Надежда Андриевич. Оптимизм за кадром

Жить Хорошо 25 марта 2013 12 Просмотров: 21134

За плечами этой удивительной женщины тысячи просмотренных кинофильмов и сотни поистине гениальных идей. Мир кино для нее тесно переплетен с реальностью. О прошлом, настоящем и будущем киноиндустрии в Калуге беседуем сегодня с Надеждой Андриевич.

— Надежда Николаевна, кем вы мечтали стать в детстве?

– Мечтала о карьере актрисы. Разыгрывала домашние спектакли для родных, участвовала в кружках самодеятельности. Когда я была маленькой, существовал клуб работников торговли, где я занималась в драмкружке. После него немного пела. Думаю, именно тогда во мне и зародилась тяга к киноискусству.

– Помимо того, что успевали совмещать столько занятий одновременно, чем-то выделялись среди сверстников?

– Обо мне, четырехлетней, написали в газете «Знамя» как об уникальной девочке, умеющей читать. Тогда в этом возрасте мало кто мог самостоятельно взяться за книгу. Меня специально ничему не учили. Моя старшая сестра на тот момент уже ходила в школу, и бабушка помогала ей учить уроки. А мне было велено сидеть рядом, и я впитывала все, как губка. Уже в шесть лет я читала произведения совсем не детских авторов.

– Для своего времени вы действительно были уникумом. Вы родились в Калуге?

– Да, я коренная калужанка. Мы жили в самом сердце Калуги – за драмтеатром, и это здание и его окрестности очень хорошо запомнились. У меня в домашнем архиве есть фотография, на которой я запечатлена поющей «Балладу о красках» на ступеньках театра во время одного из городских праздников.

– В те времена люди чаще общались вживую, вам не кажется? Тогда ведь и телевизор далеко не в каждой семье был.

– Наверное, вы правы по поводу общения. В нашем доме, например, первыми телевизор приобрели соседи, и мы ходили к ним в гости на коллективный просмотр. Приглашали они не всех – только избранных. (Смеется.)

– Вы тогда жили вместе с родителям и сестрой?

– Нас с сестрой вырастила одна мама. С папой она развелась к моменту моего рождения. Мама была очень простой женщиной, ей очень нелегко приходилось одной воспитывать двоих детей. Она работала в общепите кондитером.

– Мама на вас серьезное влияние оказывала? Вы ее мнение учитывали в тех или иных вопросах?

– Конечно, мамино мнение для меня было важно. Знаете, у меня ведь в юности была возможность уехать в Америку, выйдя замуж, соответственно, и жить там остаться. Но мама была категорически против, и я осталась в Калуге, за что впоследствии была очень ей благодарна.

– Как часто мы бываем благодарны родителям за то, что вовремя наставили на путь истинный…

– Вот только гораздо позже, к сожалению, когда приходит осознание их правоты.

– Получается, что вы бы и институт тогда бросили, не окончив.

– Я в тот момент только школу успела окончить. Была совсем юной. И как раз после этой истории поступила на литературный факультет Калужского педагогического института и по его окончании успела даже по специальности поработать. Правда, преподавала не русский язык, а английский, потому как вакансии по специальности были только в сельской местности. С помощью знакомых я устроилась на работу в одно из калужских училищ. Сомневалась очень, но все-таки пошла. Целый год там проработала, но с этими оболдуями было сложно…

– Вы поняли в итоге, что вам это не интересно?

– Я поняла, что это не нужно тем людям, которых я учила. А когда не получаешь отдачи, работать неинтересно. В итоге преподавательскую деятельность я оставила и заняла должность председателя профкома в одном из техникумов. Эта работа нравилась мне гораздо больше, тем более, что там я сполна проявила свою активную жизненную позицию, организовав драмкружок для студентов. Но мне все же чего-то не хватало, и на определенном этапе я решила, что хочу работать в киноиндустрии. И так сложилось, что в «ОблКиноВидео» освободилась вакансия редактора в 1988 году, туда я пришла на работу.

У меня в архиве есть фотография, на которой я запечатлена поющей «Балладу о красках» на ступеньках театра

– И сразу поняли, что это ваше?

