Евгения Цапко – дипломированный искусствовед. Год назад она открыла в Калуге мастерскую и начала шить женское белье под собственным брэндом «Муна». Мы поговорили с Евгенией о поиске своего пути, бизнесе и бодипозитиве.
– Женя, когда и почему ты начала шить?
– Я шила всегда. До школы обшивала кукол, в начальных классах шила себе сумочки, рюкзачки. А еще я любила рисовать. Окончила художественную школу, собиралась стать архитектором. Со второй попытки поступила, но передумала и выбрала искусствоведение.
В университете у меня вновь проснулся интерес к шитью. Первую швейную машинку мне подарили родители, когда я училась на втором курсе. Сначала, как все начинающие, шила по выкройкам из «Бурды», потом начала изучать конструирование одежды по книжкам. Для себя шила все, от блузок и юбок до верхней одежды. На старших курсах уже брала заказы.
– Что было после окончания университета?
– Какое-то время я работала начальником международного отдела в одном из московских вузов, а по выходным возила экскурсии в Питер и Казань. Когда моя коллега увидела вечернее платье, которое я сшила на свадьбу подруги, она пришла в восторг и сказала, что мне надо заниматься именно этим. Я осознала, что это действительно так, бросила офисную работу и занялась пошивом вечерних платьев. Поскольку, большая часть моих заказчиков находилась в Калуге, я вернулась из Москвы в родной город.
– Почему от платьев решила перейти к белью?
– Стало неинтересно шить на заказ, захотелось создавать какой-то готовый продукт. Свадебные и вечерние платья не давали достаточный оборот, а себестоимость их довольно высокая – минимум 3000 рублей. Надо было найти другую нишу – похожую, но с меньшей себестоимостью. Я перебирала варианты, пока мой друг-иностранец не предложил мне заняться нижним бельем. Он сказал, что это продукт с высокой маржинальностью.
Две недели изучала эту нишу, написала бизнес-план… Несмотря на это, первый год был очень сложным. Думаю, если уж я его пережила, то останусь на плаву в любые времена.
Изначально я планировала отшивать маленькие партии на каком-нибудь предприятии, но крупные фабрики белья практически не работают на аутсорс.
И оказалось, что содержать собственное производство выгоднее, чем размещать заказы в мелких цехах.
– Что ты к тому моменту знала про нижнее белье?
– В первые полгода мне казалось, что шить белье гораздо сложнее, чем свадебные платья. На самом деле это не так. При пошиве платья много ручной работы, да и работать с большими объемами ткани физически труднее. А изготовить комплект белья можно всего за несколько часов. В небольшом цеху, как у нас, можно отшить 2-3 комплекта в день с приличным уровнем качества.
В масс-маркете вы найдете всего 20 размеров женского бюстгальтера, на самом деле их существует больше 120. Наш размерный ряд – от 65А до 90Е. К тому же у нас не просто магазин, а мастерская белья. За 2-3 дня мы можем сшить на заказ комплект нужного вам размера, или пояс для чулок, или трусики и лиф немного другой формы.
– Вы шьете белье по собственным лекалам?
– Первые предметы сшила по своим выкройкам, некоторые из этих вещей ношу до сих пор. Но потом я решила вложиться в покупку лекал, и это себя оправдало. Сейчас все наши лекала построены профессиональным конструктором, который много лет работал на крупных московских предприятиях.
Весь этот год мы продолжали работать над лекалами и над технологией пошива. Очень сильно шагнули вперед в плане качества. Белье, которое мы делаем сейчас, и которое делали год назад – это небо и земля.
– Как появилось название бренда – «Муна»?
– У меня было порядка восьми вариантов. Подбирала по смыслу, плюс они должны были соответствовать определенным требованиям: не более пяти букв и только те звуки, которые одинаково читаются в латинице и кириллице. Потом я устроила голосование в Инстаграм, и, к моему удивлению, подписчики выбрали не тот вариант, на который я ставила. «Муна» — это арабское женское имя, которое в переводе означает «желание». Как мне кажется, для нижнего белья оно вполне подходит.
