Ирина Богушевская. Городская чайка

Жить Хорошо 29 марта 2013 0 Просмотров: 1744

Долгожданное выступление Ирины Богушевской состоялось в пабе «Овертайм» в последние дни зимы. После концерта – неспешная беседа о элитарных клубах, гражданской позиции, социальных сетях, творческих компромиссах, своих «Куклах», о месте, где отдыхает душа, боге, любви, и, конечно же, о весне.

- Ирина, поздравляем с наступлением весны. Как вы пережили эту зиму?

- Спасибо, отлично! Наверное, это была одна из самых счастливых зим в моей жизни, — в ней всё получилось так, как в моей песне «Добро пожаловать домой»:

Снег, так красиво ложится снег.
И с нами все это как во сне.
Суждено быть моей весне
Среди зимы почему-то.
Будь, навсегда в моей жизни будь.
Я с тобой разделю твой путь –
Ведь я теперь не хочу терять
Ни одной минуты…

Песню эту я когда-то написала по заказу для новогоднего фильма «Суженый-ряженый», просто исходя из его сюжета, — но спустя несколько лет, совершенно чудесным образом, вдруг сама оказалась внутри своей же песни. Мне, точнее, нам с моим возлюбленным, было невероятно хорошо в этой зиме, — поэтому мы были совсем не против, когда она решила задержаться до середины марта. 

- Какие из новостей последнего времени вас тронули? Взволновали?

- Неприлично, конечно, в этом признаваться, но я практически перестала читать новостные ленты. Количество абсурдных политических новостей дошло до какой-то такой критической черты, за которой уже начинается чистый Хармс. Вовлекаться во все эти обсуждения с полной отдачей означает жить в беспрерывном раздражении и гневе, а я этого не люблю. Поэтому я поймала себя на том, что мне проще дистанцироваться от политики и спокойно заниматься своим делом. Поэтому самой яркой новостью сезона для меня стала новость про то, что «жители метеорита с ужасом смотрели на приближающийся Челябинск». Не знаю, чья это шутка, знаю только, что народ с таким чувством юмора непобедим.

- Известно, что вы были на Болотной площади. Что вас побудило к этому шагу?

- Да, была, и ни секунды об этом не жалею. А побудила меня к этому, как и тысячи других «разгневанных горожан», печально известная рокировка 24 сентября – когда власти показали всем совершенно откровенно, что они плевать хотели и на демократию, и на Конституцию, и на общественное мнение, что они здесь цари и хозяева, которые пришли всерьёз и надолго, кто бы что по этому поводу не думал. До этого момента были какие-то иллюзии, надежды на возможное обновление, на постепенное повышение уровня цивилизованности России. Хочется ведь жить в цивилизованной стране и говорить при этом по-русски! После рокировки все эти надежды рухнули. Ну, а дальше уже были совсем циничные выборы, Чуров и 146%. И весь вот этот коктейль: разочарование, досада, злость, ощущение какого-то тупика, — все это требовало выхода. Потому что какие-то вещи невозможно терпеть, если не считаешь себя холопом, с которым баре могут сделать всё, что им захочется. Если имеешь чувство собственного достоинства, если хочешь жить в стране, где соблюдается закон… И эти впечатления, полученные 10 декабря на Болотной, — это очень мощные, яркие впечатления, безусловно позитивные. А дальше была история про постепенное осознание того факта, что жить в цивилизованной России, где все равны перед законом, хочет не более чем 100 000 человек. А остальных всё устраивает. И пока это так, пока социальная база оппозиции так ничтожно мала, любые протестные действия ни к чему не приведут. Эту неприятную мысль пришлось принять и дальше с ней жить. Знаете, одно из моих любимых изречений гласит: «Господи, дай мне душевный покой – принимать то, чего я не могу изменить, мужество – изменять то, что могу, и мудрость, всегда отличать одно от другого». Изменить я сейчас вокруг себя ничего не могу, — ок, тогда я принимаю нынешние обстоятельства как данность, как погоду, если хотите. Идет дождь – я ведь не буду против этого протестовать, я просто возьму с собой зонтик.

- Как вам живется и работается сегодня, в предлагаемых обстоятельствах?

- Да прекрасно! Слава Богу, никто не запрещает работать, заниматься любимым делом. Ходили, правда, по фейсбуку какие-то ужастики про то, что государство хочет начать лицензировать концертную деятельность, но меня даже они не пугают. Вообще, наше поколение, выросшее при комсомольских худсоветах, носившее тексты песен на «литование» в какие-то адские комиссии, трудно сейчас чем-то напугать. А уж если оглянуться хотя бы на шестьдесят лет назад – остаётся только радоваться, в какое чудесное время мы живём.

- Когда-то вас пригласили выступить в элитарном клубе «Что? Где? Когда?», недавно вы были у Вани Урганта. Какие чувства вас посещали тогда, а какие сейчас?

