Таможня уходит в «цифру»

Жить Хорошо 3 марта 2021 0 Просмотров: 4368

В 2020 году завершилась реформа таможенных органов. Теперь в России  функционируют  электронные таможни, 16 центров электронного декларирования (ЦЭД) и таможенные посты фактического контроля. Что изменилось в связи с этим в Калужской области, рассказывает первый заместитель начальника Калужской таможни Александр Валерьевич Деев.

Деев2— Расскажите, пожалуйста, о целях и итогах реформы?
— Цель реорганизации — упростить таможенные процедуры, унифицировать подход  к проведению таможенного контроля с целью предъявления единых требований к бизнесу, а также качественно повысить таможенное администрирование. Вторая задача – это цифровизация и автоматизация таможенных процессов. Теперь таможенные декларации автоматически распределяются между центрами электронного декларирования, которые подчиняются созданным электронным таможням.

Все операции, связанные с помещением товаров под таможенные процедуры, осуществляются в электронном виде, с возможностью удаленного взаимодействия из любой точки России.

В 2021 году Калужская таможня будет реструктуризирована в таможню фактического контроля.
— Что это означает?
— Мы работаем непосредственно с экспортным и импортным грузом, а также с международными перевозчиками. Учитывая пандемию, авиационный пункт пропуска — аэропорт «Калуга» — находится в «спящем» режиме в плане международных рейсов. Сегодня наше внимание направлено на железнодорожные и автомобильные международные перевозки.  В зонах таможенного контроля на территории складов временного хранения завершаем процедуру таможенного транзита, в случае необходимости проводим таможенный досмотр товаров.
— Кто определяет, где необходима проверка, а где нет?  
— Сегодня эту необходимость диктуют автоматизированные системы, в частности, система управления рисками, в будущем им поможет искусственный интеллект. Это специальные программы, которые проверяют декларации и по определенным критериям анализируют степень риска нарушения законодательства. Если система выявляет высокие риски, она сигнализирует таможенному инспектору в Центр электронного декларирования, а он в свою очередь проводит комплекс необходимых мероприятий, чтобы эти риски минимизировать. В случае, если необходимо проверить товар фактически, уведомление направляется в таможенный орган его нахождения. Мы уже на местах проводим эти проверки. Таможня стремится к тому, чтобы все контрольные действия осуществлялись без участия инспекторов. В идеале система самостоятельно будет принимать решение о выпуске товаров. Экспорт уже практически на 90 процентов выпускается автоматически. С импортом сложнее.
— Много выявляется нарушений?
— В 2020 году было выявлено почти 1100 административных правонарушений. Это перемещения товаров с недекларированием или декларированием товаров одного под видом другого, с измененными характеристиками по стоимости и по весу. С умыслом или без, мы разбираемся с каждым случаем отдельно.
По сравнению с 2019 годом эта цифра выросла примерно на 25%. Это логично: мы стали более ориентированы на фактический контроль. Несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавируса, работа в таможне не прекращалась, перемещение товаров через границу ЕАЭС осуществляется без выходных.
 ДТ за 2020 год_265427— А объемы внешнеэкономической деятельности региона изменились?
— Как ни удивительно, объемы даже увеличились. Спад компенсировался резким всплеском во второй половине года. Сейчас мы ориентируемся на показатель количества товарных партий, которые прибывают на  посты нашей таможни. В 2019 году прибыло 87 тысяч товарных партий, в 2020 году — более 90 тысяч. В Калужской таможне порядка двух тысяч участников внешнеэкономической деятельности.
— Какие страны являются основными партнерами Калужской области?
— Во-первых, Китай. Объем товарооборота с ним существенно вырос за последние три года. На втором месте — страны Евросоюза, такие как Чехия, Польша и Германия. Это связано с тем, что в Калужской области расположен автомобильный кластер, на долю которого приходится значительное количество импортных комплектующих.  
— Получается, таможня – полноценный участник внешнеэкономической деятельности?  
— Скажем так, таможня является его индикатором и регулятором. Калужская область давно взяла курс на инвестиционное развитие. Мы понимаем, насколько важно для государства и региона положительное сальдо внешнеторгового баланса.  Для достижения этой цели мы участвуем в мероприятиях для экспортеров, консультируем производителей, информируем. Огромная работа проведена по исключению административного барьера в сфере экспорта.
В течение последних 10 лет все таможенные посты были размещены таким образом, чтобы было удобно инвесторам, а грузовой транспорт не мешал движению в городах. 

Калужский пост перемещен в индустриальный парк «Росва», Обнинский пост-индустриальный парк «Ворсино», где реализуется международный логистический проект  «Новый шелковый путь», объединяющий железнодорожные системы России, Китая, Южной Кореи и Восточной Европы. На заводах Volkswagen, «Ситроен», Volvo посты организованы прямо на территории.
— Какие задачи ставит Калужская таможня на 2021 год?
— Задача любой таможенной системы — работать без сбоев, быть незаметной для честного бизнеса, беспощадной для недобросовестных участников ВЭД, максимально эффективной для государства. Направление, которое мы активно развиваем, — это контроль на внутреннем рынке. Проведение таможенных проверок на основе системы прослеживаемости товаров, совместно с Федеральной налоговой службой. Это контроль уже после того, как товар выпущен, реализован участниками внешнеэкономической деятельности. В 2021 году в Калужской таможне будет создан целый блок контроля после выпуска. Разумеется, мы не оставим без внимания два важнейших для Калужской области объекта – Особую экономическую зону и международный аэропорт «Калуга», которые активно развиваются при нашем непосредственном участии.

Прокомментировать