Серию фотографий молодого калужского фотографа Георгия Орлова теперь могут увидеть люди всего мира. Достаточно зайти на сайт Международного конкурса MONOVISIONS PHOTOGRAPHY AWARDS–2021 и найти список победителей этого года. Георгий Орлов стал лауреатом 3-й степени в номинации «Уличная фотография». А в родном городе мастера в это время проходит первая персональная выставка его работ «Контрасты города». Экспозиция приурочена к 650-летию Калуги, увидеть её можно в туристско-информационном центре «Калужский край». Это признание в любви купеческо-космической Калуге. А еще посвящение отцу автора.
— Гоша, конкурс MONOVISIONS PHOTOGRAPHY AWARDS – насколько он серьезен в мире фотографии? И сама победа в нём.
— Для меня эта награда очень серьезная. Я думаю, что и для остальных участников – американцев, японцев, китайцев – весомая. Конкурс специфический, принимаются только черно-белые фотографии. Он платный, за серию вносишь 25 долларов, за один снимок – 20 долларов.
— Как пришла идея подать заявку?
— Я несколько лет присматривался, изучал работы победителей, чтобы понять, какие фотографии туда попадают. Для себя сразу решил, что буду выставлять серию, не одиночный снимок. Но не знал, что именно в ней будет. В итоге родились «Силуэты».
— Название и описание серии переводили они?
— Нет, мы сами. Мне помогал мой друг Алексей Сарлейский. Он неплохо знает английский язык. Мы заявку отправили сразу, как только стартовал конкурс.
— Что эта награда дает помимо гордости и радости?
— Понимание, что я в тренде, в правильном направлении двигаюсь. В дальнейшем хочется покорения новых вершин, почувствовать, что у меня есть силы и для других международных конкурсов.
— Какие тебя манят?
— Их много. Lensculture например, или давнишняя мечта – World Press Photo.
— А ты туда отправлял свои работы?
— Да, но там уровень очень высокий. И к оформлению строгие требования. Моя проблема – незнание английского, да и других иностранных языков. А это проблемы с переводом текстов для описания работ, концепции, идеи. Например, в прошлом году на конкурсе MONOVISIONS PHOTOGRAPHY AWARDS один француз такую поэтическую зарисовку к тексту сделал – отдельное произведение! А ведь бывает, что и по-русски не просто объяснить, почему я собрал именно эти работы в одну серию. Хотя оно чувствуется: и по визуальным, и по техническим параметрам. Серию «Силуэты» я за два с лишним года собрал. Снималась она не специально.
— Серия «Силуэты» монохромная. Но изначально твои снимки были не черно-белыми?
— Конечно, нет. Но сейчас в мировой практике перевод в черно-белый цвет вообще не проблема. Все это разрешается и допускается даже на международных престижных конкурсах.
— В какой момент становится ясно, что в черно-белом варианте снимок станет лучше?
— Это интуиция, выработанная с годами. Фотографией я занимаюсь давно, с 13 лет, со времен занятий во Дворце творчества юных. Мы ведь начинали с чёрно-белой пленки. А потом у нас и погода часто черно-белая бывает.
— А как ты вообще пришел в фотографию?
— Дедушка моего одноклассника Паши Аникина был учителем Николая Гавриловича Низова, который в то время уже вел студию во Дворце пионеров. Туда он нас и направил большой бандой, когда мы учились классе в седьмом. К тому же и отец мой занимался фотографией, работал в доме быта несколько лет. Он делал и художественные снимки, и портреты, и фото на документы. Недавно мне в соцсетях написала женщина, которая его знала. Она увидела мои работы, видна, говорит, школа. Мне это очень приятно.
— Отец участвовал в твоей творческой судьбе?
— Да, свои первые фотографии я снимал на отцовский фотоаппарат «Зенит», который ему мама подарила на День рождения в 1984 году, на нем же и Гран-при завоевал первое.
— Получается, твой творческий путь начался с победы?
— Да, слово «победа» стало судьбоносным. Как и праздник 9 Мая. Я ведь его снимаю каждый год с 14 лет. Только в прошлом году из-за пандемии не получилось.
— Это с подачи вашего учителя интерес к этой теме?
— Да, отчасти. Мы снимали и Первомай, и Масленицу, и спортивные соревнования. С азов начинали: зарядка пленки в темноте без проявителя, потом с проявителем, вплоть до печати. Низов был лучшим мастером репортажной и жанровой фотографии. И чувство юмора у него было отменное! Постоянно над нами подтрунивал, смеялся, мы тоже любили юморить. Фотографии и юмор важны друг для друга.
— Да, у тебя очень много фотографий с иронией, тонким юмором, которые нужно суметь прочитать.
