрабатывается автоматически. Оператор сидит за компьютером.
В нашем деле зачастую даже ставки не так важны, сколько время и скорость. Опросы клиентов именно скорость обслуживания ставят на первое место. Потому что деньги завтра дороже, чем сейчас
Реально распирает гордость, что и в России это работает, что мы тоже можем. И мы имеем к этому отношение и причастны к развитию прогресса.
– Вы часто бываете у своих клиентов?
– Летом каждую неделю, зимой чуть реже. Мы же полноправные участники процесса: банк является инвестором и, естественно, контролирует процессы от и до: на что потрачены деньги, поставка оборудования, сроки работ и т.д. Правильно ли выдерживаются технологии строительства.
При финансовой поддержке АО «Россельхозбанк» в Калужской области был введен животноводческий комплекс на 2800 голов на базе одного из передовых хозяйств региона ООО «Калужская Нива». Кредитные ресурсы были направлены на проведение строительно-монтажных работ, приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота, оборудования и сельскохозяйственной техники в рамках реализации инвестиционного проекта.
Сейчас идет работа по целому ряду перспективных инвестиционных проектов по расширению действующих комплексов, строительству новых и реконструкции действующих объектов: «Агро-Инвест», которые производят овощи под маркой «Мое лето», ООО «Молоко-Групп» и пр.
В Калужской области активно строятся молочные и тепличные комплексы, развивается малый бизнес на селе. Санкции в этом смысле стали мощным толчком к развитию.
– То есть, в сфере сельского хозяйства санкции – благо?
– Однозначно. Мы видим это не только в цифрах, но и на прилавках магазинов. Мы видим это в контексте отношения к нам Запада. Стратегическая история «все свое» будет положительно влиять на все сферы жизни в стране.
Губернатор недаром ставит задачу по развитию молочной промышленности. Собственное продовольствие дает эффект защищенности от потрясений и экономических, и потребительских, и социальных.
Собственное продовольствие дает эффект защищенности от потрясений и экономических, и потребительских, и социальных
Более того, Россия может стать ведущей мировой аграрной державой. Для сельхозбизнеса сейчас главная задача – выход на внешние рынки. У нас есть что экспортировать и что востребовано заграницей. В первую очередь это качественные продукты. Ряд клиентов уже сейчас экспортируют свои сыры. Нам пока сложно конкурировать по одной причине: далеко не все предприятия могут выдержать стандарты международной торговли. Но количество экспортеров растет. А Россельхозбанк активно разрабатывает и вводит кредитные продукты для экспортеров.
– Вы не видите проблему в закредитованности?
– Все индивидуально. Если бизнес развивается и растет, то проблема не стоит. Потому что все равно это приведет в будущем к положительному результату. Свои свободные средства редко у кого бывают. Бизнес в моменте не производит столько прибыли. Пока накопят, деньги уже обесценятся. Строиться и развиваться в кредит более правильно и эффективно. Без заемных средств никуда. Кредитный продукт тянет за собой все сопутствующие пассивные операции. Я вообще считаю кредиты одним из самых перспективных и необходимых банковских продуктов. Может быть, потому что мой путь в банковской сфере начинался с кредитов.
– Поделитесь своей профессиональной историей?
– Удивительно, но я с детства мечтала работать в банке. Серьезно. Несмотря на то что по первой специальности я преподаватель. Родом я из Алексина, Тульской области. Училась в Тульском университете на специальности «физика-экономика». То есть я и физик, и экономист. Пришла работать в банк на должность кассира-контролера, это низшая ступень в банке. Дальше перешла к кредитованию розничного бизнеса, корпоративного кредитования…
– Как вы считаете, какое качество главное для банковского работника?
– Ответственность. Банковская система не любит безответственности и легкомыслия. Это грозит серьезными потерями. Поэтому я очень ценю своих сотрудников, коллег, которые ответственны и внимательны на своих участках работы, которым можно доверять.
Как у руководителя, у меня много поездок, встреч, командировок. Случаются и авралы, и форс-мажоры, и проблемы. Здесь важно уметь гибко реагировать и подстраиваться под обстоятельства, правильно расставить приоритеты, делегировать и ставить задачи. Потому что успеть все невозможно.