– Как ни странно, нет. Я поняла, что это просто некий этап моей жизни. Но то, что отрасль абсолютно моя, – да. Интересно, кстати, что в историю калужского кинопроката я вошла как единственный человек, выпустивший два раза газету «Калужский киноэкран». Это случилось только благодаря моему энтузиазму. «Киноэкран» печатал аннотации фильмов. В то время такого в Калуге не было. У меня до сих пор эти два выпуска хранятся.

– Итак, вы приступили к работе редактора и…

– Проработала в этой должности два года. А потом в кинотеатре «Космос» освободилась должность заместителя директора, и я перешла на работу туда. Затем грянула перестройка, и спустя время, в мае 1992 года, мне предложили возглавить «Космос» – эту должность я довольно долго занимала.

– С какими чувствами вы вспоминаете период работы в кинотеатре «Космос» – культовом для калужан заведении?

– Вместе с «Космосом» нам пришлось пережить не самые лучшие времена. Люди тогда перестали ходить в кино, потому что смотреть было нечего. На экранах светились только жуткие корпоративные фильмы, которые за копейки снимались и никому не были интересны. Самое дешевое американское кино хлынуло на наш экран. Шедевров было мало, но кое-что достойное нам все-таки удалось показать: «Онегин», «Список Шиндлера». Я этим горжусь. Мы открыли там видеопрокат, и я получила огромный багаж знаний, посмотрев, кажется, все – от низкосортного зрелища до истинного шедевра. Я была тогда настолько голодной кино, как сейчас им голодна моя дочь, которая тоже в этой области работает, но об этом чуть позже.

Затем и «Кинопрокат» разрушился, но мы тем не менее выживали… Помните, около «Космоса» стояли щиты рекламные? У нас ведь была художница, которая брала афишу, ставила на мольберт и срисовывала ее один в один.

– Помню, конечно. Эта яркая картинка – часть детских воспоминаний. Как вы восприняли решение о сносе «Космоса»?

– Была в шоковом состоянии, конечно. Некое ощущение, что у тебя отбирают часть тела, присутствовало. А потом перенастроила себя и убедила в том, что в новом здании будет лучше. Мы добились того, что с нами сегодня остался костяк коллектива «Космоса»: три киномеханика, кассиры, контролеры. Эти люди идут со мной по жизни, и это приятно. Для нас кино – это вся жизнь.

– Сколько ж вы фильмов за свою карьеру пересмотрели?

– Это количество подсчету не поддается. (Смеется.)

– А жанры какие предпочитаете?

– Не мелодрамы, не ужасы, не комедию и не трагедию. Я люблю фильмы, в которых есть «вкуснятинка», которая остается за кадром, где нужно что-то домыслить.

– А есть ли такой фильм, который, по-вашему, должен посмотреть каждый?

– Такого универсального фильма просто не существует, каждому – свое. Могу привести пример фильма, который я недавно посмотрела, и очень порадовалась, что он получил два «Оскара». До сих пор вспоминаю о нем с теплом, хотя там столько кровищи и убийств, что и на другой фильм хватило бы. Я о «Джанго» Тарантино. Советую посмотреть, если не видели, но лучше на большом экране.

– Вы вообще за то, чтобы смотреть фильмы в кинотеатре?

– Конечно. На большом экране воспринимаешь происходящее совсем по-другому, полностью погружаешься в действие, оцениваешь реакцию зала, обмениваешься эмоциями с единомышленниками.

– Вы следите за событиями мировой киноиндустрии?

– Конечно. Церемония вручения «Оскара» для меня действо святое. С четырех утра я у телевизора.

– С решением жюри всегда соглашаетесь?

– Далеко не всегда. В этот раз я болела за «Джанго», и хотя бы два «Оскара» меня удовлетворило, но я бы отметила его еще и в номинации за лучшую режиссуру.

– Есть режиссеры, работы которых вы цените и всегда с удовольствием смотрите?

– Мне нравятся режиссеры, у которых есть свой почерк, всегда узнаваемый в деталях. Ларс фон Триер, Тарантино.

