Промышленный дизайнер Денис Жарков покинул Санкт-Петербург и вернулся в Калугу ради профессионального роста и личностного развития, поиска смыслов и концепций. Он основал бренд «Калуга 1371», и теперь мы можем легко запомнить год рождения своего города, увидеть из окна галактику и примерить шляпу Циолковского.
— Денис, почему вы решили развивать региональный бренд? С чего все начиналось?
— Бренд «Калуга 1371» существует с 2016 года. Все началось с увлечения печатью, в частности шелкографией. Мастерская создавалась в путешествиях: мы с друзьями ездили по стране, закупали подержанное оборудование. Первый станок привезли из Ростова. Освоив технологию, начали брать заказы. Но хотелось делать что-то свое, массовое, но в то же время точечно направленное, найти собственную аудиторию. Родилась идея локального бренда, потому что все мы — патриоты Калуги.
— Вы учились и работали в Санкт-Петербурге, но вернулись в Калугу. Почему?
— Я окончил Санкт-Петербургский политехнический университет, работал арт-директором у одного из крупнейших производителей и поставщиков сувенирной продукции на российском рынке. Почему вернулся? Питер задавил количеством культурных ценностей. Этот город неисчерпаем, у него богатейшая история, архитектура. Ты в это погружаешься, начинаются бесконечные вылазки и экскурсии, и больше ни на что не остается сил и времени. А хочется еще и развиваться — личностно и профессионально. Вернувшись в Калугу, я занялся изучением станочного производства, альтернативных способов изготовления различных изделий — того, с чем напрямую связана моя деятельность. Прогресс не стоит на месте, а я в какой-то период многое упустил.
— Что дало вам образование в сфере промышленного дизайна?
— Прежде всего, знания, как воплотить свои идеи в изделиях. Без этого ничего бы не получилось. Любое производство подразумевает технологический процесс, и ты должен знать, что там происходит, каким способом можно произвести тот или иной продукт с максимальным качеством и наименьшими затратами. В рамках нашего проекта я занимаюсь всеми этапами разработки продукта, от дизайна до запуска в производство. Весь процесс в моих руках, и это невероятный кайф.
— Как вы придумываете принты? Откуда появились, например, «косможане»?
— Смешали космос, космонавтов и калужан — получились «косможане». Такие вещи лежат вроде бы на поверхности, но нужен какой-то толчок, чтобы их объединить.
Мы всегда ищем некую историю, контекст, который поможет раскрыть идею
Мы всегда ищем некую историю, контекст, который поможет лучше раскрыть идею. Недавно выпустили набор открыток «Калуга космическая». Одна из иллюстраций меня особенно зацепила: окно старого калужского домика с резными наличниками, и за ним — темное, усеянное звездами небо. Я подумал, что этот рисунок хорошо будет смотреться на кружке. Вспомнились знаменитые слова: «А из нашего окна площадь Красная видна». Немного их переработали, и получился очень неплохой, на мой взгляд, концепт. Такая подача сразу добавляет глубины.
— А принт «Утверждают космонавты» сделан по мотивам традиционной тарусской вышивки?
— Да, так и есть. Эту вышивку со строчкой из песни Кобзона мы нашли в Тарусском музее. Она настолько ярко показывает всю концепцию нашего бренда, что невозможно было пройти мимо. Когда среди традиционных народных мотивов взгляд вдруг вычленяет какие-то современные черты, это может зацепить. Мы лишь немного доработали космонавтов, чтобы они лучше читались.
— Кто ваша аудитория? Можно ли сказать, что вы ориентированы в основном на молодежь?
— Мы ищем универсальные способы подачи и дизайн-коды, которые могут зацепить и молодежную аудиторию, и более возрастную. Например, принт «1371» — это экскурс в Олимпиаду‑80, стилистика взята именно оттуда. А новый принт «Колыбель космонавтики» создан по мотивам спилберговского «Инопланетянина». Я думаю, это находка: мы собрали все, что касается Циолковского, и завернули в такую вот интересную концепцию. Даже иностранные туристы смогут считать этот дизайн-код.
За три года пришло понимание, кому и как мы могли бы более точечно транслировать свою продукцию, но пока боимся экономически это не потянуть. И все же мы стремимся сделать так, чтобы каждый покупатель нашел у нас что-то именно для себя или ясно понимал, кому он мог бы подарить ту или иную вещь.
— Следите ли вы за модными трендами, и каковы они сегодня?
— Да, и это довольно просто. Чтобы понять, какие цвета и принты сейчас в моде, достаточно зайти в любой магазин молодежной одежды. Среди глобальных трендов — космос во всех его проявлениях. Эту тему уже несколько лет активно штурмуют дизайнеры, и она, на мой взгляд, только набирает обороты. Здесь и истоки эры космонавтики, и современность, и культовые фильмы — «Звездные войны», «Трансформеры» и прочие. Основная задача дизайнеров, иллюстраторов — найти новые способы подачи этого материала.
— Можно ли говорить о философии бренда «Калуга 1371»?
— Мы развиваем два направления: сувенирная продукция и одежда. Крафтовость — это часть философии бренда. Она предполагает небольшой тираж и использование ручного труда. Все, что мы можем сделать сами, — мы делаем сами.
