Трудная жизнь недотёп

Жить Хорошо 17 февраля 2012 0 Просмотров: 3102

Удивительные люди – театралы! Совершенно замечательные. Это именно они заполняют залы «взрослых» театров, все знают, все понимают, героически переносят даже самые занудные театральные эксперименты… Но не стоит, пожалуй, уж очень высокомерно относится и к тем, кого никак не назовешь театралами. Право же, это не только гораздо большая, но и отнюдь не худшая часть человечества.

Именно такая публика как  раз и приходит обычно  в калужский ТЮЗ. Она  почти ничего не знает о специфике театрального искусства,  о художественных новациях, о  закулисном быте… Ну что могут  знать об этих тонких материях юные зрители, да и их папы,  мамы, учителя?.. 

Премьерная же постановка  ТЮЗа, которой был открыт новый театральный сезон, содержательно очень даже непроста:  «Недотепино королевство» (по  пьесе Льва Устинова). Вроде  бы сказка, но с приметными  элементами абсурда, со всякого рода экивоками. Сказка  о стране, в которой все как на  том самом «острове невезения», о котором пел когда-то  Андрей Миронов. Вся-то жизнь  тут – сплошное недотепство.  Руки-ноги   тут постоянно ломаются, дела не делаются, а если  делаются, то бестолково. Вот, к  примеру, построили недотепы  одну стену дома – и к ней тут же  крышу приделывают. 

Изощренный ум сразу же  определит: «это ж наша родина,  сынок». А дети, сидящие в зале?  Они это поймут? Нет, конечно. И  это, вообще-то говоря, хорошо.  Ведь разного рода намеки на  толстые обстоятельства – отнюдь не главное в спектакле,  поставленном Михаилом Визговым, главным режиссером  театра. Он вообще не большой  любитель намеков, аллюзий,  деклараций. 

Так что же увидели в этом  спектакле зрители? Взрослые, дети… Увидели как раз  главное. Тому есть надежное  свидетельство. Недавно очень  дельный сюжет о спектакле показала «Ника». В заключение  его журналист спрашивает у  юной зрительницы, в чем, по ее  мнению, смысл постановки. И  хорошенькая, умненькая девочка уверенно отвечает: «добро  всегда сильнее зла».  

И, конечно же, она права.  Другое дело, что добро в этой  сказке совсем неправильное.  Одним словом – недотепское.  И побеждает оно злыдней  всяческих как раз в силу этой неправильности. Ведь неправильное – это еще и неожиданное, а  порой и гениальное. Вот только  в жизни мало кто это замечает.  В свое время ведь и Циолковский калужанам недотепой казался – и только-то… 

Таков, мне кажется, урок  спектакля: он учит верить в добро и любовь, но еще и учит видеть эти самые добро и любовь  даже и в убожестве, в странностях, в нелепостях не слишкомто обустроенной нашей жизни.  Учит детей. Учит нас, взрослых. 

Тем более что выстроен спектакль как-то очень убедительно.  Михаил Визгов строит театральную сказку, но отнюдь не феерию, не «кажимость». Спектакль  этот – плотный строй вещей, фигур, душ. Нет пустот. Все крепко  выстроено: любая роль, любой характер. Да и актеры постарались – оба состава. Все хороши.  Екатерина Семина и Алина Шелест (Королева). Алексей Алешко  и Олег Дубинин (Принц). Екатерина Крохмалева и Анна Костина  (Таклуша). Станислав Горталов и  Владимир Киселев (Министр).  Кирилл Ланцев и Анатолий Сотсков (Кузнец). Евгения Сухотина  и Дарья Труханович (Подруга),  Евгения Гравит и Евгения Одинцова (Спица), Наталья Леонтьева и Яна Потапова (Зеленый мышонок), Олег Дубинин, Максим  Роткин и Иван Денисов (Орел). 

Основательно потрудились  и художники Тамара Голованова и Марина Соколова, а также  и замечательные мастера музыкального оформления Евгения Хозикова и Давид Матюхин. 

Самая эта крепость сказочного материала, думается  мне, не случайна. Более того  – принципиальна. Ее причина –  твердая вера в то, что мир – не  зыбкая видимость, а прочное  здание: Храм. Искусство – оно  ведь верой держится.

Владимир Обухов

Прокомментировать