Видеть в небе

Жить Хорошо 30 октября 2014 0 Просмотров: 2351

Анатолий Землянухин на сегодняшний день является единственным в Калуге членом сборной Российской Федерации по авиамоделизму. Его имя уже не первый год числится в итоговых протоколах среди сильнейших спортсменов. А началось всё традиционно для советского школьника: с посещения авиамодельного кружка. 

- Анатолий, ты увлекаешься авиамоделизмом уже почти тридцать лет. С чего всё началось?

– Когда я ещё ходил в детский сад, по пути домой на третьем этаже школы я видел окно. В этом окне на подоконнике были выставлены самые разные самолёты. Они очень привлекали моё внимание.

Когда я пошёл в первый класс, моя мечта добраться до этого окна исполнилась. Так я оказался в авиамодельном кружке у Виктора Фёдоровича Громова. Конечно, я записался в кружок и начал под его  руководством строить свои первые модели.

– И каким был твой первый самолёт?

– Это была схематическая модель самолёта с резиномотором. Помню, строил я её долго. Очень долго. Почти весь учебный год. Я уже не верил, что когда-нибудь её доделаю. Я и не подозревал, что постройка авиамодели – это такой трудоёмкий процесс. Недостаточно просто склеить рейки: их нужно подгонять по размеру, шлифовать, обрабатывать.  Всё это удавалось далеко не сразу. Но Виктор Фёдорович был преподавателем от Бога. Он очень доходчиво и терпеливо объяснял мне, как правильно нужно конструировать самолёт. От него я  узнал, что у самолёта не хвост, а хвостовое оперение, которое в свою очередь состоит из стабилизатора, киля, руля высоты. А хвост, по словам Виктора Фёдоровича, бывает у собак, но не у самолётов.

– Но когда модель была готова, наверняка состоялся и первый полёт. Чем он запомнился?

– Мой первый полёт случился  зимой. Я учился уже во втором классе. Помню, погода была ветреная, холодная. Мы пошли на ипподром в Анненках. Там было большое поле. Накрутили резиномотор и кинули самолёт. Он как-то неуверенно поболтался в воздухе и завалился в снег. Но главное для меня было, что модель всё-таки взлетела. Вот с этого момента всё и пошло.

В то время регулярно проводились городские и областные соревнования среди авиамодельных кружков и клубов. Наша команда тоже была постоянным участником на соревнованиях. В том числе  и я.

С каждым годом я осваивал новые классы моделей: свободно летающие, пилотажные, модели воздушного боя. Иногда даже получалось завоёвывать призовые места, и это только подогревало интерес развиваться в авиамоделизме дальше.

– Многие в те годы хотели попробовать свои силы в авиамодельных кружках. Но многие и быстро перегорали, поняв, что постройка модели – это тяжёлый и долгий труд, а разбиться она может за считанные секунды.  Благодаря чему твой интерес не ослабевал?

– Любовь к моделированию мне привил Виктор Фёдорович.  Благодаря этому человеку я очень полюбил конструировать модели. Он так доходчиво и наглядно всё рассказывал, что хотелось постоянно развиваться, экспериментировать, совершенствоваться, воплощать его идеи на практике. 

Тем более мне немножко везло. Как я говорил уже, на городских и областных соревнованиях я нередко становился призёром. Конечно, это давало дополнительный стимул к развитию.

В школьные годы я прошёл почти всю классификацию авиамоделей, которые были на то время популярны и доступны. Радиоуправляемые модели для нас тогда были чем-то на уровне фантастики. Нам только оставалось наблюдать со стороны за полётами таких самолётов. Наблюдать и завидовать.

– В  жизни твоё увлечение помогало?

– Не просто помогало, это была школа жизни. Её азы. Я  смог прочувствовать это на все сто. В первую очередь ты учишься работать руками. В любом деле: в ремонте, строительстве ты уже не будешь делать «на авось», а будешь работать аккуратно. Все эти труды по конструированию модели очень полезны. Ты учишься видеть и легко отличать, скажем, качественно выполненную деталь от бракованной.  И благодаря этому ты сам уже становишься более дисциплинированным.

В послеперестроечные годы, когда пришлось заниматься ремонтами квартир, это очень здорово мне помогло. Тогда входили в моду евроремонты, и аккуратность в этом деле была превыше всего. У меня неплохо получалось.

– Моделизм в те годы и сегодня претерпел немало изменений. Как на твой взгляд, более доступным стало это увлечение сегодня?

– Всё меняется с течением времени.  Конечно, тогда, в 80-х годах, мы не могли и представить себе, как будет выглядеть авиамоделизм спустя десятилетия.  Тогда были в продаже простейшие наборы: комплект дощечек и фанерок, которые очень долго нужно было доводить до ума. А сегодня самолёты продаются уже практически собранные. Причём на любой вкус. Хочешь – покупай пилотажную модель, или модель планера, или вертолёт. Выбор огромный.  Укомплектовать модель тоже можно самыми современными элементами электроники.

Желанный результат – взлететь – стал более доступным.  Не нужно месяцами сидеть с лобзиком за верстаком, выпиливая детали.  Может, в чём-то это и лучше, хотя, разбив модель, человек должен знать, как она устроена, чтобы её отремонтировать. Создав самолёт своими руками, ты знаешь каждую его деталь наизусть. А купив модель в магазине, вряд ли кто-то из начинающих будет задаваться вопросом, как же она устроена.

