Анастасия Соцевич. Медитация с пером

Жить Хорошо 17 июня 2019 0 Просмотров: 1586

1С перьевой ручкой Анастасия Соцевич познакомилась в первом классе, а чуть позже научилась с легкостью копировать почерк любого одноклассника. На инязе КГУ девушка участвовала во всех «Студенческих веснах» в качестве художника-оформителя. Наверное, сама судьба вела ее к профессии каллиграфа и леттерера.

— Анастасия, у вас два высших образования. Вы успешно работали переводчиком. Как решились сменить профессию?

— Я полностью реализовалась в своей первой профессии и исполнила мечту — посмотреть мир. Но года 3–4 назад, когда я ждала второго ребенка, вдруг поняла, что строить бизнес-карьеру мне больше не интересно. Знакомый коуч задал мне вопрос: «Чем ты любила заниматься, когда тебе было 5–6 лет?» Конечно, рисовать, что-то оформлять, обставлять кукольные домики.

Чуть позже мне в Инстаграме попалась картинка: перо, тушница и изящные завитки на бумаге. Мне это показалось божественно красивым, и я захотела освоить профессию каллиграфа. Да, было боязно решиться на перемены в жизни, к тому же на первых порах новая профессия потребовала существенных вложений: обучение, инструменты, краски и очень много бумаги для ежедневных упражнений. Каллиграфия — очень недешевое хобби. Деньги, правда, быстро начали возвращаться.

— Вам и сейчас нужны ежедневные упражнения?

— Как музыканту, спортсмену или танцовщику, каллиграфу надо тренироваться каждый день, иначе теряется навык, рука «забывает». По часу в день я упражняюсь в написании базовых элементов (овалов, полуовалов, петель), букв, завитков.

Каллиграфу необходимо тренироваться ежедневно, как музыканту или спортсмену

Иногда меня просят «быстренько» подписать открытку, и даже не догадываются, сколько труда за этим стоит. Надо подготовить все материалы, протереть перья, выбрать инструмент с учетом особенностей бумаги. Потом надо разработать, расписать руку, поделать базовые элементы. Подумать, как разместить текст, чтобы он хорошо смотрелся, и написать его сначала на черновике. Открытка одна, и права на ошибку у меня нет. В результате «всего лишь подписать» выливается в 1,5–2 часа работы.

3— Имеет ли значение почерк самого каллиграфа?

— В каллиграфии есть определенные стили письма, например, английский курсив, американский спенсериан. Есть техника письма. Собственный почерк для каллиграфа неважен. Мой, например, далек от идеала.

Каллиграфия может повлиять на почерк, но он все равно остается таким, какой он есть, свойственным данному человеку. И все же я думаю, что занятия каллиграфией полезны и взрослым, и детям, потому что тренируют мозг, учат собранности и аккуратности. Сейчас популярна тема осознанности, и каллиграфия очень хорошо иллюстрирует, что это такое. Тут важно все: как сидишь, как держишь инструмент, с каким нажимом ведешь линию. Каллиграфия в чем-то сродни медитации.

4— Какими инструментами и материалами вы пользуетесь?

— Я работаю тонким пером. Методом проб и ошибок я нашла «свои» перья, которые кому-то другому могут и не подойти. У перьев разных марок отличается форма и жесткость. Мастера закупают любимые перья в огромных количествах, причем нередко приходится заказывать их за рубежом.

Я использую американскую тушь «Хиггис» и российскую «Гамма». Намешиваю из порошка ореховые чернила или покупаю готовый раствор. Люблю комбинировать акварель и каллиграфию. Работаю с finetec — маленькими палетками с цветными металлизированными красками и тушами. Раньше он был только импортным, но, к счастью, его начали выпускать и в России.

Материалы и бумагу тоже приходится покупать через интернет, часто вслепую, ориентируясь на отзывы. В Калуге с этим вообще беда — почти ничего нет продаже.

5— В чем отличие леттеринга и каллиграфии?

— Каллиграфия — это написание букв, прежде всего техника письма. Само слово в переводе означает «красивое письмо». Леттеринг — это рисование букв. Он предполагает умение строить буквы, украшать их при помощи различных элементов, объемов, теней. Композицию в леттеринге можно сравнить с домиком, построенным из букв. Красиво смотрится сочетание разных стилей изображения, разных линий, букв разной величины.

1— Где применяются леттеринг и каллиграфия в современном мире? Почему это модно?

— Я думаю, люди устали от одинаковых шрифтов и картинок. Все чаще заказывают логотипы, нарисованные от руки, а не сделанные в программе.