Сегодня я возглавила кинотеатр «Центральный», и это говорит о том, что движение вперед продолжается

– Как происходит выбор репертуара для кинотеатра? Какими принципами вы руководствуетесь?

– Раньше я отбирала фильм исходя из личных предпочтений. Если он западал в душу – попадал в репертуар. Сегодня отбор ведется по принципу рейтинга: учитываются итоги проката в Америке, ожидания, возложенные на него в России. Обязательно учитываю мнения коллег. Я ведь знаю практически всех директоров кинотеатров России, с которыми мы встречаемся на кинорынках четыре раза в год на протяжении уже 15 лет. Но и на собственную интуицию опираюсь, конечно.

Кинотеатр – это предприятие, которое должно получать прибыль. Бывает так, что фильм мне очень нравится, но я чувствую, что он не пойдет. И находятся дистрибьюторы, которые дают возможность провести хотя бы один-два сеанса, чтобы публика, которая все-таки будет у фильма, его посмотрела на большом экране.

– И эти люди всегда находятся?

– Конечно.

– Бывает ли так, что фильм, на который возлагаются надежды, ожиданий не оправдывает и не приносит хороших кассовых сборов?

– И такое случается. Сегодня вообще в кинопрокате ситуация довольно пессимистичная. Люди ходят в кино в основном в выходные и праздничные дни. Утром кинотеатры пусты. А нам необходимо зарабатывать деньги, и для этого мы придумываем различные акции, чтобы привлечь своих посетителей. Например, каждый вторник до 16.00 в «Синема-Стар» в «XIX веке» можно посмотреть любой фильм, даже 3D, за 100 рублей. И это работает – люди приходят. Мы придумывали множество акций, чтобы завоевать свою нишу.

– Знаю, что сегодня вы генерируете идеи не только для сети «Синема-Стар», а еще и для кинотеатра «Центральный».

– Вы правы, конечно. Сегодня моя должность звучит как директор МУП «Кинотеатр «Центральный», а в «Синема-Стар» я оказываю скорее консультационные услуги.

– Я помню, как несколько лет назад мы с мужем пришли в «Центральный» на утренний сеанс и оказались единственными зрителями.

– Там и сегодня ничего не изменилось, к сожалению. Зрителей у «Центрального» мало. Хочу сказать, что «XIX век» и «Рио» – это мои дети, я их воспитала. Сегодня они живут своей жизнью: каждый винтик отлажен до такой степени, что механизм в целом исправно функционирует. В какой-то момент, признаться, мне стало как-то скучно. И тут поступило предложение возглавить «Центральный». Сначала я была в шоке. Потом стала размышлять: зачем мне это? Подумав несколько дней, решила, что глобальных дел в «Синема-Стар» не предвидится, а «Центральный» – это будущее.

– В чем же оно заключается? Этот вопрос сейчас многих интересует.

– Кинотеатр будет реконструирован. Правда, в том виде, в котором «Центральный» находится сейчас, реконструировать его не удастся. Элементарно не выдержит фундамент, не говоря уж о других нюансах. На этом месте будет что-то другое, но с окончательным проектом инвестор еще не определился. Состоится конкурс. Мнение калужан на этот счет обязательно будет учтено. Я надеюсь, что все получится, потому что нынешнюю ситуацию иначе как слезами не назовешь. Но мы все же пытаемся вдохнуть в него жизнь.

Сегодня в «XXI веке» на большом экране мы показываем оперу. Всегда собирается полный зал интеллигентной публики, что очень приятно. Я и сама, признаться, всегда стараюсь хотя бы первый акт посмотреть. А в «Центральном» устраиваем киноконцерты. Недавно с аншлагом прошел показ концерта группы «Queen», а в конце марта покажем «Doors», которых я обожаю.

– Будем надеяться, что «Центральный» вернет свои утраченные позиции. Но пока, наверное, «Синема-Стар» является лидером киноиндустрии в Калуге.

 – Думаю, так и есть. Именно в вопросе качества предоставления услуг.

– На данном этапе вы довольны тем, что вам удалось сделать в Калуге?