Первый мой «полет» случился во втором классе: самолет упал, но главное, что он взлетел  

– Для многих моделизм остаётся на уровне хобби,  но ты пошёл в этом направлении ещё дальше: регулярно участвуешь в соревнованиях, в том числе и в зарубежных. Насколько это сложно?

– Да, на данный момент я являюсь членом национальной сборной по авиамодельному спорту. Сейчас у меня уже идёт подготовка к чемпионату мира, который пройдёт предстоящей осенью в Болгарии. Конечно, подготовка моделей,  занимает много сил и времени.

Дело в том, что после нескольких лет затишья, когда закончилась школа и  началась работа, я познакомился с членом сборной по авиамоделизму, который вовлёк меня в этот спорт. Он здорово помог мне с оснасткой для моделей. В 1996 году я принял участие  в чемпионате России. Занял почётное 14-е место, при том, что участников в моём классе было около 50.  Я подумал тогда, что оказаться в первой двадцатке не так уж и плохо для дебюта. И я поставил себе цель – продолжать регулярное участие в подобных соревнованиях и добиться реального призового результата. Не сразу, конечно, но  моя мечта исполнилась: на чемпионатах России я впоследствии побеждал неоднократно. И тогда я уже поставил перед собою новую цель – войти в состав национальной сборной.   Получилось, но не сразу. Очень серьёзные критерии отбора. Нужно приезжать практически на каждый чемпионат России и, если не побеждать, то быть в призовой тройке. И так не один год.  В результате вот уже пятый год я участвую в соревнованиях международного уровня. В основном это чемпионаты Европы и этапы Кубка мира.  Мы выезжали в Сербию, в Румынию, в Болгарию, в Словакию.  Получается регулярно по 5-7 выездов в год.  Непросто, конечно, но это очень хорошая практика. Благодаря регулярному участию удаётся держать форму и быть в первых рядах зачётной таблицы.

Я выступаю в классе ракетопланов. Это те же планера, только с пороховым двигателем и вертикальным взлётом, как у ракеты.

– А победы были?

– Я дважды становился бронзовым призёром чемпионата Европы, а в прошлом году стал чемпионом Европы.

– Много участников на таких соревнованиях? Какова их география?

– В основном участвуют руководители подростковых клубов. Индивидуальных спортсменов меньше. Приезжают из разных стран, но в основном это представители государств бывшего соцлагеря: Чехии, Словакии, Германии. Регулярно принимают участие спортсмены из Соединенных Штатов.

В некоторых странах, например в Латвии, Польше, Литве, спортсмены готовятся очень серьёзно. У них на местном уровне очень хорошие призовые фонды.  Немало команд есть со спонсорской поддержкой. Бывает, что целые предприятия финансируют выступление команды.  У нас пока всё в разы скромнее. Но приятно видеть, что появляются иногда детские команды. Пусть не всегда, но первые шаги уже есть. Федерация РФ помогает вывозить детей на соревнования.

Авиамоделирование полезно в любом деле: ремонт, строительство – ты будешь делать всегда все аккуратно  

– А бывали на соревнованиях какие-то забавные или курьёзные случаи?

– Подобных случаев хватает.  Бывает, что модель сгорает во время старта. Бывает, что модель улетает на несколько километров и найти её очень непросто.

Один раз я управляю моделью ракетоплана после взлёта и вижу, что она как-то вяло подчиняется командам аппаратуры, но всё-таки рулится. Думаю, ладно, посажу, проверю, в чём там дело. И помощник мой тоже стоит рядом, кивает, говорит, что видит модель. Потом, когда полётное время стало завершаться и надо было модель на посадку заводить, я смотрю, что она совсем перестала мои команды выполнять и уверенно  полетела в чужой посадочный круг к другому спортсмену.  И только тут до меня дошло, что я пытался управлять не своей моделью.  У моего партнёра по команде и у меня модели были аналогичной расцветки и похожего дизайна. На расстоянии они и вовсе не различаются, а когда планер на высоте более 200 метров – там вообще разобрать сложно. Видишь просто точку в небе.

Мой планер нашли несколько часов спустя на краю леса. Он на дереве повис.  Поломки, конечно, были, но всё удалось восстановить. Хорошо, что модель не улетела бесследно.

– А какая отдача от участия в этих соревнованиях?

– Я нахожу для себя продолжение своего увлечения и путь для дальнейшего совершенствования. С каждым стартом приобретается новый  опыт.  Мне очень нравится видеть свою модель в небе, как она взлетает, летит, садится. И я не хочу останавливаться, а потому я буду  делать новые модели и продолжать выступления.

– Как обстоит ситуация с этим видом спорта в Калуге?

– На всероссийские соревнования приезжают ребята из Калуги. Они неплохо выступают, иногда занимают призовые места.  У нас есть достойные преподаватели из числа  спортсменов времён СССР, такие как  Владимир Пчёлкин, Юрий Власов. Они  хорошо умеют  организовывать детей и привозить их на соревнования.  Поэтому авиамоделизм в нашем городе понемногу развивается.

текст: М. Андросов
фото: М.Андросов и из личного архива А. Землянухина 

Прокомментировать