Андрей Лепехин. Успех — стабильность плюс развитие

Жить Хорошо 2 марта 2020 0 Просмотров: 2939

1В 2014 году Андрей Лепехин открыл в Калуге филиал федеральной группы компаний «Кровля и изоляция». Ни экономический кризис, ни жесткая конкуренция на рынке строительных материалов его не смутили: всего за пять лет молодому руководителю удалось вывести компанию в лидеры. Сегодня «Кровля и изоляция – Калуга» успешно освоила все каналы продаж, ведет строительные и ремонтные работы не только в Калужской области, но и за ее пределами.

— Андрей, с чего началась история компании «Кровля и изоляция – Калуга»?

— Еще студентом я устроился на работу в калужское представительство корпорации «ТехноНиколь». Проработал около пяти лет. В 2014 году в корпорации произошла реформа управления, которую многие сотрудники не поддержали. Тогда собственники предложили нам самим заняться реализацией своих идей у себя в регионах и открыть группу компаний-дилеров. Так появилась «Кровля и изоляция». Почти одновременно открылись 14 филиалов, в том числе калужский, который я возглавил. Сейчас в группу компаний входят 22 филиала по всей России, а годовой оборот составляет 6 млрд рублей.

— Вы не побоялись открыть бизнес в 2014 году, в разгар кризиса. Что было самым сложным?

— Это был, пожалуй, самый большой риск в моей жизни, в том числе финансовый. Но я ни разу не пожалел о своем решении. Кризис дал больше мотивации для работы. Сложнее всего было решиться и сделать первый шаг, потом мы просто отдавали работе все силы и эмоции. Страха не было, были амбиции, огромное желание стать первыми. Мы не искали легких денег и легких путей. Каждый контракт — это результат кропотливой работы. Уже в первый год мы добились колоссального роста и заняли большую долю рынка. Сегодня в Калуге и области среди оптовых поставщиков стройматериалов конкурентов у нас практически не осталось. Наша компания лидирует и по масштабам, и по объему контрактов, и по численности сотрудников. Начинали мы работу вчетвером, а сейчас штат калужского филиала нашей группы компаний насчитывает более 80 человек.

— Вы взяли на себя ответственность за компанию будучи совсем молодым человеком. А с чего начиналась ваша личная история? В какой семье вы росли?

— Я родился в Калуге в самой обычной семье. Родители в свое время учились в калужском железнодорожном техникуме, там и познакомились. Мама проходила практику на строительстве БАМа. Родители много лет работали в дочерней компании РЖД, потом занимались бизнесом. Сейчас они на заслуженном отдыхе.

Сложнее всего было решиться и сделать первый шаг. Потом мы просто отдавали работе все силы и эмоции, и уже в первый год добились

В семье нас трое: я и две старшие сестры. Я учился в 13-й школе, в детстве и в юности много занимался спортом. Всерьез увлекался футболом, играл за калужское «Торпедо». Из-за травмы пришлось уйти из профессионального спорта.

— В каком возрасте вы заработали свои первые деньги?

— В 14 лет. Меня приняли в бригаду монтажников сантехнического оборудования. Не сразу все стало получаться, но я не из тех, кто сдается. Со временем всему научился, работал добросовестно и честно, так что взрослые мужики общались со мной на равных. В 15 лет у меня была уже своя небольшая бригада. После окончания школы поступил в Академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на факультет менеджмента. Успевал учиться, работать, заниматься спортом — времени хватало на все.

2— Правильно ли я поняла, что «Кровля и изоляция» занимается не только продажей стройматериалов, но и строительными работами?

— Так и есть. В компании три подразделения. Одно из них занимается оптовыми продажами, второе — логистикой, то есть обеспечивает доставку стройматериалов, и третье — строительством. Таким образом, мы осуществляем полный цикл, от поставки материалов на объект до производства строительных работ.

— В реализации каких интересных объектов вы участвовали?

— Объектов у нас очень много, и каждый по-своему интересен. Мы занимались реконструкцией Калужской филармонии, проводили кровельные работы при строительстве гипермаркета «Орион», жилого дома на Королева («Дом айтишника»), нескольких объектов в технопарке «Ворсино», в том числе завода «Нестле». Занимались комплексными поставками строительных материалов на такие крупнейшие объекты, как заводы «Фольксваген», «ГрандЛайн», «Л’Ореаль», мебельный центр «Новый дом» в Калуге.

Много работаем с муниципальными заказчиками, занимаемся реконструкцией детских садов, школ, больниц. Один из последних объектов, который еще в процессе реализации — детский экологобиологический центр «Cмоленский зоопарк».

— Кто ваши клиенты? Почему они обращаются именно к вам, а не в строительные гипермаркеты?

