Илона Алексеева. Устойчивый прием

Жить Хорошо 29 октября 2015 0 Просмотров: 1257

«Радио 40» – настоящий медийный феномен. Созданное в Калуге пять лет назад, «первое рок-н-ролльное» не только успешно конкурирует с федеральными радиостанциями, но стало одним из самых любимых калужанами. Уникально и то, что «радио с характером» все эти годы возглавляет женщина — главный редактор «Радио 40» Илона Алексеева.

 - У вас такое оригинальное имя – Илона. С ним связана какая-то история? 

– Меня часто спрашивают об имени: это в честь Илоны Броневицкой? Или Илоны Давыдовой? На самом деле история такая: в Калуге снимали фильм «Белый Бим, Черное ухо». Моя бабушка тогда работала в круглосуточном детском саду. И из съемочной группы привели туда девочку, которую звали Илона. Моя мама узнала, что есть такое имя, и влюбилась в него. После она назвала так меня. Всю жизнь я «мучаюсь». Как меня только не называли: и Эллона, и Элеонора, и Элла. Я уже привыкла. 

– Значит, вы калужанка? 

– Да. Я родилась в Калуге. Мама моя калужанка. По маминой линии все калужане. А папа мой из Алексина Тульской области. Но и по папиной линии у меня большая родственная ветвь из деревни Никола-Ленивец. А я, к своему стыду, там ни разу не была и мечтаю съездить. 

Мы жили долгое время в Алексине. С моих пяти лет и до окончания школы. Мои родители – химики. Соответственно, работали на алексинском химкомбинате. Потом папа пошел преподавать. По папиной линии вообще все ближайшие родственники – учителя. Бабушка по папиной линии была учительницей начальных классов, а дедушка – русского языка и литературы. А у отца не было педагогического образования. Хотя у него два образования – химическое и экономическое, в конце концов, педагогика в нем все равно проснулась. И когда я оканчивала школу, вопрос о вузе не стоял, потому что я обязательно должна была пойти в педагогический. 

– А вы сами этого хотели? 

– То, что я могу быть учителем, – я знала. И мне хотелось этого. Но на какой факультет пойти, думала до последнего момента. И поняла, что больше всего мне нравится литература. Два последних года школы у меня был прекрасный преподаватель русского языка и литературы – Юрий Борисович Сухорученков, который перевернул мое представление об учителях. Я была влюблена в предмет, в то, как он преподавал, и действительно с удовольствием поступила на филфак КГПУ. Я сказала родителям, что не вернусь в Алексин. Я понимала, что мне там делать нечего, а в Калуге можно хоть как-то себя реализовать, и приехала в Калугу, к бабушке с дедушкой. 

И что мне больше всего нравилось в Москве – так это скорость принятия решений. То, что в Калуге приходится ждать неделями, там решалось за несколько часов, если не минут 

– Кто занимался вашим воспитанием? 

– Мне кажется, я была золотым ребенком и не доставляла родителям никаких хлопот. Однажды только папа разозлился, когда мы с подружкой в девятом классе написали матерные частушки на музыку песни «До свидания, мама» группы «Моральный кодекс». А папа нашел тетрадку с текстами и провел со мной серьезный разговор. Тетрадь, конечно, была уничтожена.

– Вы учились музыке? 

– Нет. Хотя очень хотела. У меня очень музыкальные родители, в нашем доме всегда звучала музыка. Папа мой меломан, мама тоже всеядна. У нас был проигрыватель и тысяча виниловых пластинок. Помню, мама приходила с работы, включала Риккардо Фольи, Аллу Пугачеву, а я качалась на качелях, которые висели между дверей. Потом приходил папа, и у нас начинались «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Группы «Браво», «Битлз»…

– А в юности кем были, рокершей? Чьи плакаты у вас висели на стенах?

