Президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова верит в волшебство и умеет его творить. Создавая уникальные ароматы для человека или конкретного случая из нашей жизни, она меняет саму жизнь, делая ее такой же неповторимой, как запах добра и зла.
- По-вашему мнению, для чего нужны духи?
– Духи как слова, музыка и краски. С помощью запахов мы чувствуем, что нас окружает и насколько нам это приятно. Духами мы преподносим информацию о себе окружающим, рассказываем свою историю.
– Стили каких известных парфюмеров вам близки?
– Эдмон Рудницка, Эрнест Бо, Серж Лютенс, София Гройссман – у всех разный парфюмерный почерк, но я их люблю, понимаю и слышу, о чем рассказывают их ароматы. Уже несколько месяцев мой фаворит – «Девушка на шпильках» Сержа Лютенса. Из масс-маркета рекомендовать ничего не могу. Они похожи, все зависит от личных предпочтений. В прошлом пользовалась «Шанель», «Диор», «Нина Риччи» и «Дзинтарс». Один из любимых – «Шампань» от Ив Сен Лорана. За границей, как и в дореволюционной России, частные парфюмеры так же традиционны, как парикмахеры или портные. Конечно, у нас больше ограничений, меньшая доступность компонентов и высокая цена на душистые вещества. Но зато у нас самая благодарная аудитория!
– Расскажите, как вы стали парфюмером?
– Это потомственный дар. Практически все женщины в нашем роду были знахарками и ведуньями, знали травы и заговоры. В нашем доме всегда была коллекция духов и ароматов. К некоторым меня изредка подпускали, а самые дорогие были недоступными. И тогда я фантазировала о том, из каких цветов они сделаны, придумывала истории. Поэтому, когда я узнала о Школе парфюмеров в Петербурге, я не стала сомневаться. Прошла собеседование и успешно окончила обучение. Сейчас продолжаю совершенствоваться, это непрерывный и очень интересный процесс. Иногда мне кажется, что именно к этому я всегда стремилась.
– В чем суть этой профессии, на ваш взгляд?
– Парфюмерия – это восхищение автора аромата проявлениями прекрасного и способ донести красоту до слушателя, стремление сделать мир прекраснее, нарисовать его с помощью запахов. Таким, каким ты хочешь. Помочь человеку забыть о неприятностях, придать энергии своим стремлениям, мечтам. И парфюмер может очень многое! Это тоже искусство! Я рисую запахами, как художник – красками. С помощью духов можно изобразить портрет, пейзаж или натюрморт. А можно услышать целый роман или симфонию.
Все женщины в нашем роду были знахарками и ведуньями, знали травы и заговоры
– Где учатся искусству составлять парфюмерные композиции?
– Самая старая и известная Школа парфюмерии находится во Франции. В Париже – основанная Жан Полем Герленом Международная Парижская Школа парфюмерии. Есть школа в Германии. Знание языка, химическое образование, отличная память на запахи не дают гарантии поступления. Количество мест для Европы и Азии примерно поровну. В азиатскую часть, кроме России, попадают еще Индия и Китай. Но шанс есть всегда. В России в 2013 году в Санкт-Петербурге при Музее парфюмерии открылась Школа парфюмерии. Впервые в России можно стать парфюмером, пройдя собеседование, внеся вполне посильную оплату, и курс обучения, состоящий из теории и практики, позволит вам получить новую жизнь.
– Российские парфюмеры востребованы за рубежом?
– Я знакома с девушкой, которая обучалась в Грассе и получила работу во французском парфюмерном концерне. И ее работа высоко ценится руководством. Она успешный пример для тех, кто стремится к работе за границей. Пока заграница приглядывается к тому, что только зарождается в «парфюмерной» России, но с уже заметным интересом.
– Расскажите о гильдии парфюмеров, в которой вы состоите? Эта была ваша идея?
