Что необходимо человеку, чтобы заставить плавиться металл,– стальные нервы или стальная хватка? Щепотку терпения и пригоршню доброты добавляет в стальное пламя кузнец Алексей Шолош.
- Профессия кузнеца в старые времена была окружена особой таинственностью и считалась одной из самых почетных. Расскажите о вашем пути к молоту и наковальне?
– Мои родители всегда хотели, чтобы я стал художником, поэтому в детстве и юности я много рисовал. Учился в художественной школе, и получил профессиональное образование в художественном училище памяти 1905 года.
В студенчестве я, как и многие, увлекался историей и игрой в викингов и русичей. Меня начали интересовать народные ремесла, в частности, кузнечное дело. Возможно, тяга к ремеслу, пересилившая любовь к живописи, у меня в генах. Дед был сапожником, отец работал сварщиком и увлекался резьбой по дереву. Попробовав себя в различных ремеслах, я в основном был занят работой с кожей и резьбой по кости. Но вот уже порядка семи лет я занимаюсь традиционной исторической кузницей. Дома у меня пока небольшая мастерская, но в будущем планирую расширение.
–В чем суть обучения кузнечному делу?
–Суть обучения любому ремеслу – это научиться чувствовать и договариваться со стихиями и материей, взаимодействовать с ее сутью, душой. Нельзя сказать, что ты укротил металл, нашел общий язык – будет правильнее.
–У вас есть свой особенный стиль или свой почерк?
– Я изучаю старинные технологии, и поэтому для меня важен не результат, а сам процесс. Тружусь только ручным инструментом и практически не пользуюсь электричеством. Со времен начала развития черной металлургии, а это порядка трех тысяч лет инструмент практически не изменился – это молотки, клещи, наковальня. Изготовление вещей по старинным кузнечным технологиям — процесс долгий и трудоемкий. Особенно когда речь идет о мелких изделиях, на которых я в основном и специализируюсь, это кольца, браслеты, посуда и многое другое. Не многие кузнецы берутся за такую работу, так как спрос на нее не велик, а сил требуется много.
На Руси кузнецов уважали и боялись, считая, что они не от мира сего. Большинство из них жили всегда на отшибе, у края деревни.
–Вы совершенствуете свою технику?
– Я постоянно совершенствую свои навыки. Осваиваю процесс формообразования и во многом не чувствую затруднений. Более сложным мне представляется термообработка, благодаря которой можно добиться твердости и гибкости ответственных деталей. В этой сфере еще предстоит много открытий.
–В чем основное отличие кузнечного дела прошлых времен и нынешних?
–Суть отличия в том, что современное производство в большей степени опирается на технику и оборудование, в то время как раньше все зависело от личного мастерства. Используется большое количество станков. Кузнец даже начала XX века не имел в своем арсенале таких возможностей. Использовал только традиционные технологии. Соответственно? изделия отличались, прежде всего, трудоемкостью. Но в такие изделия энергии вложено гораздо больше, чем в те, которые сковали механически. В старые времена металл был дороже, и к нему относились бережно. Если сейчас режут и выбрасывают, то раньше оттягивали, складывали и прилепляли драгоценные куски металла. Это было бережливое производство, своеобразная лепка с практически скульптурной обработкой изделий.
–Можете отличить оригинал от подделки?
–Да, я много работал с историческими артефактами и часто могу определить подлинник. Бывает, приносят изделие с явными следами обработки болгаркой, а пытаются выдать за XV век. Это грубая подделка, ведь в те времена металл разрезали зубилом, а не болгаркой! Но есть специалисты, работу которых невозможно отличить от оригинала. Из найденного в земле старого металла по старинной технологии создается отличная копия, и это высший пилотаж.
– Сейчас, как и в языческие времена, на свадьбы приглашают кузнецов. Связано это с древней традицией, когда молодожёнов на Руси венчали кузнецы. Они им кольца ковали обручальные, подковы на счастье, украшения невесте. Вы участвовали в таких «кузнец-шоу»?
– Интерес к народным промыслам и истории сейчас набирает популярность. Поэтому я часто езжу со своей кузницей на различные выставки, даю мастер-классы, также участвую в корпоративных мероприятиях и свадьбах. Таким образом, даю возможность прикоснуться людям к миру кузницы и узнать о нем немного больше. Это всегда зрелищно и вызывает у людей неподдельный интерес.
– Какой наиболее необычный заказ вам приходилось выполнять?
–В последнее время мне стало интересно ковать цветы, это такой своеобразный кузнечный романтизм. Создать из прочного и неживого металла подобие живой материи– задача непростая. Однажды на фестивале помогал починить «летающий» фотоаппарат. Необходимо было спаять одну деталь, и мы его удачно «подковали».
Не многие кузнецы берутся за изготовление мелких изделий, так как спрос на них не велик, а сил требуется много
– В древности у кузнецов было много традиций и суеверий. А у вас есть свои приметы?
– Нехорошая примета – сидеть на наковальне и бить по пустой наковальне, я этого также не позволяю делать у себя в кузнице. Еще есть мнение, что огонь должен быть чистым, то есть ничего, кроме угля, в пламени быть не должно. Я не совсем разделяю эту гипотезу, ведь огонь на то и огонь, чтобы очищать. С его помощью можно не только обновлять металл, но и снимать определенные энергетические наслоения, а также негативные эмоции.
– На Руси кузнецов уважали и боялись, считая, что они не от мира сего. Большинство из них жили всегда на отшибе, у края деревни. А вы где живете?
– Можно сказать, тоже на краю деревни. Сам я родился в Краснопресненском районе города Москвы, но предпочтя городской жизни силу природы, я переехал жить в родовое поселение Миленки Дзержинского района. Сельские кузнецы действительно раньше умели снимать боль, порчу и помогали в родах. Своим детям я также помог появиться на свет, и роды прошли благополучно. Человек, изучая природу и стараясь быть ближе к ней, становится более счастливым и гармоничным.
–Есть выражение «каждый кузнец своего счастья», что для вас счастье?
– Биение ручья, солнечный свет и улыбка близких людей.