Маргарита Филатова. В «зеленой зоне»

Жить Хорошо 17 апреля 2019 0 Просмотров: 1789

Калужская область демонстрирует высокие показатели роста сельского хозяйства. Этому во многом способствуют меры государственной поддержки АПК и своевременное финансирование сельхозтоваропроизводителей. На какую поддержку могут рассчитывать аграрии в этом году, рассказывает директор калужского регионального филиала АО «Россельхозбанк» (КФ РСХБ) Маргарита Филатова.

- Маргарита Григорьевна, чем запомнился 2018 год? Какими успехами можете поделиться?

– Порадоваться есть чему. Мы рады, что растем каждый год. И рост у нас выше рынка. По итогам 2018 года совокупный кредитный портфель Калужского филиала РСХБ составил более 25 млрд рублей, прирост по сравнению с аналогичной датой прошлого года составил 109%. Из них 5,7 млрд рублей приходится на кредиты населению.

Филиал активно развивает розничный бизнес. За 2018 год населению выдано свыше 3 тысяч кредитов на сумму более 1 млрд рублей. Наиболее востребованы среди частных клиентов потребительские, в том числе пенсионные кредиты, ипотека, а также кредитные карты банка.

В корпоративном сегменте кредитный портфель филиала по итогам прошедшего года составил 21 млрд рублей.

По итогам 2018 года Калужский филиал Россельхозбанка увеличил объем привлеченных средств клиентов на 19%, до 17 млрд рублей. В том числе объем средств корпоративных клиентов достиг 6 млрд рублей, физических лиц – 11,8 млрд рублей.

– С чем вы связываете такой рост?

– Безусловно, с развитием сельского хозяйства в Калужской области. Поскольку около 60% наших клиентов – сельхозтоваропроизводители. К нам идут фермеры и производители, которые понимают, что есть уникальные банковские продукты, которых нет в других банках, которые можно целенаправленно быстро и выгодно получить.

– Что это за специальные предложения для сельхозпредприятий?

– РСХБ в Калужской области является ключевым банком-участником механизма льготного кредитования. Между Россельхозбанком и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации действует соглашение о льготном кредитовании аграриев по ставке не выше 5%. Россельхозбанк стал первым, заключившим такое соглашение с Минсельхозом России. Данный механизм существенно упростил процесс получения субсидированных средств и сократил время на получение займа. Если раньше клиент получал высокую ставку и потом государство ее компенсировало, то сейчас сельхозпроизводитель сразу получает пониженную ставку и работает по ней. Очень интересный продукт, все к нему стремятся, следят за своей платежной дисциплиной, чтобы иметь возможность войти в эту систему и из нее не выпасть.

Между Россельхозбан-ком и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации действует соглашение о льготном кредито-вании аграриев по ставке не выше 5%

По итогам 2018 года аграриям Калужской области было предоставлено порядка 9,8 млрд рублей. В текущем году мы также в полной мере обеспечиваем финансирование данного направления в регионе. Только в первом квартале 2019 года банком было рассмотрено более 20 заявок на финансирование в рамках льготного кредитования и выдано кредитов по ставке не выше 5% на общую сумму более 200 млн рублей. Наша задача – оказывать своевременную кредитную поддержку аграриям, чтобы они смогли не только вовремя и качественно провести посевную кампанию, а также реализовать инвестиционные проекты в регионе. В отличие от других банков, мы очень серьезно подходим к проектному финансированию. Тогда как другие банки расценивают его как высокорискованное. Наше отличие в том, что мы умеем и можем прогнозировать риски, понимаем проблемы и подстраиваемся под клиентов.

– Вот сейчас идет посевная…

– Да, это период быстрого одобрения кредитов на весенне-полевые работы. Это одно из ключевых направлений работы филиала: в 2018 году на кредитование сезонных работ было предоставлено 10 млрд рублей, что на 23% превышает показатель 2017 года.

– Как быстро вы рассматриваете заявки?

– Технология рассмотрения заявки отработана. Есть определенные требования, есть проекты-аналоги. Мы пользуемся всей базой наработок Россельхозбанка, что существенно ускоряет сроки принятия решений и рассмотрения заявок.

У нас работают опытные специалисты. Они уже и животноводы, и агрономы. Сотрудники настолько в теме, что наизусть знают, сколько требуется бетона на коровник, почему нужна такая крыша, а не другая, еще и фермера могут посоветовать.

По отдельным случаям консультируемся с головным офисом, где есть специалисты любого плана. Плюс – очень плотно сотрудничаем с министерством сельского хозяйства и, если необходимо, обсуждаем проекты даже на уровне российского минсельхоза.

– Чем руководствуются компании, выбирая Россельхозбанк для обслуживания?