- Ургант – прекрасный артист и вообще, лапочка и мальчик из хорошей семьи. Так что чувства во время пребывания на его программе меня посещали самые позитивные. Еще и потому, что там собрана фантастическая команда, которая умеет работать с живым звуком так, как мало кто у нас в стране умеет. И аппарат у них стоит жирный-жирный, нарядный-нарядный. Для меня, которая всю жизнь принципиально работает только живым звуком, это был просто профессиональный праздник. Ну и вообще, мне нравится работать живьём в эфире, нравится этот адреналин. Осталось только подогнать репертуарчик под формат Первого канала – и вперёд. Когда-то Ворошилов, Царствие ему небесное, вытащил меня в музыкальные паузы целой летней серии игр. Это было, с одной стороны, моим крещением, а с другой стороны, раз я впервые засветилась на экране в элитарном клубе знатоков, на меня тут же навесили ярлык «певицы для умников». И потом пришлось долго-долго доказывать, что мои песни – это не то чтобы вольное изложение философской энциклопедии, а вполне себе понятная сотням тысяч людей женская лирика.

- Всегда ли вы исполняли то, что хотели. Не приходилось ли идти на компромисс в творчестве? А в жизни?

- Нет, компромиссы в творчестве – это самоубийство, я так считаю. Одно дело так или иначе выстроить программу концерта, чтобы быть понятной в этом конкретном зале в этот конкретный день, другое дело – переписывать свои тексты или музыку, потому что кто-то что-то про них не так сказал. Все вокруг всегда говорят разное! И если слушать всех и пытаться угодить всем – свихнёшься. Поэтому лучше слушать свой внутренний голос, вот он никогда не врёт.

Жизнь – это другое дело, и это как раз во многом искусство компромиссов. Любая семейная жизнь невозможна без искусства договариваться, да и любая деловая тоже.

- Считаете ли вы себя бизнесменом?

- Нет, конечно.  Я, правда, пару лет назад шагнула на продюсерское поприще, когда сделала проект «Детская площадка №1». Это компакт-книжечка с диском, на котором записаны 20 детских песен на стихи прекрасного Андрея Усачёва, и к каждой песенке есть чудесная, красочная иллюстрация в буклете. Полгода жизни я провела в студии, в переговорах, в подготовке презентации, — и отвечала при этом абсолютно за все, от графика репетиций до студии, аранжировок и противопожарной пропитки декораций. Успех проекта превзошёл, в общем, все мои ожидания, мы выиграли Национальную премию индустрии детских товаров как лучшее детское издание года, нас очень любят и хотят продолжения. Но тут есть одна опасность: я могу на какое-то время превратиться в неплохого продюсера, но очень не хотела бы, чтобы он однажды победил во мне артиста и, главное, автора песен. Все-таки это разные профессии совсем.

- Вы мама двух сыновей. Каково это – растить мужчин? Главное, чему вы их хотите научить?

- Это и трудно, и легко, если любишь. Мне кажется, любой ребенок, независимо от пола, нуждается в любви и защищенности, в ощущении того, что ты всегда на его стороне. А дальше начинаются различия, и для мальчишек дико важно вырасти самостоятельными и ответственными. И надо научиться их от себя отпускать, давать им свободу, давать им совершать поступки – и уважать эту их свободу. Это трудно, потому что мамы, понятно, всегда за детей трясутся. Но иначе никуда.

- Ваши песни – всегда история. Есть ли у вас такая, которую вы еще не спели, но хотели бы спеть?

- Я, когда пишу, не то чтобы примериваюсь к той или иной истории, — вот, мол, какая бы могла замечательная песня получиться. Если сама история меня цепляет – только тогда может получиться песня. И вообще, к огромному сожалению, я в творческом процессе – существо пассивное, принимающее и воспроизводящее информацию. Печально сознавать себя приёмником, но это правда! Я никогда и никак не могу произвольно повлиять на свой творческий процесс, даже вызвать его к жизни лишний раз не могу! Могу, понятно, дать себе задачу написать на определенную тему детскую песенку – но вот со взрослыми вещами, за исключением пары случаев, этот фокус у меня не получается.

- Из ваших строчек и нот кажется, что вы лично знакомы с Богом и знаете, что там – после жизни. Откуда в вас это знание?

- Нет-нет, если такое ощущение у кого-то и возникает, это иллюзия, конечно. Вот если бы я как следует занималась своим чжун-юань-цигун, то, пожалуй, ступени на четвёртой смогла бы уже вылезать из тела и лазить по сопредельным измерениям в поисках приключений, в этой школе есть мастера, которые имеют подобный опыт. А пока что мне, как и подавляющему большинству землян, остаётся только гадать, что же нас там ждёт — и как себя вести, чтобы не стыдно было потом на самой главной встрече.

Из меня бы получился неплохой продюсер, но я не хочу, чтобы однажды он победил во мне артиста.

- Можете вы назвать одну!! свою песню, которая вас 100% характеризует?

- Например, «Нежные Вещи».

- Есть расхожее убеждение, что умная женщина априори несчастна. Ваше мнение?

- Умная – да, запросто может быть несчастной. А вот мудрая обязательно будет счастлива.