Мы хотим, чтобы наши вещи служили долго. В отличие от крупных брендов, мы придерживаемся принципа естественного устаревания изделий. Отсюда «вечная» шелкографическая печать на одежде, качественная кожа и вощеные нитки для производства аксессуаров. При этом у нас есть вещи на любой кошелек.
И еще одно наше золотое правило — делать только то, что сами хотели бы носить. У меня есть изделия со всеми нашими принтами.
Миссия нашего бренда отчасти просветительская. Хотим, чтобы с нашей помощью люди больше узнавали о Калуге и космонавтике. Мне кажется, новому поколению интересны современные смыслы при подаче исторической информации, ему нужны какие-то привязки к историческим событиям — визуальные, вербальные. И мы их создаем.
— У вас есть несколько изделий, где вы воплощаете образ К. Э. Циолковского. Почему вы решили сделать значок в виде его шляпы?
— Обычно на магнитах и значках изображают историческую часть города и пишут его название — это то, что нужно иностранным гостям. Мы пытаемся найти более оригинальные варианты. Например, вы можете «примерить» шляпу Циолковского и выложить фото в Интернет: получается некий челлендж. Я узнал, что наши значки недавно приобрели туристы из Индии.
Калуга транслирует Циолковского как полностью «своего», и не важно, что он жил и работал не только в нашем городе. Его имя носят университет, аэропорт, музей космонавтики. Его образ плотно осел в сознании. Жаль, что мы не можем спросить у него самого: «Как вам это нравится, Константин Эдуардович?» Но мне бы очень хотелось познакомиться с его потомками, пообщаться с ними. Мы дошли до такого уровня внутреннего развития, что хочется чего-то большего, чем просто калужский патриотизм. Хочется некой истории, правды, глубины.
— Город вас вдохновляет, помогает генерировать идеи? Есть ли у вас любимое место в Калуге?
— Конечно. У меня, как и у многих калужан, любимое место — улица Воскресенская, особенно весной, в период цветения. А еще площадка под ракетой, когда к ней был доступ. Весь парк Циолковского — энергетически очень сильное место.
Новому поколению нужны современные смыслы при подаче исторической информации
Иногда я иду по улице, обращаю внимание на какое-то красивое историческое здание, и в голове происходит взрыв фантастических идей: что было бы, например, если бы тут во дворе строили дирижабли? Поэтому я хожу по городу со скетчбуком, что-то записываю, делаю зарисовки. Есть «копилка идей», в которую мы собираем факты, исторические сведения, образы. Регулярно бываем в музеях, в архивах, изучаем старинные карты, документы, печатные издания. У нас очень много наработок.
— Есть ли у вас какие-то планы, связанные с предстоящим 650-летием Калуги?
— Есть задумка: разработать капсульную коллекцию одежды и представить ее на конкурсе, который проводит город к юбилею. Победителю обещают замечательный приз. Денежная премия нас мало интересует, а вот поработать с крупной фабрикой по производству одежды очень бы хотелось.
— Вы один из немногих локальных брендов. Ощущаете ли поддержку со стороны городского и областного руководства?
— К нам очень хорошо расположен губернатор Калужской области. Однажды Анатолий Дмитриевич даже поучаствовал в благотворительном мастер-классе по печати на футболках, который мы проводили в визит-центре национального парка «Угра».
Мы сотрудничаем с областным министерством культуры, с агентством по развитию туризма и туристско-информационным центром, с национальным парком «Угра». Они часто приобретают у нас одежду для проведения различных мероприятий, сувениры для подарков гостям города. Наша продукция участвует в московских выставках, связанных с туристическим кластером.
В декабре прошлого года в Инновационном культурном центре шел спектакль #ПРОКАЛУГУ, где все актеры выходили на сцену в наших футболках и толстовках. Спектакль имел большой резонанс, собирал полные залы.
— Какие принты больше всего нравятся вам самому, и какие стали хитами продаж?
— Мои любимые принты до сих пор не напечатаны. Когда творишь «для себя», может получиться нечто настолько смелое, что аудитория просто это не примет. Другое дело, когда разрабатываешь принт исходя из условий рынка. И тут один из моих любимых — самый новый, «Колыбель космонавтики». Предвкушаю обратную связь — как он понравится людям. А хитом продаж можно назвать принт «1371».
— Чем вы порадуете поклонников бренда в ближайшее время?
— Готовимся представить подписчикам в соцсетях лукбук: как можно носить наши изделия, с чем их сочетать. Даже простую футболку вы можете надеть навыпуск или с подбором, носить ее под пиджак, куртку, плащ и так далее. Все зависит от того, какой образ вы хотите создать. И это мы продумываем еще на стадии разработки принта.
Сейчас наша мастерская находится на улице Ленина, напротив Художественного музея. Скоро там откроется полноценный шоурум. Мы планируем проводить мастер-классы для всех, у кого есть желание познакомиться с шелкографической печатью.
А еще нам бы очень хотелось напрямую пообщаться со своей аудиторией, устроить оффлайновую встречу, сделать презентацию своих идей и получить какой-то отклик. Нам важно понимать ожидания и потребности наших покупателей, чтобы предложить людям именно то, чего им не хватает.
Фото: Наталья Куприянова