– На мой взгляд, основными критериями при выборе нашего банка являются его надежность, качество обслуживания, клиентоориентированность и индивидуальный подход, а также наличие различных продуктов дистанционного банковского обслуживания: интернет-банк, клиент-банк, мобильные приложения. Данные услуги позволяют клиенту экономить время, оперативно управлять своими средствами, упрощают расчеты с партнерами.

В нашем деле зачастую даже ставки не так важны, сколько время и скорость. Опросы клиентов именно скорость обслуживания ставят на первое место.

– Это именно с деньгами такая история?

– Конечно. Потому что деньги завтра дороже, чем сейчас.

– Много ли желающих сегодня заниматься сельским хозяйством?

– В последние годы меньше. Но сейчас в сельское хозяйство идут более осознанно. Те, кто понимает, что это непростой бизнес, куда придется уйти с головой на несколько лет. Этот бизнес – как судьба. Когда себе не принадлежишь. Все фермеры растут снизу.

Они сами доят коров, контролируют отелы, щупают корма. Даже такие крупные бизнесмены, как Штефан Дюрр, не боятся запачкать рук.

4– На ферме в чистых туфельках остаться не получится.

– Наши клиенты часто говорят: «Простите, пожалуйста, я прямо с фермы». Но надо признать, сейчас фермы уже не такие, как в прошлом веке. Сегодня это чистое, высокотехнологичное производство. Даже на маленьких фермах уже приятно находиться. У нас очень крупный фермер, одно из лучших производств мяса свинины – Эдуарда Тонояна. На его ферме, например, вообще стерильность. В молочных комплексах все ходят в бахилах, накидках. Робот определяет все показатели. Место, где происходит дойка и находятся коровы, обрабатывается автоматически. Оператор сидит за компьютером.

В нашем деле зачастую даже ставки не так важны, сколько время и скорость. Опросы клиентов именно скорость обслуживания ставят на первое место. Потому что деньги завтра дороже, чем сейчас

Реально распирает гордость, что и в России это работает, что мы тоже можем. И мы имеем к этому отношение и причастны к развитию прогресса.

– Вы часто бываете у своих клиентов?

– Летом каждую неделю, зимой чуть реже. Мы же полноправные участники процесса: банк является инвестором и, естественно, контролирует процессы от и до: на что потрачены деньги, поставка оборудования, сроки работ и т.д. Правильно ли выдерживаются технологии строительства.

При финансовой поддержке АО «Россельхозбанк» в Калужской области был введен животноводческий комплекс на 2800 голов на базе одного из передовых хозяйств региона ООО «Калужская Нива». Кредитные ресурсы были направлены на проведение строительно-монтажных работ, приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота, оборудования и сельскохозяйственной техники в рамках реализации инвестиционного проекта.

Сейчас идет работа по целому ряду перспективных инвестиционных проектов по расширению действующих комплексов, строительству новых и реконструкции действующих объектов: «Агро-Инвест», которые производят овощи под маркой «Мое лето», ООО «Молоко-Групп» и пр.

В Калужской области активно строятся молочные и тепличные комплексы, развивается малый бизнес на селе. Санкции в этом смысле стали мощным толчком к развитию.

– То есть, в сфере сельского хозяйства санкции – благо?

– Однозначно. Мы видим это не только в цифрах, но и на прилавках магазинов. Мы видим это в контексте отношения к нам Запада. Стратегическая история «все свое» будет положительно влиять на все сферы жизни в стране.

Губернатор недаром ставит задачу по развитию молочной промышленности. Собственное продовольствие дает эффект защищенности от потрясений и экономических, и потребительских, и социальных.

Собственное продовольствие дает эффект защищенности от потрясений и экономических, и потребительских, и социальных

Более того, Россия может стать ведущей мировой аграрной державой. Для сельхозбизнеса сейчас главная задача – выход на внешние рынки. У нас есть что экспортировать и что востребовано заграницей. В первую очередь это качественные продукты. Ряд клиентов уже сейчас экспортируют свои сыры. Нам пока сложно конкурировать по одной причине: далеко не все предприятия могут выдержать стандарты международной торговли. Но количество экспортеров растет. А Россельхозбанк активно разрабатывает и вводит кредитные продукты для экспортеров.

– Вы не видите проблему в закредитованности?

– Все индивидуально. Если бизнес развивается и растет, то проблема не стоит. Потому что все равно это приведет в будущем к положительному результату. Свои свободные средства редко у кого бывают. Бизнес в моменте не производит столько прибыли. Пока накопят, деньги уже обесценятся. Строиться и развиваться в кредит более правильно и эффективно. Без заемных средств никуда. Кредитный продукт тянет за собой все сопутствующие пассивные операции. Я вообще считаю кредиты одним из самых перспективных и необходимых банковских продуктов. Может быть, потому что мой путь в банковской сфере начинался с кредитов.

– Поделитесь своей профессиональной историей?

