Этой осенью Калужский драматический театр как-то по-особенному щедр к своему зрителю. Чего только стоит фестиваль «Старейшие театры России в Калуге», проходивший в сентябре. Сразу после него состоялось открытие 237-го театрального сезона с двумя яркими премьерами («Попытка Полета» и «Последняя женщина сеньора Хуана»). Не успели эмоции утихнуть – еще одно событие. Событие, в какой-то мере перевернувшее привычный театральный уклад, но при этом настолько гармонично вписавшееся в контекст, что только диву даешься, как такое вообще возможно. С 3 по 5 октября в рамках программы проекта ДНК в Калужском драматическом театре прошел семинар, посвященный искусству документального театра. И этот семинар стал, пожалуй, одним из самых увлекательных и запоминающихся мероприятий проектов ДНК.
Ведущими семинара «Документальный театр» выступили: арт-директор «Политеатра» Эдуард Бояков — известный российский театральный продюсер, учредитель нескольких фестивалей, создатель театра «Практика»; драматурги, авторы серии документальных спектаклей Алексей Зензинов и Владимир Забалуев; драматург, режиссер, актер Герман Греков.
Драматурги Алексей Зензинов и Владимир Забалуев, и заведующая литературной частью Калужского драмтеатра Светлана Маркелова
Справка: Документальный театр — вид театрального представления, получивший популярность на рубеже XX—XXI веков. Типологически соответствует литературе нон-фикшн. Документальный театр в первую очередь, обращает зрителя к технологии вербатим (от лат. verbatim — дословно), – убедительной новации российской театральной жизни прошедшего десятилетия. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актерами. Вербатим взорвал сценическую рутину нулевых, повернул театр лицом к реальности, помог российской драматургии создать язык, адекватный времени, повлиял на смежные области культуры.
Что же происходило в Калуге? В течении нескольких дней ведущие семинара — драматурги Алексей Зензинов и Владимир Забалуев — рассказывали нам про историю документального театра и вербатима, показывали отрывки из спектаклей, помогали сориентироваться в пространстве и выработать тему (и концепцию) для городского спектакля. Участники — в большинстве своем студенты «Щуки». Но были там и студенты других гуманитарных вузов, профессиональные актеры, режиссеры калужской «драмы».
Финальная читка городской пьесы
Тема была выбрана, фактура найдена. Для этого участники проекта выходили в город: общались с людьми, записывали диалоги. Информацию можно почерпнуть где угодно – будь то такси, «Театралка» или даже «Пивная» — харАктерных персонажей хватает. Так, постепенно, тексты-наброски переросли в тексты сценические, в некое подобие пьесы. Что мы, собственно, и услышали (и увидели) на финальной читке. По словам режиссера калужского драмтеатра Константина Солдатова, принимавшего активное участие в проекте, «готового материала пока нет. Все, что было на итоговой читке семинара — «сырой» рабочий материал. До пьесы еще далеко, нужно проделать таких же вылазок в город еще несколько десятков. Тогда может что-то и соберется». Нам же, в свою очередь, хочется пожелать всем участникам этого проекта успехов в реализации задуманного.
В финальной части семинара на малой сцене калужского драмтеатра был показан спектакль «АЛЕКСАНДР ГЕЛЬМАН. ПОСЛЕДНЕЕ БУДУЩЕЕ» — один из 10 из проекта «Человек.doc» («Политеатр», Москва).
Текст: Александр Гельман
Постановка: Эдуард Бояков, Виктор Алферов
В ролях: Федор Степанов
В основе спектакля – история жизни Александра Гельмана, известного драматурга советской эпохи. Но мало кто знает, что во время войны Гельман потерял всех близких – из четырнадцати человек на глазах у маленького мальчика погибли двенадцать. Залогом самосохранения ребенка из еврейского гетто стала безудержная игра в войну.
Из общих впечатлений: спектакль смотрится на одном дыхании, завораживает, примагничивает взгляды к сцене, устремляет туда, где отчетливо бьется сердце чудом выжившего человека. Слишком рано повзрослевшего, слишком рано увидившего горесть и страдания, одинокого и… отчаянно живого…
Я не знаю, как можно оценить подобные спектакли, обычными словами, штампами из серии: игра актера, постановка, режиссура, декорации, музыкальное сопровождение. Да, все это, безусловно, очень и очень талантливо. Но, главное, это было по-настоящему.
Федор Степанов и Эдуард Бояков
В качестве посткриптума: В ноябре, по обещаниям организаторов, семинар продолжится, и, быть может, в скором нам посчастливится увидеть продолжение проекта «Человек.doc» на сцене калужского драмтеатра.
Текст и фото: Екатерина Зимина