Не так давно в калужском клубе «Мажор» состоялся концерт «сиреневого мальчика» Найка Борзова. Публика, пришедшая на выступление музыканта, не обманулась в своих ожиданиях – два часа живого звука, экспрессии и полной самоотдачи исполнителя и его команды. А до своего выступления светлый романтик отечественного рока дал интервью нашему журналу.
– Найк – настоящее имя или творческий псевдоним?
– Настоящее! И моя дочь носит отчество – Найковна.
– Расскажите про нее?
– Виктория уже вполне взрослый человек. Учится в третьем классе. Она — моё отражение, сочиняет песни, играет на фортепиано и гитаре. Я ей ее привез из Амстердама, фиолетовая такая, вся в наклейках и с розочкой на грифе.
– Вас долго не было на сцене. Где вы были все это время?
– На какое-то время отошел от музыки. В 2003–2004 гг. в театре у Юрия Грымова в постановке «Нирвана» играл главную роль, легендарного Курта Кобейна. Что касается музыки – то были проблемы со звукозаписывающими компаниями. Я поэтому попросту не мог записать новую пластинку. Но на самом деле я большую часть времени посвятил поискам чего-то нового для себя. История с «Суперменом» и «Лошадкой» – это, конечно же, прекрасно, но «Заноза» показала, что во мне преобладают не только позитивные настроения и радость беспросветная, но и иные мои стороны. Я все время нахожусь в поиске свежего информативного поля. В 2010 году я выпустил альбом «ИЗНУТРN», который нёс в себе гораздо больше света, нежели всё то, что я делал до этого. И песню с этого альбома – «Радоваться» – на моих концертах я объявляю как гимн нового тысячелетия.
– А вам самому ближе минорные или мажорные настроения?
– В любом моём настроении есть червь. Для меня каждая песня – яблоко, с элементом некого сюрприза: будь то червяк или лезвие, отсутствие середины или полностью наполненное семечками. Я не люблю писать прямолинейные песни. Готовящийся к выходу новый альбом – наиболее социальный. Все происходит здесь и сейчас, на этой планете. Я не пишу социальную лирику или сатиру на современных символах – нелюбви к президенту, революционных настроениях или религиозной несправедливости.
– Как вы относитесь к тому, что сегодня рок-музыканты поддерживают определенную политическую партию?
– Есть люди-учителя, есть люди-журналисты и продавцы, а есть музыканты. У каждого есть право на свою точку зрения или иное политическое пристрастие. Я вижу, что происходит и к чему все идет, и мне это очень не нравится, но в песнях я не хочу этого затрагивать. Я работаю не со следствием, а с причиной. Кто-то наверняка услышит. Причина, почему такое происходит, ведь в чем? Совершенно не потому, что пришел какой-то человек и сказал, что вот так будет. А потому что мы это заслужили. А почему мы это заслужили? У нас очень много внутренних проблем, мы врем сами себе. И это подмена понятий в современном обществе, где религию выдают за культуру, а секс – за любовь…
– Найк, а есть ли на отечественной рок-сцене исполнители, чьё творчество вам близко по смыслу?
– Мне нравятся люди, которые гнут свою линию. Дельфин, Саша Васильев, группа «Вежливый отказ», Инна Желанная. Я очень люблю женский рок. Но, к сожалению, в России очень мало ярких, с активной позицией исполнительниц. Да и рок – не совсем женское дело, рок-певице нельзя быть миленькой. Пожалуй, только Земфиру могу выделить.
– В 2002 году вы становитесь «Исполнителем года». После такого признания и больших сцен не было ли ощущения разрушенных амбиций?
– Я от больших сцен целенаправленно отошел. Не то чтобы мне это очень сильно мешало или не нравилось. Да, мне нравится то, что люди ходят на мои концерты, что им интересно то, что я делаю, что мои песни им помогают по жизни. Но вот участие в хит-парадах и рейтингах меня гораздо меньше интересуют, чем любовь каждого конкретного человека.
– А вам нравится быть популярным?
– Да, это мило. Я плотно общаюсь со своим официальным фан-клубом. А на недавнем концерте в Москве они мне устроили флешмоб! Во время исполнения песни «Верхом на звезде» весь зал поднял вверх флюоресцентные звезды, которые светились в неоновом свете. Я реально чуть не расплакался.
– Верите в судьбу?
– Если то, что с нами происходит в жизни, можно так назвать, то да. Все предначертано свыше. Телепатия – реальна. И путешествие вне тела совершенно осуществимо. Но мы не думаем об этом, когда едим мясо животных, заливаем себя их кровью.
– Вы вегетарианец?
– Я ем только рыбу и морепродукты. Их есть можно. Все мы когда-то вышли из океана…
– После прослушивания альбома «ИЗНУТРN» кажется, что он написан под одной эмоцией, внутри одной истории…
– Мне очень приятно, что складывается ощущение целостности. Этот альбом, пожалуй, наиболее близок мне и по текстам, и по звучанию, я его даже выпустил на виниле. На какой-то момент показалось, что на планете был нарушен баланс светлого и темного. Так родился этот альбом, несущий свет. Я его задумывал как некую историю исследователя, который из другого измерения наблюдает за нашей планетой. А его непосредственное участие заключается в одном из треков с этой пластинки – песни «Виктория», посвященной моей дочери. Это мой личный вклад в жизнь на нашей планете.
– К чему вы стремитесь сегодня?
– К совершенству! Мне это нравится, потому что этот пусть бесконечен. И я хочу посвятить этому свою жизнь. Эгоцентризм – это, пожалуй, одна из самых лучших идей, которая вообще может быть у человека.
– Ваше жизненное кредо, ваш принцип от которого не отступишь?
– Я за любой кипеж, кроме насилия.
Беседовала Екатерина Зимина
Фото автора и Константина Шишенкова