– Удивительно, но я с детства мечтала работать в банке. Серьезно. Несмотря на то что по первой специальности я преподаватель. Родом я из Алексина, Тульской области. Училась в Тульском университете на специальности «физика-экономика». То есть я и физик, и экономист. Пришла работать в банк на должность кассира-контролера, это низшая ступень в банке. Дальше перешла к кредитованию розничного бизнеса, корпоративного кредитования…

– Как вы считаете, какое качество главное для банковского работника?

– Ответственность. Банковская система не любит безответственности и легкомыслия. Это грозит серьезными потерями. Поэтому я очень ценю своих сотрудников, коллег, которые ответственны и внимательны на своих участках работы, которым можно доверять.

Как у руководителя, у меня много поездок, встреч, командировок. Случаются и авралы, и форс-мажоры, и проблемы. Здесь важно уметь гибко реагировать и подстраиваться под обстоятельства, правильно расставить приоритеты, делегировать и ставить задачи. Потому что успеть все невозможно.

– Что вам помогает справиться с эмоциями?

– Психологические практики, методики, техники дыхания йоги. Чтобы справляться с эмоциями, я себя тренирую. Нужно всегда сохранять холодный ум, уметь абстрагироваться, взглянуть на ситуацию «сверху», мыслить и действовать конструктивно. Если зацикливаться на каждой проблеме, то можно сойти с ума.

– Чтобы минимизировать человеческий фактор, используют технологии?

– Конечно, на всех этапах работы мы используем стандарты. Но человеку нужен человек. Клиентская работа занимает 80 процентов моего времени. Можно сказать, что я главный клиентский менеджер по региону. Общение очень важно для клиента. Уровень финансовой грамотности, духа предпринимательства очень вырос. Наши клиенты приходят, чтобы обсудить финансовые продукты, условия, прогнозы. И Россельхозбанк всегда будет стремиться поддерживать прямой контакт со своим клиентом.

– Что вы предлагаете для клиентов, не имеющих отношение к сельскому хозяйству?

– Как опорный банк АПК мы работаем и по льготным системам финансирования государственных программ в части поддержки малого бизнеса. Оказываем все стандартные услуги по корпоративному обслуживанию.
У нас есть все виды банковских продуктов для физических лиц: выгодные потребительские кредиты, вклады, ипотека и рефинанс ипотечных кредитов других банков под более низкую ставку. По итогам 2018 года «Россельхозбанк» получил награду за лучший банковский продукт за вклад «Доходный». Очень много людей оценили и воспользовались этим предложением.

Конечно, на всех этапах работы мы используем стандарты. Но человеку нужен человек. Клиентская работа занимает 80 процентов моего времени. Можно сказать, что я главный клиентский менеджер по калужскому региону

Для наших клиентов в рамках системы мобильного банка есть кэшбэк, есть бонусные программы. При безналичных расчетах нашей картой начисляются баллы, в рамках системы «Урожай» ими можно оплачивать железнодорожные билеты и гостиницы.

– На клиентов эти бонусы действуют?

– Конечно. Клиенты очень любят и живо интересуются, что могут получить дополнительно. Это здоровая жадность. И это нормально. Это рынок: «ты мне – я тебе». Если я даю вам возможность воспользоваться своими деньгами, то и вы мне что-то дайте. Сейчас люди выбирают, где им выгоднее, удобнее, приятнее.

– В какую сторону идет банкинг?

– Конечно, все идет в сторону стремительного развития технологий и цифровизации. От этого никуда не денешься. Электронные системы претерпевают изменения буквально каждый день. Наш банк показывает высокий уровень безопасности и защиты. За последнее время мобильные банки, системы ДБО стали более устойчивыми. Системы защиты средств клиента становятся более совершенными.

В планах развития на ближайшие 2-3 года – маркет-плейс. Из интересного: недавно мы выпустили «волшебное» кольцо. Надеваешь его на палец и используешь как пластиковую карту. Самое удобное на отдыхе, в поездках, когда не хочется брать с собой кошелек или карту. С ним можно плавать, загорать – все что угодно.

– Вы уже использовали его по назначению?

– Вы имеете в виду отпуск? Пока не пришлось. Лето – самая страда! Мы же работаем по календарю сельхозработ. Так что отдыхать будем осенью, как «цыплят посчитаем».

– А семья не обижается?

– Я благодарна своей семье, родным – за то, что они понимают меня и дают мне возможность спокойно работать. Можно сказать, это они «сделали» меня руководителем. И я стараюсь компенсировать недостаток общения качеством проведенного вместе времени.

– Маргарита Григорьевна, какие цели ставите себе на этот год?

– Дальнейший рост. АО «Россельхозбанк» является одним из самых надежных крупнейших банков страны. Калужский филиал – это профессиональный и готовый к развитию коллектив, это признание клиентов и устойчивые, стабильные позиции. Мы находимся в «зеленой зоне» надежности. И наша цель – оставаться в ней.

текст: Анна Большова
фото: Дмитрий Демидов

Прокомментировать