Компания «Хуманитас Инжиниринг» предлагает тем, кто не нашел в реальной жизни подходящего партнера, создать его по индивидуальному заказу. Клиент дает подробное техническое задание, потом испытывает модель, а разработчики доводят ее до идеала. Но принесет ли это счастье — вот в чем вопрос.
В декабре театральная лаборатория PRO ART’S порадовала калужан премьерой спектакля «Хуманитас Инжиниринг». Константин Солдатов поставил его по пьесе Марии Зелинской. Небольшой зал с трудом вместил всех зрителей. Люди проходили к своим местам под треск «разрядов» — под ногами лопались пупырышки упаковочной пленки. На заднике сцены мигала видеопроекция электрической схемы: художник Геральт Зен и медиахудожник Андрей Горлачев сразу дали понять, что речь пойдет о высоких технологиях. А возможно, и о высоких отношениях.
Спектакль сделан в узнаваемом стиле Константина Солдатова: минималистичное оформление сцены, динамика и юмор, яркие пластичные персонажи: в какой-то момент непонятно, кто из них робот, а кто — человек.
Вначале кажется, что клиентка «Хуманитас Инжиниринг» Лера (Татьяна Блюм) прекрасно представляет себе свой идеал. Ее длинный монолог, прерываемый репликами робота-консультанта (Ольга Мазайло), хочется предложить для подробного изучения мужчинам, которые не знают точного ответа на вечный вопрос «чего хочет женщина».
Наконец, «модель № 8» по имени Артур (Даниил Кузнецов) готова. Когда робот пытается дословно следовать Лериному «техзаданию», это кажется насмешкой и издевательством. И девушка начинает свой собственный эксперимент: дает Артуру «свободу». Непредсказуемость и спонтанность оказываются интереснее, чем тщательно выверенные достоинства.
Получается «Хуманитас Инжиниринг» попросту обманывает клиентов, ведь никакого идеала нет и быть не может: «Пройдет несколько лет, и все модели станут сущим адом для заказчиков, потому что мы ничего не знаем о себе и не можем создать идеал». Вместо того, чтобы получить в личное пользование настроенный специально для нее искусственный интеллект, Лера сама оказывается прототипом новой «модели» для человека, который готов взять от жизни все — и хорошее, и плохое. Вот только зачем ему робот?
Фото Ивана Шурыгина и Светланы Силивиной.