Анатолий Землянухин на сегодняшний день является единственным в Калуге членом сборной Российской Федерации по авиамоделизму. Его имя уже не первый год числится в итоговых протоколах среди сильнейших спортсменов. А началось всё традиционно для советского школьника: с посещения авиамодельного кружка.
- Анатолий, ты увлекаешься авиамоделизмом уже почти тридцать лет. С чего всё началось?
– Когда я ещё ходил в детский сад, по пути домой на третьем этаже школы я видел окно. В этом окне на подоконнике были выставлены самые разные самолёты. Они очень привлекали моё внимание.
Когда я пошёл в первый класс, моя мечта добраться до этого окна исполнилась. Так я оказался в авиамодельном кружке у Виктора Фёдоровича Громова. Конечно, я записался в кружок и начал под его руководством строить свои первые модели.
– И каким был твой первый самолёт?
– Это была схематическая модель самолёта с резиномотором. Помню, строил я её долго. Очень долго. Почти весь учебный год. Я уже не верил, что когда-нибудь её доделаю. Я и не подозревал, что постройка авиамодели – это такой трудоёмкий процесс. Недостаточно просто склеить рейки: их нужно подгонять по размеру, шлифовать, обрабатывать. Всё это удавалось далеко не сразу. Но Виктор Фёдорович был преподавателем от Бога. Он очень доходчиво и терпеливо объяснял мне, как правильно нужно конструировать самолёт. От него я узнал, что у самолёта не хвост, а хвостовое оперение, которое в свою очередь состоит из стабилизатора, киля, руля высоты. А хвост, по словам Виктора Фёдоровича, бывает у собак, но не у самолётов.
– Но когда модель была готова, наверняка состоялся и первый полёт. Чем он запомнился?
– Мой первый полёт случился зимой. Я учился уже во втором классе. Помню, погода была ветреная, холодная. Мы пошли на ипподром в Анненках. Там было большое поле. Накрутили резиномотор и кинули самолёт. Он как-то неуверенно поболтался в воздухе и завалился в снег. Но главное для меня было, что модель всё-таки взлетела. Вот с этого момента всё и пошло.
В то время регулярно проводились городские и областные соревнования среди авиамодельных кружков и клубов. Наша команда тоже была постоянным участником на соревнованиях. В том числе и я.
С каждым годом я осваивал новые классы моделей: свободно летающие, пилотажные, модели воздушного боя. Иногда даже получалось завоёвывать призовые места, и это только подогревало интерес развиваться в авиамоделизме дальше.
– Многие в те годы хотели попробовать свои силы в авиамодельных кружках. Но многие и быстро перегорали, поняв, что постройка модели – это тяжёлый и долгий труд, а разбиться она может за считанные секунды. Благодаря чему твой интерес не ослабевал?
– Любовь к моделированию мне привил Виктор Фёдорович. Благодаря этому человеку я очень полюбил конструировать модели. Он так доходчиво и наглядно всё рассказывал, что хотелось постоянно развиваться, экспериментировать, совершенствоваться, воплощать его идеи на практике.
Тем более мне немножко везло. Как я говорил уже, на городских и областных соревнованиях я нередко становился призёром. Конечно, это давало дополнительный стимул к развитию.
В школьные годы я прошёл почти всю классификацию авиамоделей, которые были на то время популярны и доступны. Радиоуправляемые модели для нас тогда были чем-то на уровне фантастики. Нам только оставалось наблюдать со стороны за полётами таких самолётов. Наблюдать и завидовать.
– В жизни твоё увлечение помогало?
– Не просто помогало, это была школа жизни. Её азы. Я смог прочувствовать это на все сто. В первую очередь ты учишься работать руками. В любом деле: в ремонте, строительстве ты уже не будешь делать «на авось», а будешь работать аккуратно. Все эти труды по конструированию модели очень полезны. Ты учишься видеть и легко отличать, скажем, качественно выполненную деталь от бракованной. И благодаря этому ты сам уже становишься более дисциплинированным.
В послеперестроечные годы, когда пришлось заниматься ремонтами квартир, это очень здорово мне помогло. Тогда входили в моду евроремонты, и аккуратность в этом деле была превыше всего. У меня неплохо получалось.
– Моделизм в те годы и сегодня претерпел немало изменений. Как на твой взгляд, более доступным стало это увлечение сегодня?
– Всё меняется с течением времени. Конечно, тогда, в 80-х годах, мы не могли и представить себе, как будет выглядеть авиамоделизм спустя десятилетия. Тогда были в продаже простейшие наборы: комплект дощечек и фанерок, которые очень долго нужно было доводить до ума. А сегодня самолёты продаются уже практически собранные. Причём на любой вкус. Хочешь – покупай пилотажную модель, или модель планера, или вертолёт. Выбор огромный. Укомплектовать модель тоже можно самыми современными элементами электроники.
Желанный результат – взлететь – стал более доступным. Не нужно месяцами сидеть с лобзиком за верстаком, выпиливая детали. Может, в чём-то это и лучше, хотя, разбив модель, человек должен знать, как она устроена, чтобы её отремонтировать. Создав самолёт своими руками, ты знаешь каждую его деталь наизусть. А купив модель в магазине, вряд ли кто-то из начинающих будет задаваться вопросом, как же она устроена.