– Мне нравилась разная музыка: «Аэросмит», Тина Тернер, Фил Колинз. Но, по-моему, в каком-то классе со своими одноклассниками мы и «Ace of Base» слушали, и еще, что тогда было модно… Западная музыка мне больше все-таки нравилась. По-моему, в 1993 году по телевизору показали вручение премии «Грэмми». Для меня это стало потрясением… А на стене у меня висел огромный плакат человека, которого я до сих пор люблю и уважаю, – это Стинг.

– Как же вы попали на радио?

– Надо сказать, что темой радио я интересовалась с раннего возраста. После уроков слушала радио «Юность», радио «Свобода», Севу Новгородцева с «Рок-посевом»… А когда приехала в Калугу учиться в институте, узнала, что здесь работает офигенная станция – «МС-радио». Весь первый курс я его просто слушала. Была активной фанаткой, звонила в эфир, в хит-парады… А на втором курсе выяснилось, что три моих сокурсницы там работают! И я упросила их отвести меня на радио, чтобы посмотреть, как это все происходит. Они меня пригласили в программу «Безумное чаепитие». В ней Любовь Камырина, сейчас известная тележурналистка, Клара Прозоровская, Катя Сидорова и Ольга Егорова обсуждали в эфире разные темы. Я была в диком восторге. После этого не могла уже спокойно жить, мечтала работать на радио! Решилась пойти напрямую к Павлу Селезневу, который тогда был программным директором «МС-радио». Паша мне сказал: «Напиши текст какой-нибудь программы, и мы подумаем». Я пришла с текстом, он спрашивает: «Тебе кто-то это писал?» Говорю: «Нет. Сама». Павел сказал: «Ну, здорово. Теперь прочитай». Начала читать, он сказал: «Так, иди, занимайся дикцией и приходи через две недели». Две недели я честно работаю, скороговорки всякие, орехи за щеками, как в фильме «Карнавал». Прихожу, Павел снова меня слушает и говорит: «С дикцией все нормально. Теперь работай над интонацией и приходи еще через две недели»… Короче, первый мой визит на «МС-радио» был в ноябре, а 16 марта я все-таки вышла в эфир с программой. Всего полчаса в воскресенье, но на это время откладывалось и отменялось все, потому что это было самым важным для меня.

Была потребность в нашем городе иметь не просто рок-н-ролльную станцию, а радио со своей историей. Потому что в Калуге многое связано с роком 

– Это было ваше первое место работы?

– Честно говоря, «МС-радио» – это был скорее «клуб по интересам». Феномен! В провинции открыть коммерческое радио – это было что-то нереальное. Там не было никакой системы, но царила творческая атмосфера. Кто-то день рождения отмечал, у кого-то любовь, у кого-то депрессия. Кто-то на эфир приходил, кто-то уходил. Все время что-то происходило. Но из «МС-радио» вышла целая когорта крепких профессионалов. В 2000 году произошла покупка радио другими людьми. И, конечно, первый состав развалился. Кто-то сам ушел, кого-то попросили уйти. Остались только я и Сергей Сычев. На этой частоте запустили радио «Шансон», куда мы с Сергеем плавно перетекли. Параллельно я нашла другую работу, потому что на те деньги жить было невозможно. Но приходила в свое эфирное время. Потому что не могла расстаться с радио. Так продолжалось до 2004 года. Мне хотелось изменить что-то, поменять свою жизнь. И судьба предоставила мне такую возможность. 

– О чем вы говорите? 

