«Машка» на экране

Жить Хорошо 30 января 2015 0 Просмотров: 2058

 

Короткометражный фильм калужского режиссера Игоря Каграманова «Машка» стал лучшим на международном кинофестивале «Сталкер». В преддверии насыщенного фестивального года мы встретились с режиссёром картины и с автором сценария и подробнее узнали о фильме.

- Игорь, какие ощущения ты испытал, когда услышал о том, что твоя кинокартина стала лучшей?

– Совершенно потрясающие чувства. Когда работа над созданием картины завершилась, мы поняли, что сделали достойный фильм. Впервые в Калуге картину мы показали в начале ноября в Доме музыки. Это был предпремьерный показ. Зал оказался забит до отказа. Реакция зрителей на картину была очень яркой. И это лишний раз подтвердило, что мы находимся на правильном пути. Своё боевое крещение картина получила на «Сталкере». Не скрою, это было очень волнительно. Но полные залы на конкурсных показах внушали небольшую надежду на успех. И каково же было моё удивление, когда член жюри Алексей Кириллович Симонов сказал, что жюри выбрало «Машку» лучшей картиной в коротком метре единогласно, без обсуждений и споров.

– Что для тебя было самым сложным при создании фильма?

– Признаюсь, весь творческий процесс был сложен, с момента самого первого прочтения  сценария. Сама история изначально показалась очень непростой в постановке. К тому же сюжет включал в себя три сезона: зиму, весну и лето. В поисках нужных локаций мы объездили всю Калужскую область, а нужные места нашли совсем недалеко от Калуги.  Мы с нашим художником Элей Невинной сделали все интерьеры, построили павильон, буквально по крупицам собрали нужную нам мебель и прочие элементы интерьера. Монтаж мы делали почти два месяца. И ещё почти месяц заняло озвучивание ленты. Вообще, я считаю, мне со всей командой очень повезло. Все, кто работал над фильмом, – большие молодцы.

– Будет ли шанс увидеть твою картину массовому зрителю?

– После фестивальных показов картина пойдёт в небольшой прокат. Пока ещё не знаю, где и когда, но будет охвачено немало Российских городов. Компания Cinepromo, наш официальный промоутер в мировом прокате, вскоре может стать генеральным дистрибьютером картины.

– Помимо «Сталкера», есть планы к показу фильма на других  фестивалях?

– Сейчас есть планы отправки картины на все крупнейшие кинофестивали мира. Этому в ближайший год будет посвящена основная работа по продвижению фильма.

– Планируешь ли ты заняться съемкой полного метра?

– Конечно, планирую. Дебютировать с полным метром нужно, но для этого должно сложиться много факторов воедино. Скажу только, что в данный момент мы работаем над несколькими сценариями. А что будет дальше – покажет время.

– В основу сценария легли судьбы трёх детей из неблагополучной семьи. Как ты вышел к такой непростой теме?

– Отчасти это была наша жизнь. Когда в 99-м году, после известного кризиса, мы оказались в Калуге с тремя маленькими детьми, нам буквально приходилось выживать. Летом мы ходили по лесу и собирали грибы вместе с супругой. А маленькая дочка Валя сидела у меня на плечах. Ей тогда было два годика. «Лисички» мы сдавали в пункты приёма, а на деньги  покупали масло, пшено, муку.  Другие грибы мы использовали для еды. Время было непростое. В сюжете фильма дети тоже собирают грибы и продают их для того, чтобы выжить. Вот, по иронии судьбы вышло так, что  съёмки проходили именно в тех местах, где в 99-м году  собирали грибы и мы. Получилось, что Валя вернулась туда спустя 15 лет.

– Но вы тогда были дружной семьёй. И это тоже помогало вам. А в сюжете фильма дети предоставлены сами себе. Матери нет, отец – алкоголик. Почему всё так мрачно?

– Я бы не сказал, что мрачно. Напротив, дети показаны очень самостоятельными. У них есть свой мир, свои цели и своя команда. И девочка Маша здесь как старшая. Она руководит своими братьями, оберегает, заботиться о них. И зритель видит это в контрасте с поведением отца, которому нет до своих детей никакого дела.

– Насколько мне известно, такой сюжет стал для режиссёра неожиданностью. Какова была его первая оценка твоего сценария?

– Дело в том, что Игорь долго искал историю для своей дипломной работы. Все, что попадалось ему, его не цепляло. Я писал сценарий исходя из его пожеланий. Он хотел видеть сильный драматичный жизненный материал. Так и появилась эта история.  Игорь сделал из неё, не побоюсь этого слова, шедевр.

– Так получилось, что главную роль в фильме исполнила твоя дочь Валя. Ты специально писал сценарий под неё?

– Когда ты сочиняешь историю, то легче представлять на месте героев своих детей. Им начинаешь искренне сопереживать, и они получаются в итоге более живые, чем некие абстрактные персонажи.  Разумеется, под персонажем Машки я понимал Валю. А то, что Игорь согласился попробовать ее на главную роль, было верным решением.

– Как считаешь,  Валя справилась со своей ролью?

– На мой взгляд – справилась. И прежде всего, потому что она проявила колоссальное терпение, что было неожиданностью даже для меня. В одной из сцен мы приносили дубовую колоду, в которой, как оказалось, был целый муравейник.  И  Валя должна была на ней сидеть. Во время съёмки по ней бегали тысячи муравьёв. Она терпела, а мы их могли стряхнуть, только когда звучала команда режиссёра «стоп». Помню, как однажды она приехала на площадку с температурой под 40 градусов. Мы уже хотели отменять съёмку, но она, к немалому удивлению всей съёмочной группы, сказала, что будет работать. И она проработала всю смену. Выходила к нужному эпизоду,  работала, а потом буквально падала на кровать. И так до съёмки следующей сцены.

 – На твой взгляд, высоки шансы «Машки» на номинации и на других кинофестивалях?

– Шансы есть, безусловно. Победа на фестивале «Сталкер» доказывает это лучше любых слов. Всё-таки это очень известный и престижный фестиваль международного уровня, конкуренция очень серьёзная. А когда узнаешь, что работа Игоря единогласно была признана лучшей, то понимаешь, что наши труды оказались не напрасными. Мы смогли создать историю, которая не оставляет зрителя равнодушными. А это очень важно в современной кинематографии. 

беседовал: М. Андросов
фото: М. Андросов и из архива И. Каграманова.

Прокомментировать