Некогда известный и очень популярный в Калуге вид автомобильного спорта сегодня практически оказался забыт. Среди немногих энтузиастов, кто пронёс увлечение этим видом автоспорта через годы, – Сергей Нырков. За рулём карта он провёл, пожалуй, не меньше времени, чем за школьной партой и передал свою страсть сыну.
При упоминании слова «картинг» сегодня многие в первую очередь вспомнят маленькие гоночные автомобильчики в парках, которые носятся среди раскрашенных покрышек. А о том, что картинг – это учебная парта таких всемирно известных гонщиков, как Ален Прост, Аэртон Сенна или Михаэль Шумахер, знают лишь посвященные.
Юный Вячеслав Нырков уже почти десять лет регулярно выступает на всероссийских соревнованиях по картингу, показывая очень неплохие результаты. Сергей всеми силами помогает ему в этих начинаниях, являясь одновременно и тренером, и механиком у своего сына.
– Сергей, как получилось так, что сын подхватил твое увлечение?
– Самый ранний возраст, когда ребенок может сесть за руль карта, это шесть лет. В этом возрасте мы и решили попробовать. Дело было в парке в городе Сочи на прокатном карте. Я посадил Славу за руль и отпустил в его первый самостоятельный заезд. Он, конечно, сначала боялся, кричал. Но когда поехал, страх исчез начисто. После этого мы решили, что он начнет заниматься картингом.
Мы купили машину. Начали тренироваться, участвовать в первых соревнованиях. В сезон у нас было по 16 гонок в разных городах. Получается, каждый год мы в общей сложности по три месяца были в разъездах.
В 2009 году Слава выиграл Кубок России и завоевал первый юношеский разряд. Последние годы пытаемся выступать на уровне чемпионата России. Но это очень непросто по финансам. Мы на результат стараемся работать, а не просто покататься выезжаем.
Например, на чемпионате России 43 спортсмена участвовали в классе, в котором Слава гоняется. Конкуренция очень сильная. Машины подготовлены грамотно. Наш результат был в первой двадцатке. Все семь этапов чемпионата мы держались в середине таблицы. Я считаю, что это очень неплохой показатель. Но надо дальше работать.
– Долго тренироваться пришлось, прежде чем появились первые результаты?
– Первые положительные результаты появились после двух лет тренировок. Когда Слава начал уже понимать в настройках машины, траекториях прохождения трассы, в телеметрии. Современный картинг – это компьютер на колесах. Чтобы был результат, очень много нужно работать с точными настройками.
Помимо этого, на каждую гонку у нас уходит по три комплекта резины. Если один комплект резины для карта обходится порядка 12 тысяч рублей, несложно подсчитать, какие расходы каждую гонку бывают. Плюс транспортные расходы, ГСМ, запчасти.
– Да, затраты немаленькие. Вам помогает кто-нибудь? Есть команда?
– Никакой команды в Калуге нет. Все сами делаем. Берем кредиты. Иногда спонсоры помогают. Но централизованной поддержки никакой. Мне даже странно. Калугу называют вторым Детройтом, автопредприятия кругом, а автомобильный спорт в регионе не развит совершенно.
– Если тренировки у Славы занимают столько времени, то как удается сочетать картинг и учебу?
– У нас поставлено в семье строго: я занимаюсь автоспортом, а мама занимается учебой. В промежутках между тренировками приходится активно штудировать школьную программу, чтобы не отставать. Непросто, но успеваем и здесь. В течение последних 6 лет не было отрицательных показателей. Стараемся учиться на «четыре» и «пять».
– В свое время ты тоже много лет посвятил картингу. Насколько сильно отличается картинг тогда и сейчас?
– Это как табуретка и кожаное кресло. Даже сравнивать смысла нет. Я как вспомню, как мы сами эти карты постоянно ремонтировали: варили рамы, красили, перебирали моторы. Машины часто ломались. Целые ящики ключей и отверток мы на каждую гонку с собой таскали. А сейчас прогресс огромный. Я говорил уже: современный карт – это целый компьютер на колесах.
– А в целом в Калуге сейчас как с картингом дела обстоят?
– Все только на своей инициативе существует. Те, кто может себе позволить, сами приобретают машины, настраивают их, гоняются потихоньку.