— Мы поставляем стройматериалы во все каналы рынка сбыта, на любые объекты, включая промышленные. У нас 32 прямых контракта с крупнейшими российскими производителями стройматериалов, среди которых «ТехноНиколь», Grand Line, Kronospan, Ursa, «Калужский газобетон». До 70% оборота компании — транзитные поставки с заводов клиентам либо непосредственно на объекты, хотя и складские площади у нас большие, порядка 6000 квадратных метров. Работаем в основном с юридическими лицами, сотрудничаем с частными и муниципальными заказчиками, с фондом капитального ремонта. Немного продаем и в розницу. Строительные гипермаркеты и сети для нас не конкуренты, а клиенты: «Русские гвозди», «Белый дом», «Леруа Мерлен».

— Отличается ли ассортимент строительных материалов в городах, где работают филиалы компании? С чем это связано?

— Основа ассортимента у нас одна, работаем с одними и теми же заводами, но реализация товара в каждом регионе немного отличается. На совещаниях директоров филиалов мы обсуждаем региональную специфику, анализируем, почему та или иная продукция у кого-то продается лучше, делимся опытом развития направлений.

В каждом регионе свой подход к строительству, особый стиль домостроения. Его определяют климатические условия, вкусы и возможности людей. Большое влияние оказывает и городская архитектура

Своеобразие каждого региона проявляется в основном в сфере частного домостроения. Это обусловлено разным подходом к строительству, который зависит как от климатических условий, так и от вкуса и возможностей людей. Проектные организации работают исходя из специфики своих регионов. Например, в Санкт-Петербурге на предпочтения клиентов явно влияет архитектура этого города. Краснодар — южный город, у которого свой особенный стиль домостроения. В Москве выше потребность в эксклюзивных строительных решениях, которые всегда дороже, чем стандартные. Калуга ведет себя на рынке гораздо скромнее. Люди не всегда представляют себе возможности современной строительной индустрии.

— Приходилось ли вам выводить на калужский рынок новые материалы? Насколько это сложно?

— Продвижение инновационных материалов на рынок — это часть нашей работы. Мы стараемся формировать потребности клиентов, хотя это не всегда бывает просто.

Приведу пример. Традиционная кровельная технология, которая до сих пор применяется у нас, — утепление из керамзита и битумный рубероид. На Западе еще в 90-е перешли на более долговечные, экологичные и экономически выгодные материалы: утепление из базальтовой ваты и кровельные полимерные мембраны на основе ПВХ. В нашей стране они появились с 15-летним отставанием. ПВХ-мембраны производит завод в Рязани, входящий в корпорацию «ТехноНиколь». В Калуге мы впервые применили их на заводе «Фольксваген». Муниципальные заказчики оказались более консервативными, но за 5 лет мы постепенно начали использовать эту технологию при реконструкции зданий школ, детских садов, больниц. Сейчас прорабатываем вопрос с фондом капительного ремонта о ее применении в жилых многоквартирных домах.

— С чем, по-вашему, связан этот консерватизм и как вы его преодолеваете?

— Понимаете, строительство — такая сфера, где несут ответственность все: проектировщик, заказчик, подрядчик, специалисты технического надзора. Люди боятся инноваций, опасаются, что они плохо себя проявят. Если у клиента есть установка, что крыша — это керамзит и рубероид, то он будет настаивать на том, к чему привык. Мы с этим работаем: рассказываем о новых технологиях, показываем готовые объекты.

— Как повлияли на рынок жилищного строительства и строительных материалов изменения в законодательстве, касающиеся долевого строительства?

— Объемы жилищного строительства в 2019 году резко упали по сравнению с 2015 и 2016 годами, а квартиры начали дорожать. Покупатели все чаще делают выбор в пользу загородного жилья, потому что коттеджи и секции таунхаусов сейчас соизмеримы по цене с квартирами. Мой прогноз — коттеджное и малоэтажное строительство в ближайшие годы будет развиваться гораздо активнее, чем многоквартирное. Уже в этом году мы наблюдаем его прирост, причем Калужский регион — один из лидеров. В области строятся несколько коттеджных поселков, а в окрестностях Калуги — малоэтажное жилье по индивидуальным проектам.

Строительство — такая сфера, где несут ответственность все, от проектировщика до специалиста технадзора. Поэтому люди боятся инноваций, опасаются, что они плохо себя проявят

Я думаю, что для рынка стройматериалов это положительная тенденция, которая будет способствовать развитию рынка, появлению новых направлений и технологий, расширению ассортимента. Когда человек строит дом для себя, он подходит к этому вопросу творчески и выбирает лучшее из того, что ему доступно. На долю частного домостроения приходится порядка 40% оборота группы компаний «Кровля и изоляция».

— А вы свой дом уже построили?