Первый мой «полет» случился во втором классе: самолет упал, но главное, что он взлетел
– Для многих моделизм остаётся на уровне хобби, но ты пошёл в этом направлении ещё дальше: регулярно участвуешь в соревнованиях, в том числе и в зарубежных. Насколько это сложно?
– Да, на данный момент я являюсь членом национальной сборной по авиамодельному спорту. Сейчас у меня уже идёт подготовка к чемпионату мира, который пройдёт предстоящей осенью в Болгарии. Конечно, подготовка моделей, занимает много сил и времени.
Дело в том, что после нескольких лет затишья, когда закончилась школа и началась работа, я познакомился с членом сборной по авиамоделизму, который вовлёк меня в этот спорт. Он здорово помог мне с оснасткой для моделей. В 1996 году я принял участие в чемпионате России. Занял почётное 14-е место, при том, что участников в моём классе было около 50. Я подумал тогда, что оказаться в первой двадцатке не так уж и плохо для дебюта. И я поставил себе цель – продолжать регулярное участие в подобных соревнованиях и добиться реального призового результата. Не сразу, конечно, но моя мечта исполнилась: на чемпионатах России я впоследствии побеждал неоднократно. И тогда я уже поставил перед собою новую цель – войти в состав национальной сборной. Получилось, но не сразу. Очень серьёзные критерии отбора. Нужно приезжать практически на каждый чемпионат России и, если не побеждать, то быть в призовой тройке. И так не один год. В результате вот уже пятый год я участвую в соревнованиях международного уровня. В основном это чемпионаты Европы и этапы Кубка мира. Мы выезжали в Сербию, в Румынию, в Болгарию, в Словакию. Получается регулярно по 5-7 выездов в год. Непросто, конечно, но это очень хорошая практика. Благодаря регулярному участию удаётся держать форму и быть в первых рядах зачётной таблицы.
Я выступаю в классе ракетопланов. Это те же планера, только с пороховым двигателем и вертикальным взлётом, как у ракеты.
– А победы были?
– Я дважды становился бронзовым призёром чемпионата Европы, а в прошлом году стал чемпионом Европы.
– Много участников на таких соревнованиях? Какова их география?
– В основном участвуют руководители подростковых клубов. Индивидуальных спортсменов меньше. Приезжают из разных стран, но в основном это представители государств бывшего соцлагеря: Чехии, Словакии, Германии. Регулярно принимают участие спортсмены из Соединенных Штатов.
В некоторых странах, например в Латвии, Польше, Литве, спортсмены готовятся очень серьёзно. У них на местном уровне очень хорошие призовые фонды. Немало команд есть со спонсорской поддержкой. Бывает, что целые предприятия финансируют выступление команды. У нас пока всё в разы скромнее. Но приятно видеть, что появляются иногда детские команды. Пусть не всегда, но первые шаги уже есть. Федерация РФ помогает вывозить детей на соревнования.
Авиамоделирование полезно в любом деле: ремонт, строительство – ты будешь делать всегда все аккуратно
– А бывали на соревнованиях какие-то забавные или курьёзные случаи?
– Подобных случаев хватает. Бывает, что модель сгорает во время старта. Бывает, что модель улетает на несколько километров и найти её очень непросто.
Один раз я управляю моделью ракетоплана после взлёта и вижу, что она как-то вяло подчиняется командам аппаратуры, но всё-таки рулится. Думаю, ладно, посажу, проверю, в чём там дело. И помощник мой тоже стоит рядом, кивает, говорит, что видит модель. Потом, когда полётное время стало завершаться и надо было модель на посадку заводить, я смотрю, что она совсем перестала мои команды выполнять и уверенно полетела в чужой посадочный круг к другому спортсмену. И только тут до меня дошло, что я пытался управлять не своей моделью. У моего партнёра по команде и у меня модели были аналогичной расцветки и похожего дизайна. На расстоянии они и вовсе не различаются, а когда планер на высоте более 200 метров – там вообще разобрать сложно. Видишь просто точку в небе.
Мой планер нашли несколько часов спустя на краю леса. Он на дереве повис. Поломки, конечно, были, но всё удалось восстановить. Хорошо, что модель не улетела бесследно.
– А какая отдача от участия в этих соревнованиях?
– Я нахожу для себя продолжение своего увлечения и путь для дальнейшего совершенствования. С каждым стартом приобретается новый опыт. Мне очень нравится видеть свою модель в небе, как она взлетает, летит, садится. И я не хочу останавливаться, а потому я буду делать новые модели и продолжать выступления.
– Как обстоит ситуация с этим видом спорта в Калуге?
– На всероссийские соревнования приезжают ребята из Калуги. Они неплохо выступают, иногда занимают призовые места. У нас есть достойные преподаватели из числа спортсменов времён СССР, такие как Владимир Пчёлкин, Юрий Власов. Они хорошо умеют организовывать детей и привозить их на соревнования. Поэтому авиамоделизм в нашем городе понемногу развивается.
текст: М. Андросов
фото: М.Андросов и из личного архива А. Землянухина