– Я встретила своего будущего мужа, он москвич. Не могу сказать, что я очень хотела уезжать. Но у меня всегда была установка на семью, и я, конечно, уехала с мужем в Москву. Надо сказать, что столица нормально меня приняла. Со мной не было никаких печальных историй. Я человек открытый. У меня там появились хорошие друзья. В Москве хотела продолжать работать на радио. И когда моему первому сыну исполнилось 6 месяцев, стала обзванивать все радиостанции Москвы на предмет вакансии для меня. Выяснилось, что на радио «Шансон» как раз ищут двух людей: на эфир выходного дня и на ночные эфиры. Меня собеседовал Артур Вафин, программный директор радио «Шансон», сейчас он занимается «Весна FM». Мы с ним поговорили, он сказал: «Мы вам перезвоним». И буквально через пару дней раздается звонок: «Выходи в ближайшую пятницу». Я-то рассчитывала, что буду работать на выходных, а остальное время посвящать ребенку. Но в Москве так нельзя. Если ты на что-то подвязываешься, то будь готов впрягаться по полной программе. Либо отказываешься, и на тебе ставят крест. Второй раз ничего не предложат. Конечно, я согласилась, и уже через три месяца мне предложили влиться в ряды утреннего шоу «Хорошее Начало». Сначала я была там звукорежиссёром, а потом меня попробовали как редактора и одну из ведущих. Позже стала редактором программ «Живая струна» и «Шансон года». 

– Никто сейчас не шутит по поводу вашего шансон-прошлого? 

– Да я нормально это воспринимаю. Если кто-то подшучивает, могу ответить строчкой из песни. Например, из « Темной ночки». (Смеется.) Кстати, на радио «Шансон» приходило много интересных людей: Игорь Демарин, Михаил Танич, Александр Новиков… Даже в этом жанре есть профессионалы, которые делают это качественно, на хорошем уровне. А есть те, кто «около стоит». 

Радио «Шансон» стало уникальной школой для меня. Я попала в первую волну, когда там работали такие профессионалы, как Олег Булгак (сейчас он делает «Бизнес-FM»), Юра Абросимов, Катя Михайлова (сейчас главный редактор радио «Шансон»), Роман Шахов. Мы до сих пор сохранили дружеские отношения. С ними было по кайфу работать, мы ставили интересные задачи, искали новые формы, идеи… Что мне больше всего нравилось в Москве – так это скорость принятия решений. То, что в Калуге приходится ждать неделями, там решалось за несколько часов, если не минут. 

– Почему же вы вернулись? 

– По семейным обстоятельствам. Когда уезжала из столицы, многие крутили пальцем у виска. Потому что я была в декрете со вторым ребенком. Мне говорили: «Ну, ты посиди еще немного и выходи на работу. Зачем уезжать?» Но я приняла решение, и здесь уже поняла, что в Москву не вернусь. Мне здесь комфортно, хорошо. Калуга – МОЙ город.

Конечно, я стала искать работу по медиахолдингам, поскольку ничего, кроме радио, не умею. Мне везде сказали, что вакансий нет. В конце концов, я пришла на «Нику», там требовались только журналисты и новостийщики. Но намекнули, что, возможно, скоро что-то новое откроется. И через пару месяцев мне позвонил Дмитрий Ченцов: «Ты слышала про «Радио 40»? Приходи». Я быстро втянулась, потому что эту музыку знаю и люблю. Мы разработали некую концепцию, с Михаилом Соловьевым придумали «Городские сороки». Через месяц работы мне предложили стать главным редактором, которого до этого не было. Изначально я решила, что мы должны тесно сотрудничать с музыкантами. Чтобы можно было общаться со звездами напрямую. К некоторым я сама обратилась, списывалась с ними, созванивалась. С другими у нас было сотрудничество по концертам в Калуге. И я очень рада, что, придя к нам один раз, человек хочет вернуться. Александр Ф Скляр был у нас уже три раза, и ему нравится. И когда он на концерте говорит: «У вас здесь такое классное радио!», мне лично это очень приятно. Одно дело – какой-то там московский эфир. А другое дело, когда здесь, в Калуге, к нам в студию, например, приходит сам Шевчук! Конечно, он меня поразил до глубины души.

– Чем? 

