С помощью аэрографа они способны превратить в шедевр самые обычные вещи. И, уверяю вас, работа эта настолько тонка и искусна, что диву даешься. Знакомьтесь: основатели студии аэрографии в Калуге – Дмитрий Хамракулов и Дмитрий Чеботарев.
- Ребята, желание заняться аэрографией пришло к вам не случайно?
Дмитрий Хамракулов: – Если глубоко копать, то впервые мы занялись этим делом лет десять назад. Каждого из нас в отдельности мучил вопрос, каким образом можно нанести изображение на автомобиль. Тогда информации об этом было не так много. А что такое аэрограф – мы даже не догадывались. Начинали творить мы порознь.
– То есть вы где-то это увидели и попытались повторить.
Д. Х.: – Получается, что так. Я в то время жил на Дальнем Востоке и увидел там автомобиль, привезенный из Японии. Он был очень оригинально оформлен. Но поразил тот факт, что на ощупь это была не наклейка, под лаком не выбивался фон, и не было высоких граней. Вот тут я и задался вопросом, как люди способны подобное сотворить? С Интернетом тогда было очень туго, и информацию почерпнуть было ровным счетом неоткуда. Уже потом я приехал в Калугу, устроился на работу. У меня появился доступ к Интернету – и понеслось… Мы познакомились с Дмитрием на одном предприятии. Я устроился туда, когда он уже работал. Дима занимался больше творческой работой, ведь у него есть художественное образование.
Д. Х.: – У меня как такового специализированного художественного нет. Я скорее самоучка.
– Получается, чтобы подобными вещами заниматься, специальное образование не нужно?
Дмитрий Чеботарев: – Главное – желание. Базовые знания, конечно, необходимы: цветоведение, работа с тенью и светом. Основы я получил в училище, а дальше стал набираться опыта. На помощь художникам-аэрографам зачастую приходят подручные средства: карандаши, кисти, губки. Подобные мелочи позволяют добиться желаемого результата.
На помощь художникам-аэрографам зачастую приходят подручные средства: карандаши, кисти, губки
– Как давно вы купили свой первый аэрограф?
Д. Х.: – В 2003-м. Я заказал его по Интернету в Москве за бешеные деньги. В то время в Калуге ничего похожего не было. Мой первый китайский аэрограф стоил 3 тысячи рублей. Помню, тогда я возомнил себя крутым аэрографистом и пошел ваять. (Смеется.) Пришел в гараж, нашел старую дверь, налил краску, подключил компрессор… и был полностью разочарован через пять минут.
Д. Х.: – Так ничего же не получилось! Мне казалось, что если я все подготовительные работы провел правильно, то и результат должен быть. А тут… Но я руки не опустил. Понемногу стал собирать информацию, покупал через Интернет обучающие программы. Десять лет назад в Москве уже работали курсы подготовки аэрографов, но за две недели обучения просили баснословную сумму.
Д. Ч.: – Сегодня смотрим в Интернете обучающие видео и понимаем, что если бы нас так учили, мы точно ничему не научились бы.
– Получается, что вы не жалеете о том, что никаких специализированных курсов не окончили?
Д. Ч.: – Ни капли. В 2006 году, когда мы с Дмитрием познакомились, начали делиться друг с другом опытом. На тот момент у меня было уже два аэрографа, но как их правильно применять, я тоже не знал. Мы стали искать ответы на интересующие нас вопросы вместе.
Д. Х.: – Дима занимался постройкой и обустройством студии. Все, что вы видите вокруг, – его рук дело. Я больше занимался решением организационных моментов и поиском информации.
– И сегодня вы уже работаете в тесном контакте?
Д. Ч.: – Это настоящий симбиоз, мы в одном направлении и творим, и мыслим. В прошлом году оба уволились с работы, чтобы сделать аэрографию нашим общим и основным занятием. Сейчас мы больше ориентируемся на выставки. В следующем году планируем отправиться в Москву со своим очередным проектом. Хотим сделать кабриолет из 24-й «Волги» и придумать оригинальный дизайн. Засветиться хочется. (Смеются.)
Д. Х.: – В прошлом году мы выставлялись здесь, на Автостраде. Это была Honda Jazz, выполненная по заказу друга. Мотоцикл еще был.
– А можно ли применять аэрографию для росписи других поверхностей, не только автомобилей?
Д. Х.: – Конечно, здесь полет фантазии безграничен. Мы расписывали стены одной из калужских квартир. Сейчас готовим еще один проект жилого помещения.
Д. Ч.: – А еще мы детский сад расписывали во Мстихино. И это, кстати, была наша самая первая совместная работа. Для нас она стала своеобразной притиркой, до того момента мы чаще работали врозь.
– Мы в редакции восхищались вашим совместным творчеством, просматривая фото с сайта. Особое восхищение вызвал шлем с изображением памятника 600-летию Калуги.
Д. Х.: – Эту работу мы выполнили по заказу сотрудников одного из автопредприятий города. Это был подарок для иностранца.
– Сегодня заказов у вас хватает?
Д. Ч.: – Их количество растет – сарафанное радио делает свое дело. Тратиться на рекламу мы пока не готовы. Деньги, полученные за выполнение первого заказа, мы потратили на развитие предприятия – купили компрессор, пистолеты.
– С чего обычно начинается работа?
Д. Х.: – Клиент приходит к нам и высказывает свое пожелание, мы начинаем делать эскизы, на создание которых уходит тоже немало времени. И лишь после того как картинка одобрена заказчиком, мы приступаем к ее воплощению на заданной поверхности.
– Сколько времени уходит на создание одной работы?
Д. Ч.: – Все зависит от сложности. Дизайн может быть абсолютно разным – замысловатым и не очень. В среднем около месяца уходит на один автомобиль. А работа над грузовиком заняла у нас две недели – рисунок был черно-белый. Очень много времени уходит на подготовительные работы, если автомобиль старый. Нужно сделать поверхность матовой, восстановить сколы, царапины, вмятины, окрасить в родной цвет. Процесс в любом случае не быстрый.
– Сегодня люди уходят от стандартных изображений?
Д. Х.: – Если раньше лидирующие позиции занимали анималистичные принты, то сегодня, вы правы, люди начинают мыслить шире. Хотя очень часто заказчик ставит нас в тупик. Например, в тех случаях, когда не может высказать определенных пожеланий. Формулировка «хочу что-нибудь интересное» слишком размыта. Когда совсем человека не знаешь, сложно предложить ему что-то. Есть у нас один потенциальный клиент, которому мы предложили уже «миллион» вариантов, но до сих пор не смогли угодить.
Мы в одном направлении и творим, и мыслим. Это настоящий симбиоз
– Можете припомнить свою самую необычную работу?
Д. Ч.: – Мы делали четырехметровую стелу, которая сейчас установлена в Белоусово. В мастерскую мы заносили ее вчетвером. Красили, наносили газо- и нефтепровод. Лакировали. Главное, что работу нужно было сделать еще позавчера. Как всегда, мы не знали ни сна, ни еды.
– Если бы вы свое дело не любили, наверное, не стали бы им заниматься.
Д. Ч.: – Мы бы спали тогда. (Смеются.) Нам хочется чего-то добиться, а для этого нужно вкалывать. Иного пути к успеху мы не знаем.
Беседовала: Ирина Личутина.
Фото из архива студии аэрографии «DIDI»