Удивительные люди – театралы! Совершенно замечательные. Это именно они заполняют залы «взрослых» театров, все знают, все понимают, героически переносят даже самые занудные театральные эксперименты… Но не стоит, пожалуй, уж очень высокомерно относится и к тем, кого никак не назовешь театралами. Право же, это не только гораздо большая, но и отнюдь не худшая часть человечества.
Именно такая публика как раз и приходит обычно в калужский ТЮЗ. Она почти ничего не знает о специфике театрального искусства, о художественных новациях, о закулисном быте… Ну что могут знать об этих тонких материях юные зрители, да и их папы, мамы, учителя?..
Премьерная же постановка ТЮЗа, которой был открыт новый театральный сезон, содержательно очень даже непроста: «Недотепино королевство» (по пьесе Льва Устинова). Вроде бы сказка, но с приметными элементами абсурда, со всякого рода экивоками. Сказка о стране, в которой все как на том самом «острове невезения», о котором пел когда-то Андрей Миронов. Вся-то жизнь тут – сплошное недотепство. Руки-ноги тут постоянно ломаются, дела не делаются, а если делаются, то бестолково. Вот, к примеру, построили недотепы одну стену дома – и к ней тут же крышу приделывают.
Изощренный ум сразу же определит: «это ж наша родина, сынок». А дети, сидящие в зале? Они это поймут? Нет, конечно. И это, вообще-то говоря, хорошо. Ведь разного рода намеки на толстые обстоятельства – отнюдь не главное в спектакле, поставленном Михаилом Визговым, главным режиссером театра. Он вообще не большой любитель намеков, аллюзий, деклараций.
Так что же увидели в этом спектакле зрители? Взрослые, дети… Увидели как раз главное. Тому есть надежное свидетельство. Недавно очень дельный сюжет о спектакле показала «Ника». В заключение его журналист спрашивает у юной зрительницы, в чем, по ее мнению, смысл постановки. И хорошенькая, умненькая девочка уверенно отвечает: «добро всегда сильнее зла».
И, конечно же, она права. Другое дело, что добро в этой сказке совсем неправильное. Одним словом – недотепское. И побеждает оно злыдней всяческих как раз в силу этой неправильности. Ведь неправильное – это еще и неожиданное, а порой и гениальное. Вот только в жизни мало кто это замечает. В свое время ведь и Циолковский калужанам недотепой казался – и только-то…
Таков, мне кажется, урок спектакля: он учит верить в добро и любовь, но еще и учит видеть эти самые добро и любовь даже и в убожестве, в странностях, в нелепостях не слишкомто обустроенной нашей жизни. Учит детей. Учит нас, взрослых.
Тем более что выстроен спектакль как-то очень убедительно. Михаил Визгов строит театральную сказку, но отнюдь не феерию, не «кажимость». Спектакль этот – плотный строй вещей, фигур, душ. Нет пустот. Все крепко выстроено: любая роль, любой характер. Да и актеры постарались – оба состава. Все хороши. Екатерина Семина и Алина Шелест (Королева). Алексей Алешко и Олег Дубинин (Принц). Екатерина Крохмалева и Анна Костина (Таклуша). Станислав Горталов и Владимир Киселев (Министр). Кирилл Ланцев и Анатолий Сотсков (Кузнец). Евгения Сухотина и Дарья Труханович (Подруга), Евгения Гравит и Евгения Одинцова (Спица), Наталья Леонтьева и Яна Потапова (Зеленый мышонок), Олег Дубинин, Максим Роткин и Иван Денисов (Орел).
Основательно потрудились и художники Тамара Голованова и Марина Соколова, а также и замечательные мастера музыкального оформления Евгения Хозикова и Давид Матюхин.
Самая эта крепость сказочного материала, думается мне, не случайна. Более того – принципиальна. Ее причина – твердая вера в то, что мир – не зыбкая видимость, а прочное здание: Храм. Искусство – оно ведь верой держится.