Развитие театра, каким бы оно ни было, неудержимо отражается на его репертуаре. И, конечно, на зрителе, растущем вместе с постановками, постепенно расширяющем свой сценический кругозор до свежего восприятия новых горизонтов в творчестве, а если повезет, то и в себе самом.
Калужский театр юного зрителя никогда не замыкался на пьесах для откровенно маленьких зрителей, постоянно находясь в поиске куда более серьезного языка для своей публики. Впрочем, метафоричные повествования в сказках и почти сказочных историях ничуть не проигрывают современной словесной многослойности на сцене, а порой служат образцом в непростых процессах создания волшебных образов столь же волшебных персонажей. Нередко взрослый зритель с удовольствием наблюдает за происходящим на сцене, будучи захваченным тем действием, что изначально создавалось «всего лишь» для его ребенка. Кажется, что термин «театр юного зрителя» подразумевает сохранение вожделенной юности для всех, кому посчастливилось занять место в гостеприимном зрительном зале. Ты зритель ТЮЗа? Значит, ты юный зритель!
Зритель волен решить: жить ему, как он раньше жил, или же избрать своей путеводной звездой ту неожиданную веху в судьбе, о существовании которой он и не догадывался
Так или иначе, Калужский ТЮЗ, продолжая оставаться театром для всех, все же совершает шаги навстречу людям зрелым, подчас подразумевая и зрелость чисто театральную. Немало ярких постановок последнего времени создано в надежде на отклик тех, кто уже поднаторел в сложностях драматургических ситуаций, кто ждет откровенных и выразительных спектаклей, рассказывающих не о Сером Волке и не о Спящей Царевне… В репертуаре театра – совсем не новые, идущие много лет: «Очень простая история» М. Ладо и «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина, а также – вечно свежие, пронзительные, теплые и вместе с тем леденящие душу: «Запомните нас веселыми» А. Салынского и «Не покидай меня…» А. Дударева. И наконец – классика и размышления на ее темы: «Вишневый сад» А. Чехова, «Сестры» А. Убогого, «Беликов. Реабилитация» О. Клюкиной. Последние две постановки – реализация грантов Министерства культуры РФ по поддержке современной драматургии 2015–2016 годов соответственно.
Возможно, это прозвучит некоторым образом напыщенно, но режиссер Михаил Визгов, сам того не подозревая и не преследуя столь рискованную цель, становится соавтором избранных драматургов, проводником их произведений в капризную среду современной публики. Великий принцип русской театральной школы, кроющийся в служении истине, ставится в ТЮЗе во главу угла. Здесь всегда стараются разбудить в зрительном зале искреннее сочувствие, неподдельное сопереживание происходящему.
Вдали от сценических эффектов и столь же эффектных интерпретаций здешние актеры стараются достучаться до публики, а иногда кажется, что и друг до друга. Пропуская суть пьесы через себя, создатели каждой из постановок избегают бездумных превращений. Внутренний свет персонажей, то затухая, то разгораясь с новой силой, рисует контуры самых сложных характеров. Но все же находит заветную грань, в которой ненавязчиво отражается и тот, кто пришел на спектакль.
Театральная сцена подсказывает нашему зрителю путь – не лишенный тернистости, обещающий самую малость… Счастье? Возможно. Мудрость? Очень может быть. Доброту и милосердие? Не исключено…
Вместе с этим отражением зритель волен решить: жить ему, как он раньше жил, или же избрать своей путеводной звездой ту неожиданную веху в судьбе, о существовании которой он и не догадывался. И лишь театральная сцена, ни на что, в общем-то, не претендуя, подсказывает нашему зрителю путь – не лишенный тернистости, обещающий самую малость… Счастье? Возможно. Мудрость? Очень может быть. Доброту и милосердие? Не исключено…
Сохранить юность на спектаклях Театра юного зрителя никто и не надеется. Не ставит перед собой такой причудливой и фантасмагоричной задачи и сам театр. Но, подобно известной линии многих сказочных сюжетов, самое главное здесь достается тому, кто к этому и не стремится, кто поглощен совсем иными задачами, у кого в жизни совсем иные ориентиры. И он их вдруг увидел! Увидел в содержательном и насыщенном сценическом действе, выразительность и правдоподобие которого искупают любые театральные условности.
Вероятно, в подобной атмосфере и кроется разгадка тайны сохранения юности, порой столь необходимой для поглощения животворных истин, льющихся со сцены. Ты зритель ТЮЗа? Значит, ты юный зритель!
Текст: Сергей Гришунов
Фото: А. Никитин