В 2016 году, накануне столетия великих и страшных событий, изменивших судьбу нашей страны, художник Александр Майоров создал серию работ «Пасьянс накануне семнадцатого». В октябре калужане увидели их на выставке в ИКЦ.
Детство художника прошло в Туле, в доме бабушки. Он рос в окружении немногих уцелевших семейных реликвий, старинных книг и журналов. Бабушка читала ему стихи Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Любовь к удивительной эпохе начала ХХ века осталась в душе Александра Майорова на всю жизнь, стала для него источником вдохновения.
Его работы проникнуты духом того времени, притягательного и пугающего одновременно. Художник включает в композицию старинные предметы, листы бумаги с переписанными от руки стихотворениями, обложки книг. И, конечно, карты: дамы, короли, джокеры. Мы видим отражение ахматовского профиля в ручном зеркальце. Это карта Королевы, а на месте значка масти — изображение лиры. Сойдется ли пасьянс на этот раз?
На выставке была представлена еще одна серия работ Александра Майорова — «Венецианская прогулка». Она перекликается с «Пасьянсом». Таинственную романтическую Венецию любили Иосиф Бродский, Игорь Стравинский, Сергей Дягилев — они и похоронены в ее окрестностях, на кладбище Сан-Микеле. Ни разу не был в этом городе, да и вообще за границей, Александр Сергеевич Пушкин, но для художника нет ничего невозможного. Он поместил великого поэта на венецианскую улицу, но его карнавальная маска — посмертная. Получился пронзительный и жутковатый образ.
— Венеция — одно из особых мест, которые сильно на меня повлияли, — рассказывает художник. — Именно здесь я остро почувствовал эфемерность грани между жизнью и вечностью. Маска для меня — это мистический атрибут, некая оправа духовного бриллианта, который несет Венеция. Когда я писал этот цикл, то поставил себе задачу не касаться популярных туристических мест. Но в этих простых домах, в этих каналах заложено гораздо больше — надо лишь внимательно смотреть.