Холодные числа и сухие формулы математики на самом деле полны внутренней красоты. В этом уверен заведующий кафедрой Высшей математики КФ МГТУ им. Баумана, кандидат физико-математических наук Абдулкафар Кехриманович Рамазанов.
Я окончил обычную сельскую школу в Дагестане. После этого я поступил в Дагестанский государственный университет им. В.И.Ленина, затем учился в аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию на мехмате МГУ. В Калуге я живу и работаю уже 36 лет, 15 из которых возглавляю кафедру.
Я пошел по стопам старшего брата, который тоже был успешен в математике. Возможно потому, что у нас были хорошие учителя, которые привили любовь к этой науке. Мои дети тоже не стали исключением. Все они окончили наш МГТУ, живут и работают в Калуге.
Моя студенческая жизнь пришлась на расцвет Советского Союза. Конечно, условия обучения намного отличались от современных, но это совершенно не помешало получить блестящее образование. Я получал повышенную стипендию – 56 рублей. Хватало на все!
За свою научную жизнь я опубликовал десятки работ. И за все это время я понял одно: если просто усваивать то, что положено по программе, – это не наука. Есть специальные курсы, семинары, множество литературы в любом виде. Необязательно подходить так серьезно ко всем предметам – достаточно того, к которому есть интерес. Тогда и будет толк даже от простой курсовой работы.
Математика – это фундамент. Если взять любую техническую науку, то она основывается именно на математических законах, все остальное является приложением. Каждое уравнение, каждая формула имеют свой физический смысл. Нельзя рассматривать задачи отвлеченно – все должно быть применимо к жизни. Это не сухие цифры, а творческий инструмент.
Калужская область – родина многих талантливых и выдающихся математиков. Например, Пафнутий Львович Чебышев, который родился под Боровском. Его можно назвать родоначальником российской математики. Еще один калужский математик – Александр Яковлевич Хинчин. Его работы относились к теории функций вещественного переменного. Сам факт существования таких людей является стимулом к работе и выбору технической специальности.
Я люблю свою работу. Даже если бы мне предложили заново прожить жизнь, я бы все равно выбрал этот путь, со всеми его трудностями. Работа преподавателя тяжелая, но очень интересная. Даже сейчас я все равно продолжаю учиться: постоянно появляются новые приемы и методики преподавания, меняется сама наука.
Поколения студентов не меняются – они все такие же активные, горят желанием учиться, готовы к открытиям. За последние годы стерлась грань между «мужскими» и «женскими» специальностями, поэтому девушек в МГТУ стало больше. С каждым годом молодые люди все лучше разбираются в технологиях, что вносит свои коррективы в процесс обучения. Главное – научиться правильно использовать эти знания.
Я стараюсь не ставить себя выше моих студентов. Я работаю с ними в команде и помогаю в меру своих возможностей, но держу небольшую дистанцию, чтобы они лишний раз не расслаблялись. Я особо не вникаю, какие слухи и легенды обо мне ходят, но верю, что их немало.
Для некоторых специальностей все же необходим специалитет, но для большинства подходит двухуровневая система «бакалавриат-магистратура». Магистерское образование сейчас популярно – люди хотят учиться. Я не берусь судить, какая система лучше, но если человек выбрал путь высшего образования, то он должен понимать степень ответственности.
Совет, который я могу дать студентам: не бояться. Учиться всегда сложно, потому что это большой труд, это глобальная работа над собой. Не зря же в народе есть пословица: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Чтобы получить знания, нужно крутиться, а не жалеть себя.