– Хотелось бы больше, конечно. (Смеется.) Но тот факт, что сегодня я возглавила МУП «Кинотеатр «Центральный», наверное, говорит о том, что на достигнутом я останавливаться не собираюсь.

 – Вы, видимо, оптимист по жизни. Одно только имя ваше уже о многом говорит. Оно такое светлое…

– Мне его дала мама. Мою бабушку звали Вера, сестру зовут Любовью, а меня назвали Надеждой, отдав дань православным традициям. Я свое имя люблю, оно, действительно, очень оптимистичное. Верю, что выход из сложной ситуации можно найти всегда, главное – надеяться, идти вперед и стремиться к тому, чтобы в душе всегда была гармония.

– А если все-таки случаются сложности, кто помогает с ними справиться?

– Мои любимые люди: супруг и дочь.

– Вы о дочери обещали рассказать.

– Я не хотела выбирать ей жизненный путь, но случилось так, что она видела, насколько я отдаюсь работе. Когда ей было около 8 лет, она ездила вместе со мной в «Кинопрокат», где фильмы показывали весь день – с 10 утра до поздней ночи. Там она помогала упаковывать рекламу для всех кинотеатров Калуги и области. Наверное, именно тогда она неосознанно сделала свой выбор. Правда, сначала она поступила в педагогическое училище, потом – в Калужский педагогический университет и, окончив первый курс, приняла решение поступать во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет. И поступила с первого раза.

– Вы ее поддержали?

– Абсолютно! ВГИК она успешно окончила, работала в Питере в госструктуре – «Леноблкиновидео», а сегодня работает в Москве в одной из кинодистрибьюторских фирм.

– Получается, что дочь шагнула дальше, чем вы, получив качественное профильное образование.

– Да, конечно. И это нормально.

– А вы не ощущаете, что вам не хватает иногда каких-то специальных теоретических знаний?

– Нет, абсолютно. Для меня большую роль играет практика, она порой важней, согласитесь. А новое легко почерпнуть из книг, общения, Интернета.

– Сегодня вы часто встречаетесь с дочерью?

– Довольно часто, например, на кинорынках в Москве. (Смеется.)

Сегодня мои друзья спрашивают ее: «Настя, как ты думаешь, этот фильм пойдет?» И она начинает рассуждать, раскладывает фильм по полочкам, и к ней прислушиваются.

Дочь Анастасия пошла по моим стопам. Сегодня она работает в Московской кинодистрибьюторской фирме

– Гордитесь дочерью?

– Да, без ложной скромности.

– Ваш супруг как-то связан с киноиндустрией?

– Нет, он прочно связан с небом. Мой супруг – летчик, теперь, правда, уже на пенсии.

– Я знаю, что оба вы очень любите баню.

– Это правда. Мне бани всегда не хватает. Сначала с пихтовым веником в парную зайдешь, потом – с березовым, после – с дубовым. Красота!

– Какие у вас ощущения после парной?

– Легкость настоящая. Только там можно расслабиться и ни о чем не думать.

– Кто ж вас на баню «подсадил»?

– Подруги пригласили попробовать – я согласилась. Сначала испугалась, было слишком горячо. А потом подобрала свою температуру, при которой мне комфортно.

– У вас много друзей?

– Так сложилось, что тесно мы дружим с несколькими семейными парами. Дружим давно. Нас многое связывает. Это прекрасно, что есть люди, с которыми легко общаться и можно им многое доверить.

– Как вы относитесь к критике со стороны друзей, коллег?

– Отношусь к ней положительно, ибо она бывает полезна.

– Вы, вообще, какой руководитель?

– К сожалению, добрый, а хочется быть строгой и объективной.

– Кому в этой жизни вы искренне благодарны?

– Людям, с которыми меня сводила судьба. Нельзя не сказать о Марине Васильевне Сахаровой (бывшем директоре кинотеатра «Центральный») – женщине с необыкновенной харизмой, глубоком профессионале, к сожалению, рано ушедшей. О ней до сих пор с теплом вспоминают все, кто ее знал.

