Никому не хочу подражать

Жить Хорошо 22 мая 2014 0 Просмотров: 5259

Игорь Каграманов – в недавнем прошлом сотрудник телерадиокомпании «Ника». Его  проекты, автором и ведущим которых он был вместе с Валентином Савицким, известны многим. Однако задерживаться на калужской земле Игорь не стал и уехал покорять столицу.

Сегодня Игорь – выпускник факультета кинорежиссуры Всероссийского государственного института кинематографии,  приехал в Калугу для съёмок своего нового игрового фильма. Мы встретились с ним на съёмочной площадке. Времени едва хватило, чтобы задать режиссёру несколько вопросов во время настройки съёмочного оборудования. 

– Игорь, что  стало толчком для того, чтобы перебраться в Москву?

– Безусловно, толчком послужил проект «Победа. Дни войны».  Работая на телекомпании «Ника», мы решили снять к 9 Мая документальный фильм о боях на Калужской земле.  Там было несколько игровых эпизодов.  Снимали зимой. В лютый мороз. С раннего утра до позднего вечера. Бывало, что после завершения очередной смены мы буквально валились с ног от усталости. И никто не жаловался. Все работали в едином порыве, и, наверное, благодаря этому фильм получился удачным.   «Победа. Дни войны» был удостоен премии им В. Кирюхина.  Его показывали на фестивалях в различных городах. А мне тогда знающие люди, посмотрев фильм, посоветовали поехать и попробовать свои силы в Москве. Что я и сделал.

– И как всё развивалось после твоего переезда в столицу?

– Я всерьёз решил заняться своим обучением, чтобы не топтаться на месте. Помню, когда  «Победа. Дни войны» был снят, я почему-то подумал, что  теперь всё знаю и умею. Дайте мне денег, и я смогу сам снять большое кино. На самом деле это глубокое заблуждение. И сейчас я понимаю, что вообще ничего не знаю и делаю лишь первые  шаги в этом направлении. Учиться очень надо! Школа ставит тебя на место, показывает, кто ты есть на самом деле.

Мне очень хотелось попробовать самому начать снимать кино. И я решил поступить во ВГИК.   Но денег для того, чтобы начать там обучение, у меня не было.  Чтобы собрать нужную сумму, я с головой окунулся в работу:  съёмка сюжетов, рекламы, социальных роликов. Я брался за любой заказ.

К тому же я хотел попасть к определённому мастеру – к известному  режиссёру Валерию Бакиевичу Ахадову.  Поскольку он набирал группы непостоянно, мне пришлось выждать год, чтобы оказаться у него.

– И всё-таки свой первый фильм ты приехал снимать в Калугу.

– Да, в прошлом году я снял свою первую короткометражку.  Сценарий к этому фильму написал мой друг Валентин Савицкий. А почему Калуга? Всё-таки родной город, знакомые улицы, старые друзья и коллеги, с которыми мы снимали «Победу. Дни войны».   В фильме  роли исполняли актёры нашего калужского драматического театра. Для меня этот фильм стал разминкой перед работой над более серьёзными проектами. Картина в итоге получилась достаточно интересная, жизненная (название фильма «Х.У.» – Икс Игрек. – Прим. автора).  В основе сюжета – взаимоотношения научного сотрудника, роль которого исполнил Леонид Клёц и его жены (Светлана Никифорова. – Прим. автора), которая работает медсестрой в больнице и мечтает о лучшей жизни.   

Учиться очень надо! Школа ставит тебя на место, показывает, кто ты есть на самом деле.  

Конечно, ошибки и недочёты в работе были. И это только мои ошибки и ничьи другие. Я как режиссёр-постановщик несу полную ответственность и за игру актёров, и за свет, и композицию в кадре, за монтаж, и много за что ещё.

– А как твой руководитель оценил работу?

– Меня разнесли в пух и прах. Мы даже несколько раз ругались. Но тут важно, какую задачу мы ставили, снимая этот фильм. Задача была – проверить силы, смогу ли я посредством кинокадра рассказать историю. О качестве истории речь пока не велась. История в итоге получилась. Значит, с поставленной задачей я справился.  И, конечно, здесь немалая заслуга и актёров, и оператора, и композитора, Сергея Зеленцова, который написал хорошую музыку и финальную песню.

В целом мы оценили работу положительно, хотя, конечно, вопросов появилось немало.

– Сейчас ты начал работу над новым фильмом. Что он для тебя?

– На сей раз это мой дипломный проект. Я рассчитываю, что эта картина станет моей визитной карточкой.  Продюсеры будут смотреть на целостность истории, на качество исполнения, на актёрскую работу, словом, на все нюансы, чтобы в итоге у них сложилось соответствующее мнение обо мне как об авторе.  Этим фильмом я ставлю перед собою принципиально новый уровень задач и надеюсь, что у меня получится с ними справиться.

– О чём будет этот фильм?

– Вообще, пока проект находится в работе, есть много тонкостей и секретов, которые я не хотел бы раскрывать. Скажу только, что жанр картины – драма.  Тяжёлая и эмоциональная. И это накладывает дополнительные требования к качеству работы. (Рабочее название фильма – «Машка». – Прим. автора.)

– Может ли в будущем эту картину увидеть массовый зритель?

– В будущем планируем обширную программу для демонстрации  картины. Это целый ряд фестивалей, как в России, так и за рубежом.  Разумеется, в кинотеатрах она не пойдёт, и прежде всего по той причине, что короткий метр игрового кино в России неинтересен никому, к сожалению.

– А можно ли организовать кинопроизводство в Калуге?

– В провинции продакшен как таковой невозможен в принципе.  Прежде всего, потому что для его организации нужно очень много сил и материальных затрат. В Калуге на это никто не пойдёт.  Сложность не только в отсутствии соответствующего оборудования, но и в специалистах.  Конечно, талантливые люди есть везде.  Есть стремление и у калужских ребят делать  свой продукт. Но для таких профессий нужен очень большой опыт, который в малых городах получить попросту негде. Кино в России только начало подниматься с колен. За последнее время появилось немало отечественных картин, которые можно, нужно  и по-настоящему  интересно смотреть. И за которые не стыдно.

– Есть ли у тебя из современных режиссёров свои кумиры?

– Нет.

– А из классиков?

– Тоже нет.  Не побоюсь показаться банальным, но мне очень нравятся некоторые картины  Андрея  Тарковского. Михаил Калатозов и Сергей Урусевский – это для меня эталон мастерства.  Фильм «Летят журавли» можно смотреть хоть двадцать, хоть тридцать раз. Это величайшие мастера отечественной кинематографии. Но, повторюсь, это не кумиры. Кумиры – это те люди, которым хочется подражать. Я никому не хочу подражать. Я хочу найти своё видение.

Текст и фото: Михаил Андросов

Прокомментировать