Когда-то Григорий Заславский смело назвал себя лучшим театральным критиком страны. А Сегодня к его мнению прислушиваются тысячи театралов. И Его участие в фестивале «Старейшие театры России в Калуге» в качестве арт-директора стало знаковым для нашего города.
- Григорий, есть в вашей биографии такой факт, что вы учились в мединституте. Оттуда были призваны в армию. Но, вернувшись, вы пошли в театральный! Что вас так переключило?
– Наверное, на меня повлияла дружба с Димой Бертманом (художественный руководитель театра «Геликон-Опера». – Прим. ред.) В ГИТИС он поступил сразу после школы. И когда я демобилизовался, он сказал мне: «Когда тебе еще поступать в театральный, как не сейчас?». Я подумал и поступил на театроведческий факультет ГИТИСа.
– Почему театроведческий, а не актерский?
– Мне нравится актерствовать в жизни, и я не хочу быть настолько зависимым от профессии человеком. Это же страшная профессия – актер! Она провоцирует в людях самые худшие их черты. Еще я хочу сказать про талант. Я видел игру великих актеров – Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Софьи Пилявской, Ангелины Степановой. И понимаю, что таким, как они, я не являюсь точно.
– Прочитав энное количество ваших статей, обратила внимание, что в них порой затрагиваются политические темы. Как политика связана с театром?
– Да, причем власти обычно вспоминают о театре перед выборами. В этот момент они понимают, что театральный мир является, как это ни смешно, довольно-таки существенной силой, с которой невозможно не считаться.
– А как получилось, что именно вы стали арт-директором фестиваля «Старейшие театры России в Калуге»?
– Одна моя хорошая знакомая из министерства культуры познакомила меня с Александром Кривовичевым. Мы несколько раз встречались, присматривались друг к другу, в итоге это знакомство вылилось в наше сотрудничество. Чем я очень доволен.
– Вы не впервые в Калуге, соответственно в театре нашем были, видели спектакли. Вам понравилось?
– Скажу так: я вижу живую и очень сильную труппу. И это даже лучше, чем хорошие спектакли. Все остальное зависит от таланта режиссера.
– Сейчас очень много говорят о современном искусстве. Как вы относитесь к этому явлению?
– Плохо относиться к новому, по-моему, просто глупо. Для любого критика счастье – открыть что-то новое и это новое поддержать.
– Многое, наверное, приходится фильтровать?
– Да хорошего вообще мало! И это заметно: если ты сделал плохой спектакль, то назови это хоть новым искусством, хоть традиционным Чеховым с Островским. Плохо – это плохо, без вариантов. Что касается современной драматургии: сегодня я сотрудничаю с проектом ДНК. И то, что мы делаем вместе, – мне нравится.
– Есть ли современные драматурги, в которых вы верите?
– Очень талантливым автором я считаю Вадима Леванова, тольятинского драматурга, к сожалению, безвременно ушедшего из жизни. Нравится мне и Михаил Угаров – человек, который открыл нового героя. Также мне очень интересен Павел Пряжко.
– Как вы думаете, современная драматургия может получить шанс на развитие в регионах?
– Тут я совершенно согласен с Валерием Подгородинским (театральный критик, член жюри фестиваля. – Прим. ред.): провинция – понятие только географическое. Как только ты начинаешь настаивать на своей эстетической позиции, к тебе подстраивается и зритель, вне зависимости от уровеня его консервативности и готовности к экспериментам.
– Думаете, и калужский зритель к такому готов?
– А почему нет? Мне вообще калужский зритель очень нравится. Хотя есть моменты, которые мне слишком понятны. Например то, что им одинаково нравится и хорошее, и то, что похуже.
– Легко ли вам, будучи театральным критиком, оставаться искренним?
– Неимоверно сложно. Но все же свою работу я очень люблю. Здесь нужно учесть один очень важный момент: критику с актерами дружить нельзя. Почему-то они считают, что я, дружа с ними, должен превратиться исключительно в сферу их обслуживания. Но, с другой стороны, это естественно: каждый актер считает себя лучшим и хочет признания – иначе это не актер. Поэтому такая дружба в принципе невозможна для меня.
– На одной из пресс-конференций вы сказали, что спектакль может и не быть лучшим, но при этом стать любимым. Какой из спектаклей фестиваля вы могли бы назвать таким?
– «Попытку полета». Этот спектакль я бы с удовольствием посмотрел еще раз. Причем данная постановка понравилась не только мне: все члены жюри фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» были единогласны, оценивая работу режиссера Александра Плетнева. «Смелый полет к поэтическому театру» – абсолютно заслуженная награда.
Беседовала Екатерина Зимина
Фото автора