В умелых и талантливых руках художника-керамиста Олеси Рудченко глина оживает и превращается в причудливые подсвечники, украшения, лампы, посуду, панно и удивительные скульптуры. Когда смотришь на работы Олеси, сразу понятно, каким она видит этот мир — добрым, волшебным и теплым.
Реклама. ГАУ КО «Агентство развития бизнеса». Erid: 2SDnjcTpZWT.
– Олеся, несмотря на то что керамика стала очень популярным видом творчества, все равно не так много художников, работающих в этом виде искусства. Расскажите, как и когда вы решили связать свою жизнь с керамикой?
– Моя история с глиной началась в детстве, когда я ещё в школе училась. Меня отвели в школу народной глиняной игрушки Александра Лондарева, где я училась у мастера три года. Мне это очень нравилось. Потом была художественная школа. В тот год, когда я окончила среднюю школу, в Калужском колледже культуры открылось экспериментальное отделение керамики. Мы стали первым набором на этом отделении.
– То есть вы профессиональный керамист?
– Да, потом я уехала в Санкт-Петербург, где окончила педагогический университет им. Герцена по специальности «дизайн и компьютерная графика». Вернувшись в Калугу, снова стала заниматься керамикой, теперь уже основательно.
- В доме, где мы жили раньше, на мансардном этаже часть моей комнаты была отведена под мастерскую. Печь для обжига стояла в сарае. Теперь у меня отдельная мастерская рядом с домом. Если лет 10-15 назад на ярмарках иногда я была единственным керамистом, то теперь на крупнейших российских фестивалях керамики выставляются сотни мастеров и приходят тысячи гостей. Потому что сегодня ценится все натуральное, экологичное и эксклюзивное.
– Какого рода изделия вы создаете?
– Если по назначению – это авторские украшения, посуда, предметы интерьера. В основном я делаю то, чем люди будут пользоваться. В 2015 году у меня была персональная выставка, где я представляла и прикладную, и декоративную керамику.
– Как вы определяете свой творческий стиль?
– На фестивале Localceramicsfest в представлении меня как керамиста было написано: девушка творит в сказочном стиле.
– Вы согласны с этим определением?
– Да, согласна, хотя и есть какие-то отступления.
– Вам поступают крупные заказы? Например, изготовление оригинальной посуды для кафе и ресторанов?
– Да, было такое. Но, если честно, мне не очень нравится работать на поток. Неинтересно делать десятки одинаковых тарелочек или кружек. Мне ближе изделия в единственном экземпляре. Хочется делать разное, экспериментировать. Не хочу себя ограничивать. Например, я сделала серию подсвечников. По цвету, по стилистике они одинаковые, но все равно все разные.
– Не страшно отправлять работы почтой или доставкой? Всё-таки керамика хрупкая.
– Много лет я спокойно отправляю заказы и в другие города, и за границу. Знаю, как упаковать керамику, чтобы она дошла до покупателя в целости и сохранности. Это не проблема.
– Вы когда-нибудь били тарелки?
– Если только случайно. Специально – нет. Я бережно отношусь к тому, что делаю.
– Какие сложности возникают в работе керамиста?
– Технологические прежде всего. Недавно купила новую печь, которую я смогла приобрести благодаря социальному контракту для самозанятых. А также на сумму этого контракта осуществила и другую свою мечту – портативный гончарный круг, который можно брать с собой на фестивали и выездные мастер-классы. Два пробных раза в новой печи обожгла, но мне не понравился результат. Надо пробовать ещё и работать дальше.
Глину мою любимую больше не возят. Она универсальная, по своим свойствам для всего подходит. Пришлось искать другую глину. Одна не годится для гончарного дела, другая – для посуды, третья не дружит с глазурями. Сейчас перешла на два сорта глин, которые мне нравятся. Конечно, сегодня все можно найти, есть много магазинов и материалов, о которых мы и мечтать не могли раньше.
– Олеся, за что вы любите керамику? Чем она вас привлекает?
– Керамика открывает бесконечное пространство для творчества. Она всегда непредсказуема. В этом ее сложность и прелесть: открываешь печь и не знаешь, что внутри. Каждый раз испытываешь чувства, которые можно сравнить с открыванием подарков.
Сейчас мне очень нравится работать с ангобами (это жидкая глина с добавлением пигментов разных цветов), которыми покрываются изделия, дополнительно наносится глазурь, затем – обжиг.
В результате можно получить совершенно неожиданный эффект: от полного восторга до плачевного результата.
– Поделитесь, что сейчас в ваших мыслях и задачах?
– Во-первых, наступает сезон подарков. Буду участвовать в фестивалях и ярмарках к Новому году. Для этого нужно подготовить много изделий. Во-вторых, хочу свою мастерскую преобразить, чтобы мне было комфортно в ней претворять в жизнь свои замыслы и идеи. Я люблю винтаж, это одно из моих увлечений. У меня дома есть пианино XIX века, шкаф на изогнутых ножках, который я сама реставрировала. В некоторых своих изделиях я использую элементы этого стиля. Вместе с друзьями и коллегами по творческому цеху создали студию «Цветные сны», где я провожу мастер-классы по лепке и гончарному делу. Мои руки за моими идеями не успевают! Иногда что-то приходит в голову, и я бегу лепить. Единственное, чего не хватает – времени, хотелось бы иметь 36 часов в сутках.
– Как и где можно приобрести ваши работы?
– Мои работы можно купить на портале «Ярмарка мастеров», в группе «ВКонтакте». Планирую выйти на «ОЗОН», как это сделали уже многие керамисты.
При поддержке Агентства развития Калужской области
Калуга, ул. Театральная, 38а. Тел. +7 (4842) 20-73-37