Я искренне благодарна вице-президентам ГК «Ташир» Варужану Артеняну и Васпураку Погосяну за понимание и поддержку в работе. Их стараниями в Калуге в апреле 2010 года появилось первое цифровое оборудование, и калужане увидели фильмы в 3D.

– Вы сегодня строите планы относительно своего нового детища?

– Хочется, чтобы кинотеатр «Центральный» в ближайшем будущем вернул себе лидерские позиции и стал столь же значимым для нового поколения, каким был для нас когда-то. Мы постараемся вложить в него самую современную начинку и угодить калужанам в отношении его нового облика.

– Понимаю, что сегодня все ваши мысли об этом.

– Работа – это, безусловно, огромная часть моей жизни, но есть и семья – мой тыл, люди, которых я люблю. Счастье женщины – это душевная гармония, а чтобы ее обрести, несколько составляющих должны объединиться. Важно, чтобы близкие были здоровы, чтобы утром хотелось идти на работу, а вечером – домой, говоря словами известного героя из фильма «Доживем до понедельника».

– Что пожелаете прекрасной половине человечества в преддверии весеннего тепла и пробуждения природы?

– Каждой женщине от всего сердца желаю той самой душевной гармонии. У каждой она своя, но без нее никуда.

Текст: Ирина Личутина
Фото: Дмитрий Мамяс, архив Надежды Андриевич

Комментариев: 12

  1. НН1990 05.02.2020 в 12:11 - Ответить на это

    Какая чудесная беседа!

  2. Комик 08.07.2013 в 11:09 - Ответить на это

    Наглухо убитый Центральный так и останется убитым, не отдали армянам его. Поздравляю всех кто был против, ваша серость будет еще не один год депрессию наводить :-)

    • Диля Нуриева 12.07.2013 в 18:35 - Ответить на это

      Это не серость, знаете ли, а советская архитектура собственной персоной) А почему не отдали армянам, не в курсе?

  3. Олег Майоров 04.04.2013 в 09:08 - Ответить на это

    Наконец то прочитал все от и до! Да, «Космос» был крутой! И дерьма на экране было полно, но это нам не мешало в кинотеатр заглядывать. И вокруг все было такое зеленое. А фонтан какой рядом, помните?

    • Эллочка Людоедочка 21.04.2013 в 21:06 - Ответить на это

      Помним, а то! И гостиница «Калуга» напротив, голубые ели и не засранный воздух. Сколько было простора!

  4. Олег Майоров 04.04.2013 в 09:03 - Ответить на это

    Армяне, спасибо за три дэ!

  5. Игорь 28.03.2013 в 18:15 - Ответить на это

    У меня много друзей-армян! Ни разу не слышал ничего подобного!

  6. Игорь 28.03.2013 в 13:39 - Ответить на это

    Армяне ТАК не говорят!

  7. Алексей Петрович Вертухаев 27.03.2013 в 09:53 - Ответить на это

    Калуга — неплохой город, только русских многовато. Так говорят сами армяне. То, что их так много развелось сегодня, неудивительно. Стоило одному попробовать и вот они уже приглашают сюда своих родных, а там по цепочке. Их родственный связи гораздо крепче наших и это факт с которым не стоит спорить. Армяне с большим уважением относятся к себе подобным в о!тличие от нас.
    Ну и что «Центральный»? а 21 век чей? они ведь благо делают для нас.
    Это палка о двух концах, в деле есть и отрицательный момент и положительный. И все же, три дэ мы смотрим благодаря им, если верить тексту.

  8. Ирина 26.03.2013 в 23:08 - Ответить на это

    Был Центральный государственным, русским… А толку?… Посмотрим, что вырастет.

  9. Елена Шайдуллина 26.03.2013 в 18:54 - Ответить на это

    Наглухо убитый Боринским Центральный это тяжелая ноша на женских плечах. Тут без армян не обойтись, они помогут. Да? Калуга в последние годы без них вообще пропала бы. А мы русские сами нихрена не можем, если только пустить на самотек. Вырастет на месте нашего кинотеатра очередной ТРК и хлынем мы в него толпой, как пару лет назад в РИО. Дикари!!!

Прокомментировать