– Что вам помогает справиться с эмоциями?
– Психологические практики, методики, техники дыхания йоги. Чтобы справляться с эмоциями, я себя тренирую. Нужно всегда сохранять холодный ум, уметь абстрагироваться, взглянуть на ситуацию «сверху», мыслить и действовать конструктивно. Если зацикливаться на каждой проблеме, то можно сойти с ума.
– Чтобы минимизировать человеческий фактор, используют технологии?
– Конечно, на всех этапах работы мы используем стандарты. Но человеку нужен человек. Клиентская работа занимает 80 процентов моего времени. Можно сказать, что я главный клиентский менеджер по региону. Общение очень важно для клиента. Уровень финансовой грамотности, духа предпринимательства очень вырос. Наши клиенты приходят, чтобы обсудить финансовые продукты, условия, прогнозы. И Россельхозбанк всегда будет стремиться поддерживать прямой контакт со своим клиентом.
– Что вы предлагаете для клиентов, не имеющих отношение к сельскому хозяйству?
– Как опорный банк АПК мы работаем и по льготным системам финансирования государственных программ в части поддержки малого бизнеса. Оказываем все стандартные услуги по корпоративному обслуживанию.
У нас есть все виды банковских продуктов для физических лиц: выгодные потребительские кредиты, вклады, ипотека и рефинанс ипотечных кредитов других банков под более низкую ставку. По итогам 2018 года «Россельхозбанк» получил награду за лучший банковский продукт за вклад «Доходный». Очень много людей оценили и воспользовались этим предложением.
Конечно, на всех этапах работы мы используем стандарты. Но человеку нужен человек. Клиентская работа занимает 80 процентов моего времени. Можно сказать, что я главный клиентский менеджер по калужскому региону
Для наших клиентов в рамках системы мобильного банка есть кэшбэк, есть бонусные программы. При безналичных расчетах нашей картой начисляются баллы, в рамках системы «Урожай» ими можно оплачивать железнодорожные билеты и гостиницы.
– На клиентов эти бонусы действуют?
– Конечно. Клиенты очень любят и живо интересуются, что могут получить дополнительно. Это здоровая жадность. И это нормально. Это рынок: «ты мне – я тебе». Если я даю вам возможность воспользоваться своими деньгами, то и вы мне что-то дайте. Сейчас люди выбирают, где им выгоднее, удобнее, приятнее.
– В какую сторону идет банкинг?
– Конечно, все идет в сторону стремительного развития технологий и цифровизации. От этого никуда не денешься. Электронные системы претерпевают изменения буквально каждый день. Наш банк показывает высокий уровень безопасности и защиты. За последнее время мобильные банки, системы ДБО стали более устойчивыми. Системы защиты средств клиента становятся более совершенными.
В планах развития на ближайшие 2-3 года – маркет-плейс. Из интересного: недавно мы выпустили «волшебное» кольцо. Надеваешь его на палец и используешь как пластиковую карту. Самое удобное на отдыхе, в поездках, когда не хочется брать с собой кошелек или карту. С ним можно плавать, загорать – все что угодно.
– Вы уже использовали его по назначению?
– Вы имеете в виду отпуск? Пока не пришлось. Лето – самая страда! Мы же работаем по календарю сельхозработ. Так что отдыхать будем осенью, как «цыплят посчитаем».
– А семья не обижается?
– Я благодарна своей семье, родным – за то, что они понимают меня и дают мне возможность спокойно работать. Можно сказать, это они «сделали» меня руководителем. И я стараюсь компенсировать недостаток общения качеством проведенного вместе времени.
– Маргарита Григорьевна, какие цели ставите себе на этот год?
– Дальнейший рост. АО «Россельхозбанк» является одним из самых надежных крупнейших банков страны. Калужский филиал – это профессиональный и готовый к развитию коллектив, это признание клиентов и устойчивые, стабильные позиции. Мы находимся в «зеленой зоне» надежности. И наша цель – оставаться в ней.
текст: Анна Большова
фото: Дмитрий Демидов