19 сентября в Калуге состоялась встреча представителей Агентства стратегических инициатив с предпринимателями Центрального федерального округа. Мероприятие было организовано представительством АСИ в ЦФО, недавно открывшемся в Калуге.
Руководитель представительства Виталий Еремеев отметил, что среди стоящих перед ним задач – поиск новых проектов, которым необходима поддержка; выявление системных проблем, мешающих развитию бизнеса; мониторинг исполнения дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). «Очень важно получать обратную связь от предпринимателей, и сегодняшнюю встречу мы проводим именно для этого», — подчеркнул Виталий Еремеев. Он также добавил, что открыт к любым предложениям и не будет делать секрета из номера своего мобильного телефона.
Руководитель департамента мониторинга НПИ Агентства стратегических инициатив Дмитрий Воронков напомнил, что основная цель НПИ – кардинальное улучшение позиций России в рейтинге Doing Business Всемирного банка к 2018 году (сейчас РФ занимает 112 место). На данный момент распоряжениями правительства утверждены 9 дорожных карт, и мониторинг хода исполнения каждого пункта этих карт – ключевая задача Агентства. По словам Дмитрия Воронкова, особенность мониторига состоит в том, что его осуществляют сами предприниматели.
Какие механизмы для этого созданы? Во-первых, с участием представителей бизнеса сформированы и действуют рабочие группы по каждой дорожной карте, которые дают заключение, считать ли тот или иной пункт выполненным. Во-вторых, создан портал инвестклимат.рф, который дает каждому предпринимателю в стране возможность высказать свое мнение о том, насколько эффективно реализуются дорожные карты, и оставить свои предложения.
На встрече в Калуге обсуждались три дорожных карты – «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» и «Совершенствование таможенного администрирования». Эти карты вступили в активную фазу реализации, и важно понять, насклько они реально изменяют положение дел в той или иной отрасли.
Дорожная карта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»
Член рабочей группы по разработке дорожной карты по энергетике Александр Хуруджи отметил, что по подключению к энергосетям в рейтинге Doing Business Россия сейчас занимет 184 место из 185.
По словам Александра Хуруджи, сейчас проводится опрос на тему, что первичнее – скорость или цена подключения. Что касается сроков, то анализ выявил, что все зависит от количества процедур, через которые приходится пройти предпринимтелю.
Говоря о новых мероприятиях дорожной карты, Александр Хуруджи обратил внимание на введение типовых форм договоров энергоснабжения и введение регламентированных сроков согласования с сетевыми организациями проектов внутреннего и внешнего энергоснабжения для объектов свыше 150 кВт (цель – 15 дней).
«Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»
Руководитель проекта департамента мониторинга НПИ Михаил Уткин отметил, что карта призвана упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях строительства. В 2012 по индикатору «Процедуры получения разрешения на строительство» рейтинга Doing Business Россия занимала 178 место, цель – 34 место.
В конце июля был утвержден новый вариант дорожной карты, который включает 19 пунктов и подразумевает 25 мероприятий.
«Совершенствование таможенного администрирования»
Галина Донцова, коммерческий директор Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов, рассказала о мерах, предусмотренных дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования». По ее словам, карта призвана облегчить порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ и предусматривает 60 мероприятий.
Цели проекта – сократить количество документов, требуемых для пропуска товара через границу, сроки подготовки документов и прождения всех процедур, и снизить их стоимость.
Из принципиальных вопросов, которые необходимо решить, — внедрение технологии осуществления таможенного контроля по принципу «одного окна», совершенствование механизма уплаты таможенных платежей и развитие института фанансовых гарантий, совершенстование инфраструктуры, включая техническое оснащение пунктов пропуска, развитие института уполномоченных экономических операторов (получившие этот статус могут доставлять товары для декларирования сразу на свой склад минуя склады временного хранения и соответственно экономить деньги).
Галина Донцова обратила внимание на пункты, касающиеся деятельности таможенных представителей. «Обсуждается вопрос о том, чтобы разрешить таможенным брокерам создать саморегулируемую организацию и отказаться от жесткого регулирования их деятельности», — отметила Галина Донцова.
Между тем, некоторые пункты дорожной карты не исполнены. Так, не утвержден план мероприятий по улучшению траспортной ситуации в морских портах, не обеспечен межведомственный документооборот без участия декларанта, не разработана программа по предоставлению соцгарантий должностным лицам таможенных органов, не исключены избыточные критерии по исключению из реестра таможенных представителей.
В ходе встречи предприниматели высказали много замечаний и предложений, которые будут обязательно учтены рабочими группами АСИ.
Подготовлено по материалам Агентства стратегических инициатив
Фото: Екатерина Зимина