– Чем «Муна» отличается от того многообразия белья, которое мы видим в магазинах?
– Сейчас большой спрос на ручную работу и штучный товар, и я именно это и предлагаю. Многие наши комплекты белья – небольшие лимитированные серии. Они эксклюзивны.
Еще одно отличие – мы не шьем комплекты с пушапом, потому что стремимся подчеркнуть естественную красоту женского тела. Любая девушка может чувствовать себя привлекательной без «поролоновых грудей». У меня есть покупательницы, которые говорят, что чувствуют себя в нашем белье более сексуальными, чем в поролоновом. Кажется, что наше белье прозрачное и совсем тонкое, но оно дублируется неэластичными материалами и прекрасно поддерживает форму груди – и маленькой, и не очень.
– Это принципиальный момент – отказ от поролона, или белье с пушапом технологически сложнее сделать?
– Купить формованные поролоновые чашки несложно. Но это концепция моего бренда. Я сама много лет ходила в лифах с пушапом, и понимаю, что это непросто – воспринимать себя с маленькой грудью. Хотя пушап твоей грудью никогда и не был.
Мне было сложнее с девушками, у которых большой размер груди, и я все еще пытаюсь разобраться в этой теме.
– Влияют ли тренды на маркетинговый образ твоего продукта?
– В тренде естественность и экологичность. Я сама стараюсь быть эко-френдли – разделяю мусор, хожу с холщевой сумкой, в которой лежит складной силиконовый стаканчик под кофе. И наш маркетинговый образ складывается сам собой, нативно. Наверное, он похож чем-то на меня.
Распространение идей феминизма и бодипозитива влияет и на дизайн белья. Женщины научились любить свое тело таким, какое оно есть, и это прекрасно.
Но в первые дни, когда мы только открылись, женщины заходили и спрашивали – у вас что, вообще ничего нет с пушапом? И я думала – о боже, в Калуге у нас нет целевой аудитории! Но потом наши модели стали востребованными.
– Как совместить желание быть естественной и желание нравиться?
– У женщин миллионы комплексов. Нам кажется, что для того, чтобы кто-то нас полюбил, нам нужны ресницы подлиннее, брови погуще или грудь побольше. Но я уверена, что любят не за это, и важно оставаться собой. Мы меняемся с возрастом – от этого никуда не деться. У нас появляются морщины, грудь меняет форму после рождения детей. Но из-за этого нас не перестают любить. Каждое тело красиво, в этом я уверена. Поэтому белье – это просто то, что делает твою жизнь комфортнее, подчеркивает естественные изгибы.
– И все-таки, для кого женщина покупает нижнее белье – для себя или для партнера?
– По-разному. Иногда я вижу, что покупательница подбирает белье именно для партнера, но даже в этом случае она хочет быть уверенной в себе в «тот самый» момент.
У нас есть базовая коллекция, и есть предметы не на каждый день – пояса для чулок, лифы с особым декором, бантами, дополнительными бретелями.
– У вас уже есть постоянные клиенты?
– В своем бизнес-плане я прикидывала общий объем рынка, исходя из того, что каждая девушка покупает один комплект белья в год. Но у меня есть клиенты, которые за несколько месяцев покупали у нас белье уже 3-5 раз. Это я считаю своей победой.
Вдохновляют отзывы клиенток. Они говорят, что в моем белье чувствуют себя богинями, что оно очень комфортное и совсем не ощущается под одеждой. И это очень ценно, ведь большинство девушек считает, что лиф – это вещь, которая создает дискомфорт.
– Как ты видишь перспективы развития бренда «Муна»?
– В этом году Агентство развития бизнеса предложило мне попробовать выйти на экспорт. Это пугает, но я люблю пугающие затеи. Мы планируем начать работать с интернет-платформой «Амазон» и сейчас отшиваем большую партию белья. Я делаю ставку на базовые модели и на те, которые так полюбились нашим покупательницам — комплекты в горошек, выполненные в разных цветах. Посмотрим, что из этого получится.