Калуга строится. Не такими темпами, как хотелось бы, но 700-800 тысяч квадратных метров жилья в год строительный комплекс региона выполняет. СЗ ФСК «Монолит-Калуга» участвует в этом процессе уже 25 лет и каждый год передаёт области тысячи квадратных метров жилья. Президент компании, Заслуженный строитель России Гаджимурад Гаджиев говорит, что сегодня не время для рывков, почему – он объясняет в интервью.
— Гаджимурад Шабанович, расскажите, как пандемия сказалась на вашей работе?
— Прошлый год оказался очень сложным. Во-первых, в части нехватки рабочей силы. Не секрет, что главная рабсила на стройке – это рабочие из ближнего зарубежья. Закрытые границы поставили всех застройщиков в трудную ситуацию. Катастрофически не хватало рабочих рук. У нас тоже был тяжелый момент перед сдачей дома в Обнинске. Нам помогли рабочие из Дагестана, удалось привлечь две бригады каменщиков и отделочников, и это спасло объект. Но до сих пор сохраняются трудности в этом вопросе.
Кроме того, произошел скачок цен на металл. И скачок не 5-10 процентов, а в полтора-два раза! За металлом потянулись и другие материалы. Мы ориентировались на старте продаж на одну цену, заложили ее в бюджет, проектное финансирование начали. Благо нам удалось оптимизировать проект, и эту разницу мы сумели компенсировать в объеме. Тем не менее на пределе мы выдерживаем этот бюджет.
— Но свои обязательства выполнили?
— Да, за это время мы построили в Обнинске два объекта, завершили объект на Тайфуне, сдали дом по улице Воскресенской и начали новые стройки.
— Теперь вы работаете по системе проектного финансирования. Как это отразилось на работе компании?
— Состояние нашей компании стабильно положительное, во многом благодаря нашему большому партнеру – группе компаний «Лидер». А мелким застройщикам приходится очень сложно. Недавно был совет губернатора по жилью, и мы свою позицию высказали: у проектного финансирования много плюсов. Но тем застройщикам, у кого нет оборотных средств, кто не может показать первый взнос 15-20%, без чего банки даже не рассматривают заявки, приходится туго.
В Калуге на Тайфуне мы уже работаем по проектному финансированию. В этот объект нам с партнером пришлось вложить для старта 120 миллионов, чтобы его начать. И это нам позволило войти в финансирование и строить дальше по эскроу-счетам. Правда, потратили на это семь месяцев.
По второму объекту – в Обнинске – мы находимся на стадии подписания кредитного договора. В августе через пару недель уже откроется финансирование, и мы сможем начать продажи. Мы заложили там большой объект – 25 этажей, 10 500 квадратных метров. Сейчас вышли уже на уровень восьмого этажа. Дом монолитно-панельной конструкции. Панели производства нашего завода в Москве, а все остальное то же самое – вентилируемый фасад, облицовка керамогранитом. Все наши объекты в монолитном исполнении были нарасхват. А здесь продажи еще не начались, посмотрим на спрос. От этого будет зависеть перспектива проектирования других домов: вернемся мы к монолитному проектированию или же пойдем по этому пути.
— Как в ситуации пандемии чувствует себя покупатель?
— Покупатель есть, как ни удивительно. И это радует. И тот фактор, что льготную ипотеку в России продлили, вселяет оптимизм.
— Дайте, пожалуйста, совет, как в такой ситуации вести бизнес?
— Удивительный, непонятный период идет. Рассчитывать только на свои оборотные средства и иметь подушку безопасности. Чтобы не допускать осложнений ни для себя, ни для дольщиков жилья. Хотя сейчас финансирование из банков идет и таких ситуаций не должно возникать, может сложиться другая ситуация: если застройщик не смог довести объект, банк его заберет и поменяет застройщика… Никому такого не пожелаешь. И еще один момент, который поняли, и к этому пришли все застройщики – перешли на небольшие объекты. Как менее рискованные, на которые точно хватит собственных ресурсов. И главное, что такие объекты точно будут распроданы и не зависнут мертвым грузом.
— Аналитики говорят, что это не только из-за пандемии произошло. А в принципе, что потребитель стремится к такому жилью,что люди не хотят жить в «человейниках».
— Это относится к зрелому, состоявшемуся, состоятельному покупателю, который рассматривает жилье бизнес-класса с индивидуальным проектом и по этажности, и по архитектурному стилю. На данный момент у нас в стране по-прежнему очень много людей, которые просто нуждаются в комфортном жилье.
— Как вы планируете развитие компании?
— Достроив Тайфун, мы планируем перейти на Правый берег. Сегодня ситуация так складывается, что той конкуренции, которая была там 5-7 лет назад, уже нет. Район является привлекательным для калужан, жилье там нужно, застройщиков стало меньше.
— А в городе вы не хотите строить?
— В городе больших площадок для строительства уже не осталось. Тем не менее направление точечной застройки нам интересно. Да и законодательство поменялось в части развития застроенных территорий: Градостроительный кодекс должен дать привилегии застройщикам, которые расселяют ветхое и аварийное жилье в центре. Проезжая по городу, видишь то или иное место, где ветхие дома или пустырь, невольно начинаешь к нему присматриваться, воображение в голове начинает рисовать то, что можно было бы построить. Конечно, мы ищем и рассматриваем площадки в старом городе, ведем переговоры. Но сейчас приходится очень взвешенно и осторожно подходить к каждому объекту и просчитывать бюджеты от и до.
— А вам что интереснее – работать с маленьким элитным жильем или с многоэтажными комплексами?
— Наш статус и обороты на сегодняшний день позволяют нам рассматривать и то и другое. Конечно, в финансовом плане интереснее работать с многоэтажным строительством.
— Ваши объекты отличаются интересным дизайном, архитектурными и художественными решениями. Раньше вы работали с калужскими архитекторами. А сейчас?
— Открою вам секрет: мы к этому возвращаемся. Чуть попозже калужане увидят наши объекты «с изюминкой». Сейчас мы работаем с тульским архитектурным бюро, там очень интересные перспективные молодые ребята работают. И с москвичами. Но мы хотим вернуться к работе с калужскими архитекторами, рассматриваем их тоже. Калужские архитекторы лучше других понимают и чувствуют образ этого города, людей, которые здесь живут. Это абсолютно правильно.
— Гаджимурад Шабанович, мы желаем вам и всем строителям региона сил и успехов.
— От нашей компании и от себя лично хочу пожелать коллегам и всему городу побольше новых, интересных объектов, которыми можно было бы гордиться. И, конечно же, здоровья, мира в семьях, удачи и благополучия.