У каждого художника свой взгляд на мир. Порой удивляешься, как в самых обычных вещах они смогли увидеть нечто прекрасное и оставляющее глубокий след в душе. В работах московской художницы Лизы Смирновой повседневные сцены из жизни приобретают совершенно иной характер и становятся яркими и красочными. А чтобы раскрасить серые будни, она использует не набор кистей и краски, а иголки и цветные нитки.
- Лиза, как вам пришла идея заняться именно вышивкой?
– Это случилось в тот период, когда я была студенткой Театрального художественного училища, где я училась на художника по костюмам. Поэтому каждый день мы много шили и много рисовали. К тому же у меня всегда была страсть украшать свою одежду интересными элементами. Нестандартной и красивой одежды было очень мало, а так как я училась в художественном училище, то хотелось выглядеть соответствующе. Все началось с принтов, а потом плавно перешло к вышивке.
– Но почему вы выбрали именно нитки?
– Вышивка – это только одно из направлений. Еще я занимаюсь росписью стен, рисую для себя какие-то сюжеты, разрабатываю дизайн упаковки, делаю иллюстрации. То есть, меня можно назвать универсальным художником. Я не делала особого акцента на вышивке и не ставила перед собой цель быть именно текстильным художником. Для меня нитки и ткань – инструменты выражения чувств. Кто-то пишет маслом, кто-то выбирает карандаши. Мне кажется, что это соответствует моему внутреннему состоянию – творить таким способом.
– Вы помните свою самую первую работу?
– Это были варежки. Они получились забавными и всегда поднимали мне настроение. Хорошо помню, как я закончила их вышивать, и поняла, насколько это круто! Ведь больше ни у кого такой вещи нет и не будет.
– Вас поддержали в вашем начинании?
– Конечно. Меня хвалили родители, преподаватели, друзья. Потом я начала выкладывать работы в соцсетях, где они нашли своего зрителя. Это мне и помогло поучаствовать в первом совместном творческом проекте и создать коллекцию вещей с анатомической вышивкой. После я познакомилась с другими художниками-текстильщиками и поняла, насколько это направление увлекательно и многогранно.
– Что находится в вашем арсенале, кроме иголок и ниток?
– Сейчас я чаще вышиваю шерстяными мулине, а ткани использую самые обычные. Многие спрашивают, крашу ли я нитки или ткани сама. Конечно, иногда сложно найти нужный оттенок, но чаще всего я прихожу в магазин и выбираю себе палитру ниток, которая необходима для работы. Как правило, у меня минимум инструментов и максимум вдохновения.
Аппетит приходит во время еды – так же и с вдохновением
– Кстати о вдохновении. Откуда оно к вам приходит?
– Я считаю, что вдохновение – это внутренняя энергия человека, но очень переменчивая. То оно есть, то его нет, причем последнее – чаще всего. В таких случаях нужно усадить себя за работу. Аппетит приходит во время еды – так же и с вдохновением. Ты приходишь в мастерскую, завариваешь чай, погружаешься в свои мысли, садишься что-то делать и… в какой-то момент понимаешь, что работа кипит, а в голове – отличная идея.
– У всех время от времени бывают творческие кризисы. А бывают ли творческие «запои»?
– Да, бывают. Все это происходит внезапно: садишься за работу и понимаешь, что хочется сделать еще и это, и то, и еще что-нибудь. Энергия накрывает, и в итоге ты настолько уходишь в себя, что забываешь об общении, о друзьях, о каких-то делах. Родители начинают беспокоиться. Хоть потом социальная жизнь мне мстит за такие «запои», но я считаю это счастливым временем. Ведь после этого появляется много хороших работ.
– А какая работа была самой необычной?
– Художнику, как правило, сложно выбирать свои самые-самые работы. Но всегда запоминаются последние работы. Последняя вышитая картина, которую я делала около трех месяцев, – это портрет Бродского.
– Вышивка напрямую связана с дизайном одежды. Были ли у вас публикации в модных журналах?