Каллиграф может красиво оформить свадебные аксессуары: приглашения, таблички для рассадки гостей. Казалось бы, что такое приглашение? Но ведь с него начинается торжество. Гости настраиваются на особый ритм и стиль свадьбы. Это подсказка, в какой гамме выбрать наряд. Сделанное со вкусом, подписанное от руки приглашение гость будет хранить как память о торжестве.

Леттеринг приобрел популярность вместе со стилем лофт, когда стало модным оформлять стены черными меловыми поверхностями, на которых можно что-то написать. Он поддерживает атмосферу, стиль и направленность заведения. Мне приятно, что все больше кафе и магазинов Калуги украшено моими работами: Tartalette и Coffee Hub, цветочный магазин «Дон Пион», торговый комплекс «ХХI век».

Леттеринг можно использовать не только в общественных пространствах, но и в интерьерах частных домов и квартир, если общий стиль это позволяет. Меловые доски прекрасно смотрятся в интерьере кухни, холла или детской.

— Сколько времени требуется на оформление меловой доски? Дорого ли это?

— Если все проходит гладко, то скорость работы — примерно квадратный метр в час, причем большую часть времени занимает разметка. Конечно, я предварительно делаю эскиз, но если сталкиваюсь с «сюрпризами» в виде неровностей и других нюансов, приходится в чем-то переигрывать первоначальный замысел. Мой ценник — полторы тысячи рублей за квадратный метр. Для нашего региона это вполне адекватная стоимость. Ведь речь идет о коммерческих проектах, и леттеринг служит тому, чтобы привлечь и удержать клиентов, то есть заработать деньги.

— Каким был ваш самый необычный заказ?

— Это был подарок на свадьбу для молодоженов из Липецка — 16-килограммовая гиря. Я писала строительным акрилом — никакая другая краска на чугунной поверхности не держалась. Получилась настоящая «бомба» — арт-объект, с которым фотографировались все гости. Сообщество российских леттереров опубликовало фото этой гири как пример одной из лучших работ.

6— Отличаются ли в написании латиница и кириллица? В этих алфавитах много похожих букв.

— В русском и латинском алфавитах даже похожие буквы строятся совершенно по-разному, акцентные линии другие. В русском алфавите мало букв с верхними выносными элементами, зато много букв с нижними: у, р, з, д, ф. Верхние и нижние выносные элементы не должны идти встык. Не каждый стиль написания подходит под кириллицу. Попробуйте, например, написать курсивом слово «лишишь». Чтобы выстроить гармоничную композицию, нужны насмотренность и опыт. Обычно сразу видно, работал профессионал или любитель. Тем не менее, в Америке и Европе в кафе и барах стоят меловые доски, на которых быстро, от руки пишут меню. Латиница смотрится круто даже в таком варианте. Кириллица не такая «фотогеничная», поэтому ее приходится адаптировать.

— Какие современные тренды есть в каллиграфии? Какие мастера задают тон?

— Очень модная тенденция — нечитаемая каллиграфия. Например, ваше любимое стихотворение можно написать так, что оно будет выглядеть как крутая динамичная картина. В такой технике работает новгородский каллиграф Елена Алексеева. Она миксует в одной работе современную и классическую каллиграфию, вязь, устав, полуустав и абстрактные рисунки.

В русском и латинском алфавитах даже похожие буквы строятся по-разному. Латиница более «фотогенична»

Дина Ружа переехала из России в Нью Йорк и занимается популяризацией русской письменности в англоязычных кругах. Дина создает шрифты, адаптирует классическую славянскую вязь к современности.

Один из самых знаменитых художников, который работает на стыке каллиграфии и граффити — Покрас Лампас. У него просто фантастическое смешение техник, стилей, языков. Покрас может оформить все, от футболок до автомобилей и огромных зданий. Среди его работ — крыша «Красного Октября» и пешеходный тоннель в торговом центре «Атриум» в Москве.

— В каком направлении вам было бы интересно развиваться?

— Возможно, под влиянием мастеров, о которых я рассказала, мне захотелось освоить плоское перо и традиционный русский стиль: скоропись, славянскую вязь.

— Как вы думаете, будет ли каллиграфия востребована в будущем, или мода на нее пройдет?

— В начале своей работы я много раз слышала, что занимаюсь ерундой. Но я уверена, что ручная работа будет цениться всегда, ведь мастер вкладывает в свое произведение душу, тратит ради вас кусочек своей жизни. Когда человек занимается делом, от которого у него горят глаза, его творчество обязательно найдет отклик.

Фото: Наталья Воронцова

Прокомментировать