Когда я занимался, у нас в городе было восемь полноценных команд: Дворец пионеров, ДОСААФ, Станция юных техников, школа № 26, Тайфун. Регулярно проводились соревнования, и были они очень массовыми. От каждой команды по 12-15 участников заявлялось. Где теперь все это? От всех секций по картингу осталась только Станция юных техников. Там дают сейчас самые азы: как машина устроена и основные принципы управления. Все! А дети с удовольствием готовы идти и заниматься. Спорт очень увлекательный и полезный. Картинг дает такую практику вождения, что водитель сможет справиться с управлением практически любой машины. Эта дисциплина развивает правильную реакцию за рулем.
– А где в Калуге тренируетесь?
– В Калуге негде тренироваться. Нет ни одной площадки, которая соответствовала бы требованиям. Картинг – очень быстрая и резкая машина (скорость современного карта на прямых участках достигает 150-170 км в час. – Прим. автора). Нужен асфальт с повышенным содержанием каучука, чтобы его удержать на поворотах. В Калуге такого покрытия нет. Самое близкое – это Подольск, в 150 км от Калуги. Там есть картодром «Лидер». Вечером готовим все необходимое, утром часов в шесть выезжаем. День на картодроме, потом вечером обратно в Калугу. В Москве иногда тренируемся.
Но сейчас больше тренировок на тех трассах, где планируется конкретная гонка. Выезжаем туда дня за 4 – 5 до начала стартов и осваиваем трассу. Города разные. Это и Курск, и Самара, и Белгород, и Сочи. Для того чтобы ехать на результат, траекторию конкретной трассы нужно знать наизусть.
– Тем, кто заинтересовался этим видом спорта, на что придется потратиться в первую очередь?
– Прежде всего, в Калуге школы картинга нет. В Москве сегодня около семи известных школ. Но это на уровне прокатного картинга. Начинать лучше всего там. Потом, когда прокатный карт освоил, можно попробовать пересесть на боевой.
По цене картинг для ребенка сегодня обойдется примерно в 100 тысяч. Плюс двигатель – 50-60 тысяч. Экипировка – шлем, комбинезон, перчатки, обувь. Расходники разные. Итого более 200 тысяч набегает. И это только начало.
– Но можно говорить, что картинг при этом самый доступный вид автоспорта?
– Безусловно. Картинг абсолютно доступен практически для любого возраста. Можно и в шесть лет сесть за руль, а можно и взрослым. Все автомобильные дисциплины начинали с картингов. Это основа основ. Спроси сегодня любого всемирно известного автогонщика… Уверен, что он начинал свою карьеру именно с картинга.
– Сейчас популярен прокатный картинг. Почти в каждом парке можно найти такой. Насколько далек он от спортивной машины?
– Прокатный картинг – как учебная парта. Да, он намного проще в управлении, но основные принципы на нем понять можно. Кто-то сегодня относится к такому карту как к игрушке, а кто-то начинает вникать в тонкости управления, пытается понять тректорию трассы. У Славы получилось именно так.
Тем не менее в Калуге и с прокатным картингом не все удачно. Около двух лет назад мы попытались открыть пункт проката. Но для этого нужно готовить хорошую площадку. На разбитом асфальте много не накатаешь. Машины от этого быстро изнашиваются. Их чаще ремонтировать приходится, чем предоставлять в прокат.
– А есть ли смысл в Калуге развивать прокатный картинг?
– Это проще сегодня, чем открыть полноценную школу картинга. Нужно просто, чтобы кто-то целенаправленно занялся этим. Нашел площадку, проложил трассу. Не просто накидал старых покрышек в грязь, а подготовил покрытие, траекторию трассы сделал. В это дело нужно вложиться. А желающих будет немало. Компьютерные машинки – это одно, а дух настоящей автогонки – совсем другое.
Даже в тот пункт проката, который у нас сейчас, дети приходят с удовольствием. Причем идут не только мальчишки, но и девчонки.
Мне предлагали открыть школу картинга в Калуге. Но если открывать официально через РАФ, это громадные требования к школе, к помещению, к документации, к техническому оснащению. Одному это не потянуть.
Калугу называют вторым Детройтом, а автомобильный спорт в регионе не развит совершенно.
– Руки при этих сложностях не опускаются? Хочется развиваться дальше?
– Я согласен за любую ситуацию, чтобы картинг в нашем городе развивался. И готов оказать для этого любую посильную помощь. Сейчас все силы уходят на то, чтобы сын дальше развивался. Новый сезон на носу. Новые требования, затраты. Вполне возможно, придется менять машину на более мощную.
Если у нас в городе кто-то проявит интерес к этому виду спорта, я могу сказать уверенно, он не пожалеет. Все-таки в нашей столице российского автопрома должен развиваться и автоспорт. Картинг, я считаю, для этого подходит как нельзя лучше.
Текст и фото: Михаил Андросов