1 октября на сцене Калужского драмтеатра случилось чудо. Чудо, потому что картинка сложилась из совершенно невероятных звездных пазлов — заиграла, зазвучала, слилась, увлекла, погрузила, влюбила в себя, по большому счету, всех женщин, сидящих в зале, вызвав неистовство и ревностное негодование мужской аудитории. Да-да, я о премьерном спектакле «Последняя женщина сеньора Хуана». Итак, с премьерой. Нет, не так… С ПРЕМЬЕРОЙ, КАЛУЖАНЕ!
Что, что это было? – задаю я себе один и тот же вопрос. Надеялась переспать с ощущениями, проснуться с ясной головой и разложить все по полочкам. Но как разложить по полочкам ту гамму эмоций и чувств, которые во мне возникли и проросли корнями насквозь. Но все-таки попробую рассказать.
Начну с того, что на премьеру приехал автор пьесы. Опять ж, АВТОР ПЬЕСЫ! Сам Леонид Аронович Жуховицкий – человек-легенда! Известный российский писатель, публицист, педагог, автор многих пьес, поставленных – сложно себя представить! — в 350 театрах многих стран мира. Член Союза писателей СССР, заведующий кафедрой Высшей школы культуры в Москве.
На Калужскую премьеру Жуховицкий приехал с двумя своими дочерьми – Ириной и Аленкой.
Ставил спектакль Владимир Гранов – режиссер, актер театра и кино, каскадер, педагог по сценическому движению, бою и пластике, российский гражданин, постоянно проживающий во Франции, в городе Лион.
«Последняя женщина сеньора Хуана», по мнению Леонида Жуховицкого, его лучшая работа в драматургии. На пресс-конференции до спектакля он рассказывает про своего героя – сеньора Хуана — искренне восхищаясь его судьбой и историей, которая все еще так же актуальна, несмотря на то, что прошло уже более пяти веков. В своей пьесе он попытаться проанализировать и понять, почему из множества мужчин, во все времена любивших женщин, память человеческая сохранила именно образ сеньора Хуана. Парадоксальная личность! После спектакля Леонид Аронович рассказал историю, связанную с созданием пьесы. Ему на момент ее написания было около 50 лет. И он спешил ее написать, понимая, что или сейчас, или никогда. Автор он был популярный, то и дело к нему обращались за написанием сценариев по госзаказу. Вот и на тот момент ему было предложено написать пьесу по «желательной» теме: целинной, советской, рабочей или… антикитайской! Сулили большие деньги, постановки, известность. Но Леонид Аронович отказался, сказав, что хочет написать пьесу, которую можно будет поставить и через сто лет. За что ему, конечно, огромное спасибо!
Говоря о калужской премьере, Жуховицкий подчеркнул, что спектакль ему понравился и в целом и в частности. Актеры удивительно точно попали в роли, раскрыв главную авторскую задумку: показать героев, раскрыть их характеры, добраться до самой сути – весь спектр эмоций, чувств от комичности до трагизма… Отдельно он отметил прекрасные декорации и художественную часть. За что спасибо Максиму Железнякову, главному художнику нашего театра.
Режиссер-постановщик Владимир Гранов также очень тепло отзывался о постановке, о калужских актерах. Все мы, калужане, их знаем и любим, но, все-таки я перечислю – Валерий Смородин (Сеньор Хуан), Эльвира (Надежда Ефременко), Карлос (Леонид Клец), Кончита (Екатерина Клейменова), Сергей Вихрев, Владимир Прудников, Дмитрий Денисов… В свою очередь актеры калужской драмы выразили благодарность режиссеру за интеллигентность в работе.
Теперь про спектакль. Подробно пересказывать не буду, да и невозможно это. Жуховицкого надо читать. Спектакль – смотреть. Только так, не иначе. Но позволю себе немного деталей. В спектакле практически в каждой сцене чувствуется то отчаяние, которое возникает только на грани, только на стыке –эмоций, надежд, жизни. И все-таки этот спектакль про любовь. Разные линии, разные судьбы, разные сюжеты и развязки – но все вокруг одного – любви. Любви, которая не требует доказательств, не требует жертв, но приносящая в жертву добровольно.
Спектакль уносит за пределы разумного. И невозможно разобрать его до деталей, вычленить нюансы. Погружаешься целиком и полностью – вот влюбленная Кончита. Ей всего 19! Но все в ее жизни подчинено ее сердцу, которое сначала разрывается от невозможности любви, а потом от ее возможности. И ты с ней, в этом ее эмоциональном порыве, готов идти куда угодно, хоть на голгофу.
Сеньор Хуан… Дворянин и отчаянный ловелас, дамский угодник, коварный соблазнитель и коллекционер женских сердец (и тел?). На поверку оказывается таким искренним, чистым и порывистым, осознавая, что каждая новая «жертва», может стать его последней… Любовью. А ты знаешь, что такое любовь? Нет, но я в нее верю.
Эльвира – законная жена Хуана, двадцать долгих лет пребывающая в статусе полужены – полувдовы. Желающей любви, бегущей от нее, в итоге находящей с одной целью заполучить, в другом случае – только месть. Но и она не становится отрицательным персонажем. Находя в себе сочувствие к неблагородного происхождения девушке – Кончите.
Исполнитель. Вот кто точно отрицательный персонаж? – спросите вы. Нет, он тоже вызывает сочувствие. У него жена, хворый сынишка, это всего лишь его работа и он идет на все, чтобы сохранить свою семью, свою любовь…
Про финал, простите, писать не буду. Это нужно видеть, впитать, ощутить, насладиться.
Вместо эпилога:
Есть спектакли, на которые нужно идти, а есть такие, на которые надо возвращаться еще и еще. «Последняя женщина сеньора Хуана» — как раз из таких.
Текст и фото: Екатерина Зимина
Очень обрадовалась, когда узнала, что в нашем театре покажут спектакль по пьесе Леонида Ароновича Жуховицкого. Я выросла на его книгах! Потрясающий, глубокий автор. Конечно же, я захотела увидеть воочию «Сеньора Хуана». Но, прочитав отзыв в газете «Калужская неделя», у меня появились сомнения. По словам Натальи Луговой, автора той «рецензии», в спектакле и режиссер уходит на третий план, и сеньор Хуан — герой второстепенный. И актер, сыгравший главную роль, Виталий Смородин. А ведь он Валерий! Прочитав текст о спектакле, я если честно, вообще ничего не поняла. Разве после этого захочется в театр?..
Я зашла в Интернет поискать еще информации про спектакль и, возможно, посмотреть отзывы. И нашла «Жить хорошо»! Спасибо Вам огромное за то, что делитесь с читателями такими эмоциями, не несущими злости и налета «желтизны». Захотелось купить билет.
Неплохой репортаж, но уж очень затянут. До конца не добрался. Извините за критику
Мой лайк