– Вообще, я фанатка «ДДТ». Юрий Юлианович умнейший человек. Он расположен к людям, прост в общении. Он вышел из автобуса и пошел пешком по городу. Поговорил с женщиной, которая стояла с коляской, про ее ребенка, про ее жизнь. Потом поднялся к нам в студию. Это единственный человек, которому я позволила курить в студии. И мы проговорили час. Он потрясающий! Вообще, я в людей влюбляюсь. Влюбляюсь в личность, когда понимаю, что человек поцелован богом, когда у него есть принципы, точка зрения. И еще я очень ценю в людях внутреннюю свободу. Стараюсь и детей своих в этом плане воспитывать. Чтобы они были свободными людьми, но думали, что делают, и отвечали за свои поступки.

– Илона, расскажите, что такое «Радио 40»? 

– У «Радио 40» две главные ипостаси: во-первых, это музыка. «Радио 40» и появилось в Калуге, потому что эта ниша не была занята. Но, кроме того, была потребность в нашем городе иметь не просто рок-н-ролльную станцию, а иметь станцию со своей историей. Потому что в Калуге многое связано с роком. Все знают, что Доца здесь играл в «Кукушке». У нас «Ария» в филармонии начинала! Была попытка Жени Горина сделать калужский рок-клуб. И эта вся история вела к тому, что в Калуге должно было появиться такое радио. Идея эта родилась у бывшего учредителя Благодарова Станислава Викторовича. И во-вторых, «Радио 40» – это общение. Людям нужна возможность высказать свою точку зрения или услышать ее. Когда-то на радио были прекрасные дикторы, такие как Левитан, Кириллов, которые информировали. Потом радио должно было увлекать разговором и говорить какие-то красивые вещи, радовать слух. А не так давно все радиостанции поняли, что просто говорить красивые фразы и ставить музыку недостаточно. Сейчас важно общение.

Я никогда не пойду «по головам» и по людям. Это мой принцип. Считаю, что это со всех сторон неправильно  

– Расскажите, каких исполнителей любят калужане?

– В нашем городе очень любят рок-музыку. А это показатель! Чаще всего заказывают классику русского рока – «Чайф», «Сплин», «ДДТ», «Алиса», «Пилот»… И мировые хиты: AC/DC, Metallica, The Doors, Aerosmith, U2…

– Так сложилось, что вас окружают мужчины: коллеги, слушатели, сыновья. Каково это – быть в мужском кругу?

– Ну, не только мужчины. У меня есть замечательные боевые подруги, с которыми мы вместе много лет. Но с мужчинами мне проще. Я понимаю их юмор, их позицию. Мне легко общаться с ними и решать какие-то вопросы. Наверное, поэтому я и сама стала жестче. 

– Насколько вы принципиальны? 

– Имея двух детей, я понимаю, что могут быть ситуации, когда мать может поступиться любыми принципами. Ради детей. Но я никогда не пойду «по головам» и по людям. Это мой принцип. Считаю, что это со всех сторон неправильно. 

Есть люди-колодцы, из которых можно черпать до бесконечности. А есть люди-ведра, люди-лужи, из которых взял, и ничего не осталось. Хочется быть «колодцем»  

– Сложно ли быть сильной женщиной? 

– У меня нет такого образа. Я обычная женщина. Бывает, накапливается усталость, и я заметила, что в такие моменты заболеваю. Мне сказали йоги: это значит, что в тот момент нужна была пауза и отдых. Когда мне нужна перезагрузка, я уезжаю в горы. Семь раз я была в Абхазии, всё там облазила, даже в Кодорском ущелье была несколько раз и с пастухом сама делала сыр. Вообще люблю путешествовать, и новые места, и людей новых. Но по большей части я домашний человек, после работы я иду домой. Меня редко можно увидеть на тусовках. На первом месте у меня дети, родители – семья. Дома с сыновьями я кайфую. Приучаю к тому, чтобы они умели все делать сами, без моего участия. Мужчина должен уметь все: уметь выживать в любых ситуациях, приспосабливаться, ему должно быть интересно жить и семью еще за собой подтягивать. Как мой папа. Как мой дед, герой войны, летчик. Он был награжден за взятие Берлина и Кенигсберга. Дедушка был моим самым любимым человеком в жизни. Для меня он и папа – эталон мужчины. 