- Вы производите впечатление абсолютно самодостаточного человека. В ком и в чем вы нуждаетесь?

- Я действительно могла бы довольно долго пробыть наедине с собой и мне ни секунды не было бы скучно, — особенно с тех пор, как я освоила внутренние практики цигун и медитацию. Я люблю молчать, люблю часами быть наедине с природой, и просто слушать и смотреть. Или люблю забуриться в студию и работать-работать-работать. Моя жизнь полна смыслов, я могла бы заниматься только творчеством и детьми — и быть счастлива. Но, конечно, я нуждаюсь в любви, в потребности любить, и любить взаимно. Безответная любовь – это не только испытание, это ведь тоже Божий дар, она и сама по себе прекрасна тоже… Но я всю жизнь откуда-то знала, что настоящая любовь даётся сразу на двоих. Ох, как трудно без музыки обо всем об этом говорить! Все слова кажутся какими-то, знаете, б/у, блеклыми и бесцветными… Я хотела бы однажды написать серию песен о счастливой, полной, взаимной любви, одной на двоих. Может, жизнь даст мне этот шанс?

- Остается ли у вас время только для себя и как вы его стараетесь проводить?

- Пока получается так, что самое моё личное время бывает на гастролях, например, утро в гостинице, когда я могу позаниматься практиками, а потом позавтракать в номере. Иногда, раз в год, вырываюсь куда-нибудь на талассо-терапию, и тоже дико люблю одна долго плавать в море, нежиться на массажах и всяческих обертываниях или валяться на пляже с книжкой или просто лежать, дышать лотосами. 

- Где и когда отдыхает ваша душа?

- На природе: на море или просто за городом, когда мы ездим верхом в поля. С прошлого своего Дня рождения я счастливая коневладелица, любимый мне подарил чистокровную орловскую кобылку, езжу теперь в Тульскую область проведывать свою малышку и кататься. Лошади – моя очень-очень давняя страсть, лет в тринадцать я пропадала на Беговой, мы шагали-рысили в группе, а иногда нас пускали почистить лошадей, и тогда счастью не было предела. И сейчас тоже, на прогулке бывают моменты, когда просто растворяешься в ритме рыси или галопа, дышишь полной грудью – и чувствуешь себя очень живым и очень счастливым.  

Безответная любовь – это не только испытание, это ведь Божий дар, она и сама по себе прекрасна тоже…

- Поете ли вы в караоке? И если да, то какие, чьи песни?

- Ой, нет, Бог миловал!! Знаете анекдот «Станки-станки-станки»? так вот, караоке – это прям они, родимые!

- Знаю, что вы ведете личный блог в ЖЖ. Как вы относитесь в интернет-активности, соцсетям? Где вас можно найти?

- Блог я свой неприличным образом забросила, а вот на фейсбуке появляюсь – иногда, в меру возможностей. Я понимаю, что соцсети в наше время – это важнейший инструмент продвижения и все такое, но все равно не хочу превращать свои сетевые коммуникации в еще одну лямку, которую надо тянуть вне зависимости от желания.

- Почему Елена Погребижская (Буч) выбрала именно вас в качестве одной из героинь своей книги и фильма? Что вас объединяет?

- Этот вопрос, полагаю, лучше все-таки задавать автору книги.

- Расскажите, про вашу программу «Куклы»? Откуда такое название? И о ваших творческих планах, пожалуйста.

- Я собрала в эту программу – и в одноименную пластинку, которую сейчас сводят в студии – свои самые драматичные песни. Задумке этой больше года, как-то захотелось после нежных шелковых баллад вернуться к театральным песням, таким, знаете, песням с характером. И получается так, что каждая песня в этой программе как бы принадлежит персонажу, Кукле, такой или иной, и все мы и есть эти куклы, такие несчастные и такие несвободные, как будто нас кто-то дергает за ниточки против нашей воли, а мы с этим ничего не можем поделать. Такие истории, например, описаны в песне «Подруга»,  в блюзе «Балчуг и Арбат», в «Офелии». Не программа, а энциклопедия разных человеческих страстей. Петь ее интересно, но непросто: поскольку песня иногда может быть порталом в другое измерение, например, временное, ты можешь снова оказаться там, где тебе было так дико больно. И каждый раз, заканчивая петь, ты как бы отпускаешь эту боль от себя, прощаешься с ней. Так что для меня эта программа носит такой, своего рода терапевтический характер. Мне уже больше года назад захотелось раз и навсегда попрощаться с этими всеми страстями-мордастями; я ужасно от них устала. Мне хочется новых тем и нового языка, хочется расти и развиваться. Ведь это самое интересное, что есть в жизни.

Беседовали Екатерина Зимина, Анна Большова
Фото авторов и из личного архива Ирины Богушевской

    

Прокомментировать

От редактора

Интервью

Опрос

Какое название по вашему мнению больше всего подойдет новому спортивному комплексу "Дворец спорта", который вскоре будет построен на месте стадиона "Центральный"?





Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...



Архив опросов