– Я участвую во многих совместных проектах с разными дизайнерами. Одна из последних работ – коллекция авторской одежды «Artist at Home», которую мы делали совместно с Олей Глаголевой. О ней написали в журнале L’Officiel Singapore. Сейчас идет работа с другим дизайнером над коллекцией нижнего белья.
– Вам поступают какие-нибудь интересные заказы?
– Конечно. В сентябре мы совместно с одним дизайнером завершили необычный заказ для самой Бьорк. С нами связался ее стилист, указав ссылку на одну из наших работ. В сообщении он написал, что это платье и образ им подходят, и им хотелось бы его приобрести. А буквально за несколько дней до этого мы отправили это платье в Японию. Мы не смогли сделать точно такую же вещь, но создали что-то по мотивам. Нам дали добро и… в итоге мы отправили это платье в руки стилистов Бьорк. Пока мы еще не заметили его в светских хрониках, но было безумно приятно это сделать.
– Вы уже участвовали в каких-либо выставках?
– Сравнительно недавно была моя первая персональная выставка, но прошла она в Сингапуре. Странно, что от московских галерей не поступало подобных предложений, а сингапурцы предложили организовать персональную выставку. Было выставлено огромное количество работ на ткани, одежде. Было сложно все это собрать, потому что многое было продано или хранилось у друзей. В любом случае было интересно посмотреть, как там работают люди, как у них все схвачено в плане организации. Там же я провела и мастер-класс.
Само творчество – это и есть внешнее проявление внутреннего мира человека
– О мастер-классах. Как давно вы их проводите?
– Я занимаюсь этим второй год. Мне нравится, потому что сама профессия не подразумевает общения с людьми. А тут за два выходных ко мне приходит 30 новых человек, совершенно разных. Для меня это своего рода тренировка. Это помогает не замыкаться в себе и быть частью социальной среды. Да и просто приятно видеть, что людям нравится, что я делаю. Для меня это уже обычно и привычно, а для них – целый новый мир. Делиться приятно и нужно.
– То есть, секретов здесь нет?
– Секрет только один – много работать. 80% таланта – это упорство и желание. Это очень тонкая субстанция. Без какого-то внутреннего стержня талант ничего не значит.
– Все же художник – профессия или состояние души?
– Это все вместе. Никто не рождается художником сразу – это все результаты приобретения навыков, тренировки. Конечно, у каждого человека есть определенный набор качеств, которыми он обладает. У кого-то есть слух и голос, у кого-то пластичное тело. Без должного развития эти навыки потухнут и совсем пропадут. Главное – быть постоянно включенным в процесс творчества и созидания, замечать мельчайшие детали, смотреть на мир под другим углом.
– Какие качества для художника самые важные?
– Внутренняя организация. Очень сложно работать в этой сфере: когда нет каких-то обязательств перед собой, то очень сложно организовать свой день. Нужно относиться к этому как к работе. Не пропускать, творить. Все именитые художники писали в режиме 24/7 и просто не представляли свой день без этого.
– Что бы вы могли сказать молодым художникам, имея уже достаточно большой опыт за плечами?
– Надо верить в себя и много работать. И никогда не забивать голову тем, что нужно найти «свой стиль». Это неправильно. Само творчество – это и есть внешнее проявление внутреннего мира человека. По работам можно проследить эволюцию его личности. Искать «стиль» и тем самым загонять в себя в рамки – это глупо. Если ты взялся творить, то ты уже проявляешь себя и уже точно не будешь похож на какого-то другого человека. Но и творчество других должно не расстраивать, что кто-то делает лучше или интересней. Нужно все пропускать через себя, как через призму. Да, есть люди, которые нашли «фишку», например, рисовать людей с большими глазами или синей кожей, но это тоже все результат переосмысления ранее увиденного, пережитых эмоций. Все попадается на нашем жизненном пути неслучайно.
Здравствуйте! Люблю вышивку и вышиваю, но Вы открыли мне новый мир! Сколько сразу идей появилось! Большое спасибо за Ваше творчество-оно великолепно! Мастер-класс с Вами — отныне моя мечта! Я зарегестрироваласть в Вашем контакте.
Ленинград. Майя.