– Илона, примерно год назад слушатели «Радио 40» были взволнованы, когда с утра услышали в эфире шипение. Потом несколько дней на вашей волне просто играла музыка? Что случилось? 

– Действительно, в прошлом году на «Радио 40» случился кризис – произошла смена собственника. Я в этот момент была в отпуске, в отъезде. Конечно, это был шок. То, что ты создавал, то, что ты по кирпичику выстраивал, вкладывал свои мысли, душу, идеи – все это рухнуло в один момент. Станция была на грани закрытия. Будущее было туманно. Но я решила дождаться все-таки окончания этой ситуации. Я не могла вот так бросить свое радио, не представляла, как буду жить без него. Какое-то время программы для эфира записывались просто у меня дома. И не ожидала, что столько людей нам предложат помощь. Предлагали и офис, и какие-то услуги, просто звонили, писали слушатели. Хорошо, что все решилось по-честному. И мы, к счастью, попали в рекламный холдинг «Интервидео» под руководством Якова Казацкого. И я очень благодарна ему, что он в нас поверил. Наверное, мы были с таким желанием работать и все вернуть, что в нас нельзя было не поверить. 

– Как изменилось «Радио 40» с того момента?

– За что надо сказать спасибо «Интервидео». Это такие люди… Как вам объяснить?.. Как будто я вернулась обратно в Москву. Люди, которые решают вопросы быстро и делают невозможное возможным! Всего за месяц нам полностью собрали студию, чтобы можно было приглашать музыкантов. Мы сразу вернули программы, которые нравились слушателям, в частности «Городских сорок». 

Конечно, мы пересмотрели эфир, концепцию, добавили еще западной музыки в ротацию, и теперь русского и западного рока примерно 50 на 50. У нас новый слоган: «Радио 40» – радио с характером». У нас новый музыкальный редактор. Я давно видела на этом месте Михаила Соловьева. Теперь он является не только ведущим, но и занимает эту должность. Без него новое «Радио 40» быть не могло. Человек чувствует и понимает, что он ставит в эфир, и главное – зачем он это делает. Если ты работаешь в эфире и в этом не разбираешься, тебя аудитория вмиг раскусит. На «Радио 40» нет случайных людей, сейчас у нас отличная команда. 

Мы включились в систему «Безопасный город», и прямо в студии можем отслеживать видео с камер, расположенных на улицах города. И еще много позитивных изменений произошло. 

– Получается, не было бы счастья, да несчастье помогло. А вы лично на каком жизненном этапе сейчас находитесь?

– Мы недавно с подругой говорили об этом. Она спросила: «Ты столько лет занимаешься одним и тем же, неужели тебе не скучно?» Мне совсем не скучно. Я считаю, что радио – это мое. Я на своем месте и занимаюсь своим делом. На работу не то, что бегу – лечу! Мне интересно, что еще можно сделать, и что будет дальше. 

У меня есть свои личностные задачи. Нужно же себя отдавать людям. Есть люди-колодцы, из которых можно черпать до бесконечности. А есть люди-ведра, люди-лужи, из которых взял, и ничего не осталось. Хочется быть «колодцем», работать над собой, своим образованием, развивать себя в духовном плане … Не знаю, как сложится дальше моя жизнь, все течет, все изменяется, загадывать не стоит. Но сейчас я счастлива. 

текст: Анна Большова 
фото: Дмитрий Демидов (Мамяс) и из архива семьи Алексеевых
Благодарим за помощь в организации съемок  магазин Rolada (ТРЦ XXI век) и лично Н.Н. Силадий

Прокомментировать

От редактора

Интервью

Опрос

Какое название по вашему мнению больше всего подойдет новому спортивному комплексу "Дворец спорта", который вскоре будет построен на месте стадиона "Центральный"?





Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...



Архив опросов