– «Разве в России есть парфюмеры? Здесь вам не Франция! Сами создаете духи? Частные парфюмеры? Этого не может быть!» Мы устали это выслушивать поодиночке, и решили объединиться в гильдию парфюмеров. Идея моя, название придумала моя коллега-парфюмер Ирина Петрищева. Вместе легче и больше возможностей для развития. Членам гильдии предоставляется возможность участвовать в совместных проектах, например в выставках. В августе 2014 года в Москве прошла выставка «Запах женщины». 5 марта в Санкт-Петербурге открылась совершенно уникальная фотовыставка «Парфюмер». В нашем эксперименте мы соединили фотографии и раскрывающие их запахи. К примеру, черно-белый портрет, сопровождаемый запахом вишни, делает фотографию цветной и добавляет воспоминания о поцелуе.
– Какие ароматы вами уже созданы?
– Люблю создавать аромат-портрет. Так были созданы духи «Кукла» для москвички, «Maestro Del Tango» – для учителя танго, «Золотое руно» – для знакомой принцессы. Специально для Музея кофе создан аромат «Le Musee Du Caffe», он создан специально ко дню рождения музея и теперь тоже является его экспонатом, имеет спрос у покупателей и ценителей ароматов. Духи «Аврора» посвящены международной церемонии награждения и имеют огромную популярность. «Белый бархат» – аромат, созданный мною для себя лично совсем недавно. Они такие же противоречивые, как и я сама, но прекрасны, и за это я их люблю. Эти духи не продаются.
Черно-белый портрет, сопровождаемый запахом вишни, делает фотографию цветной и добавляет воспоминания о поцелуе
– Как происходит процесс создания того или иного запаха?
– Главное – чувствовать и понимать, что именно ты чувствуешь. Тогда рождается идея – за несколько минут, а иногда и за несколько месяцев. Потом она превращается в формулу на бумаге – я выбираю из доступных мне компонентов самые нужные. Или заказываю необходимые. В нашей лаборатории сейчас более 400 ароматных веществ. После смешивания компонентов в лаборатории оставляю аромат зреть на пару недель или дольше. Потом первая проба, доработка, вторая проба, и так до достижения нужного результата. Достаточно находиться в покое и равновесии, желательно в состоянии влюбленности, и тогда чудеса творятся сами собой! Частные парфюмеры свободнее в своем творчестве, но главное правило в работе – «Лучше меньше, да лучше».
– Самое неожиданное вдохновение, которое вас посетило перед созданием аромата?
– Не так давно мы выполняли заказ на аромат пива. После первой попытки создания и стены непонимания нам пришлось идти в паб и пробовать несколько разных сортов. Потом была вторая более удачная попытка – ведь мы уже знали, кто какое пиво делает и чего добивается! В итоге результат превзошел все ожидания: мы создали четыре композиции – лагерное пиво, крафтовое, портер и эль. И заодно выяснили предпочтения друг друга.
– Вы можете отказать человеку в создании парфюма?
– Однажды мне пришлось отказать человеку, который заказывал аромат для себя. Но этот запах настолько понравился другому посетителю, что он выкупил не только остаток из Музея парфюмерии, но и саму формулу на год. В течение года он является единственным в мире хозяином этого аромата.
– Аромат может воздействовать на психику человека? Например, помочь в заключении сделки, если после переговоров в комнате будет находиться запах ваших духов?
– Мы создаем композиции для бизнеса. В нескольких переговорных Петербурга стоят ароматы, созданные нами для эффективных переговоров. Существуют запахи, позволяющие сосредоточиться, повышающие концентрацию внимания, создающие атмосферу доверия и безопасности. Все зависит от цели переговоров. Но результатом довольны все.
– Воплощая ароматом образ добра и зла, какую формулу вы бы написали?
– Для спектакля «Мастер и Маргарита» в октябре 2014 года Ирина Петрищева создавала композицию с ладаном, мимозой, коньяком и животными нотами. Соединившись в композицию, получился благородный и мягкий аромат. Не существует добра и зла в чистом виде. Это алхимия жизни.
– Дух, душа, духи – есть ли общее между этими словами?
– Душа и дух – олицетворение жизни, проявление чувственной сферы и настоящих эмоций. Ароматы помогают оживить воспоминания или перенести в возвышенный мир фантазий. Духи – это живая энергия, сила, которой невозможно управлять. Она сама управляет нами.