— Да, строительство дома мы начали год назад, в 2020-м планируем отпраздновать новоселье. Наша семья любит тишину и уединение, поэтому для дома мы выбрали тихое место на краю леса, в отдалении от соседей.

— Как вы выбирали стройматериалы для собственного дома?

— Знание рынка — большое преимущество. Качественные и эстетичные материалы вовсе не обязательно самые дорогие. Я строил дом из вполне доступных по цене, но при этом современных и красивых материалов. Например, для кровли мы выбрали битумную черепицу, а в качестве утеплителя использовали каменную вату — экологически чистый материал из базальтового волокна. В отделке фасадов сейчас актуальны нестандартные решения. Я выбрал сочетание двух видов отделки: облицовочный кирпич и штукатурный фасад.

— Что для вас дом — в широком смысле?

— Дом — это воплощение наших идей и фантазий. Это пространство для получения положительных эмоций от любого действия: сна, еды, общения. Это место, где всем хорошо, где собираются вместе друзья и родные. Говорят, что работа — второй дом, но я с этим не согласен. Работа — это достижение целей и выполнение задач, а дом и семья — то, ради чего все это делается.

— Ради кого все делаете вы? Расскажите о вашей семье.

— Моя супруга Искрина работает в Прокуратуре Калужской области. Мы вместе уже 5 лет, растим троих детей: мою дочь от первого брака и двух дочерей жены. Надеемся, у нас будут еще дети. Искрина — мой бриллиант, заботливая и любящая супруга, прекрасная мама.

Говорят, что сначала родители живут ради детей, а потом дети живут ради родителей. У меня наступил второй период: я живу ради своих родителей, ради своей семьи, забочусь и оберегаю их всех. Мы очень близки и дружны. Семья — главная моя ценность и жизненный стимул.

— Какие качества вы цените в людях и какие требования предъявляете к своим сотрудникам?

— Больше всего ценю честность и трудолюбие. Именно такие люди работают в компании. Руководство за эти годы не поменялось, каждый из топ-менеджеров проверен временем, жизненными ситуациями. Коллектив растет, но он стабилен, текучки нет, и это я считаю одним из своих достижений. Для меня важно, чтобы сотрудники, как и я, получали удовольствие от работы.

Дом — это воплощение наших идей и фантазий. Это пространство для получения положительных эмоций от любого действия: сна, еды, общения. Это место, где всем хорошо, где собираются вместе друзья и родные. Семья — главная моя ценность и жизненный стимул

Залог доверия клиентов — глубокие знания специалистов, которые в наше время встречаются нечасто. Все наши сотрудники имеют серьезную техническую подготовку. Они могут дать клиенту всю необходимую информацию, проконсультировать, предложить варианты решения. Это основа, а к ней уже добавляется владение технологией продаж, коммуникативные навыки. Все вместе дает положительный результат. Мы много внимания уделяем обучению сотрудников, ежемесячно проводим семинары и тренинги.

— В ходе беседы вы не раз произносили слова: честность, открытость, ответственность. В современных условиях можно так работать — открыто и честно?

— Я уверен, что можно и нужно играть по правилам. Для меня нет преград в общении с людьми в виде должности, статуса и так далее. Общий язык можно найти с кем угодно, оставаясь при этом порядочным человеком. Главный секрет — убежденность в том, что ты делаешь, а организация процессов — это уже сопутствующая работа. Да, временами бывает тяжело, но нет нерешаемых проблем и безвыходных ситуаций. Если требуется отчет, его нужно сдать, если предстоит проверка со стороны государственных органов, значит, ее необходимо пройти. Должно быть только желание добросовестно решать эти задачи и двигаться дальше.

— На какой стадии развития находится «Кровля и изоляция»? Какие задачи вы ставите перед компанией на будущее?

— Адаптационный период мы уже прошли, и основная моя цель на ближайшие годы — стабильная компания, слаженная работа коллектива, сохранение лидирующих позиций на рынке. Стабильность — это один из главных признаков успеха.

Конечно, у нас есть амбиции. Мы хотим двигаться вперед, расти и развиваться, открывать новые направления. Нас интересуют инновации, в следующем году планируем побывать на крупной промышленной выставке в Китае.

Мы стремимся сделать строительство комфортным и увлекательным. Люди радуются, когда въезжают в новый дом или квартиру, а стройка и ремонт для большинства — это заботы, переживания и головная боль. А ведь этот процесс тоже может приносить радость и удовольствие, потому что именно строительство позволяет человеку воплотить в жизнь свои замыслы и идеи, свои мечты о том, каким должен быть его дом. Для этого мы и работаем.

текст: Екатерина Шевелева
фото: Дмитрий Демидов, Елена Коптева и из архива Андрея Лепехина

Прокомментировать