— Юмор очень тяжело видеть и снимать. В наше время эта тема одна из самых провальных. В жизни юмора стало значительно меньше, и фотографы стали хуже его чувствовать. Сейчас много злой иронии вокруг, а той доброты, которая цепляла раньше, практически не осталось. Кругом сплошная коммерция, жесткие рамки, люди загружены, постоянно мысли о материальном, и всем не до юмора.
— Но ведь ты его находишь?
— Да, и порой в неожиданных местах. Например, в общественном туалете парка культуры и отдыха заметил бабушку-вахтершу, которая сидела за цветными шторками и вышивала икону. И над ней икона висела. А тут я с фотоаппаратом наперевес – как такое не снять?! Вообще у хорошего мастера в лучшем случае 2-3 удачные фотографии за год получаются.
— А хорошие – это какие? Каковы критерии?
— Ты их повесил, и они не надоедают. Кроме того, они побеждают в различных конкурсах.
— Как ты сам жанр своих работ определяешь? Репортажный?
— Сейчас модно называть «стрит-фотография». Тот же жанр, но не так конкретно направлен на смысловой сюжет, скорее теневые моменты, световые. Нас учили замечать мгновения, те самые, ценные, выхватывать их из нашей жизни…
— Как можно этому научить? Научи меня, как видеть этот момент. Какое главное правило в этом жанре, кроме того, что надо носить все время расчехленный фотоаппарат?
— Один из старых приемов – снимать на контрасте, может, что-то противоположное… Бабушка с котенком, например. Свет и тень. Вообще, можно показать художественные азы, правила композиции, как правильно кадрировать. Тот же Николай Низов нам закладывал свое видение. А я только через годы понял, что снимаю через его стиль. Но потом я и свой стиль нащупал.
— Тебя бабушки выручают, они твои частые героини?
— Да, одну, Нину Ивановну, снимаю уже порядка трех лет. Она бездомная, одинокая, немного не в себе, но лучезарная старушка. В церковь ходит, на паперти стоит. Тяжелая жизнь. Как-то снимал ее, когда она кормила голубей хлебушком у часовни на пересечении Дарвина – Театральной. Улыбнулась мне красиво. И ее снимок в Москве на конкурсе «75+», о старости, позитивных стариках, попал в коллекцию работ каталога со всей России и по итогам будет выставка в Москве. Таким образом я отблагодарил ее.
— Слушай, Гош, но ведь выбранный тобой жанр – это же не коммерческая фотография. Как тогда зарабатывать?
— У каждого свой выбор. Я много лет работаю в прессе, зарабатываю этим. Заработок, конечно, невелик. Но иногда меня приглашают снимать свадьбы, выпускные. Именно в моем стиле, а не просто гламурные фотографии. Мне думается, людям надоели постановочные картинки, отфотошопленные, вылизанные. Всем хочется живых эмоций, хороших, положительных, честных. И хорошо, если такого станет больше.
— Гоша, помнится, ты учился в кулинарном колледже. При этом уже работал фотографом. Неужели всерьез хотел стать поваром-кондитером?
— Когда мне было примерно 18 лет, фотограф Антон Забродский привел меня в СМИ, вначале я трудился внештатным фотокорреспондентом, через полгода взяли в штат. И тогда же я поступил в колледж. Но учиться времени особо не было, хотя я всегда любил готовить, бабушка научила. Если бы фотография не продвинула меня так в прессу, может, и стал бы поваром.
— Дома готовишь?
— Нет. Совсем мало. График работы ненормированный, потом фотоохота на улицах города, если есть настроение. И оно совпадает с состоянием погоды. Ветер, снег, дождь придают дополнительный окрас, дают те цвета, которые хочешь получить.
— А выгорания бывают, ведь работа в СМИ, правда, нелегкая.
— Бывало. Года четыре назад появилось чувство, что бьюсь, бьюсь…снимаю столько лет, а драйва нет.
— А чего именно не хватало? Признания?
— И признания, и внутреннего ощущения, что я правильно всё делаю. Да и просто период в жизни был непростой.
Но как только я пожаловался на свою судьбину, то на следующий день моя любимая «женщина» – фотография – подарила мне самый любимый кадр, который занял потом несколько призовых мест. Это фотография на Пятницком кладбище. Приехала семья евреев, дедушка восьмидесяти лет, который только двухлетним мальчиком видел своего отца, и вот нашел его могилу. Мне удалось поймать его взгляд, передать и горечь утраты, и радость встречи, пусть и такой.
— Ты считаешь себя счастливым человеком? Чувствуешь, что судьба тебя любит?
— Конечно, я очень счастливый человек… У меня есть любимая доченька, любимое дело всей моей жизни, коллеги, друзья. В свое время почему я в СМИ пошел – чтобы больше бывать на событиях, на которые с улицы не попадешь. Можно многое увидеть, пообщаться с удивительными людьми. Так что да, пожалуй, я счастливый.