Алексей Кузнецов. Командирская закалка

Жить Хорошо 15 октября 2012 0 Просмотров: 1901

Никому не дано знать, какие сюрпризы готовит судьба. Думал ли 18-летний парень с Урала, что станет военным моряком и увидит полмира? Или что после того как отслужит 21 год на Балтийском флоте, выберет Калугу местом для дальнейшей жизни? Наверное, такое трудно предвидеть – сама жизнь показывает верный путь. Такова история директора ООО «КАЗМИН» Алексея Федоровича Кузнецова.

– Алексей Федорович, вы родились и выросли вдали от шумных мегаполисов. Как вы считаете, это как-то повлияло на ваш характер?

– Жизнь в глубинке сделала меня сильным. Мое детство прошло на южном Урале, а именно в поселке Кропачево Челябинской области. Отец всю войну проработал машинистом паровоза, заболел туберкулезом и рано умер. Старший брат, закончивший военно-морское училище, тогда служил на Тихоокеанском флоте, а средний учился в Челябинске в политехническом институте. Мы с мамой остались вдвоем. Именно тогда, в 11 лет, мне пришлось в полной мере познать крестьянский труд: огород, дом и пчелы – дело отца. А еще учеба и занятия лыжами, легкой атлетикой и, конечно же, футболом – это моя страсть до сих пор. Не было времени думать о трудностях, просто жил и старался заниматься тем, что интересно.

– О чем вы тогда мечтали? Кем видели себя в будущем?

– Хотел связать свою жизнь со спортом, которому посвящал все свое время. После школы поступал в Челябинский педагогический институт на отделение физического воспитания по специальности «Лыжи». Успешно сдал экзамены, ждал зачисления, и тут вмешался случай. В то время шестикратная олимпийская чемпионка Лидия Скобликова тренировала юношескую сборную Челябинской области по конькам и одновременно преподавала в институте. Всю ее команду зачислили, а группу лыжников сократили. Предложили ехать в Алма-Ату в институт физкультуры, но это так далеко! Вернулся в поселок, устроился на работу. Первая запись в трудовой книжке – слесарь по ремонту электровозов депо Кропачево. Друзья разъехались кто куда. Чтобы я окончательно не оставил желания добиваться серьезных целей, старший брат позвал меня к себе. Я стал матросом второго класса на вспомогательном транспорте Тихоокеанского флота.

– Не жалели, что мечта стать спорт-сменом не осуществилась?

– Я не то, что не жалел, я даже не думал об этом! Мне 18 лет, а я за полгода увидел столько, сколько за всю жизнь не видел! Все Тихоокеанское побережье прошел, побывал во Владивостоке, на Сахалине, в Магадане и на Курильских островах, в Петропавловске-Камчатском. На нашем корабле мы перевозили боезапасы, в том числе и крылатые ракеты для атомных подвод-ных лодок, производили перезарядку. Бывало, подходишь к причалу: там пирс и голые скалы и больше ничего. А наутро вдруг скалы раздвигаются, выезжают транспортеры, краны, вылетают самолеты. Можете представить тот восторг, который я тогда испытал!

Но больше всего меня поразило море. Стоишь на руле, идешь ночью по Японскому морю, а оно все светится. Это японские и китайские рыбаки ловят сайру, опускают в воду прожектор – приманивают. Такое ощущение, что ты в городе, а улица освещается тысячей фонарей. Или идешь в море, солнце светит, в небе ни облачка, и вдруг дельфины начинают играть перед носом корабля. Глядя на эту красоту, ни о чем не жалеешь.

– Получается, что решение остаться на флоте пришло само собой?

– Скорее, это был осознанный выбор. Как только мне исполнилось 19 лет, пришла повестка в армию. У меня было два варианта: сначала отслужить, а потом получать высшее образование или же сразу поступать в вуз. Не хотелось терять время в армии, так как срок службы на флоте составлял четыре года. Да и от моря я уже не смог отказаться – это и определило выбор профессии. Подал рапорт в Тихоокеанское военно-морское училище во Владивостоке, поступил на минно-торпедный факультет по специальности «Противолодочное оружие». Из 120 человек закончило только 87 – остались лучшие.

– В вашем кабинете висят фотографии боевых кораблей, которыми вы командовали. Страшно было брать на себя такую ответственность?

– Поначалу, когда служил на малых кораблях, никакого страха не было. Молодые были, ничего не боялись! Гонки устраивали с рейсовыми «Метеорами». Однажды моего товарища вызвали к командиру базы, спрашивают: «Зачем все лодки расколотил?» Нам за прещалось идти по каналу на большой скорости – происходит сначала подсос воды, а потом появляется большая волна, и лодочки, стоящие у берега, буквально разлетались от этой силы. Командир не удержался – захотелось пройти красиво. Когда стал взрослее и командовал большим кораблем, становилось не по себе от того, что мы вытворяли.

– Как вы считаете, за счет каких качеств вы смогли стать командиром корабля?

– В большей степени за счет упорства и трудолюбия, ведь на корабле ты не сидишь за столом, перебирая бумаги. Ты как деталь огромного механизма: перестанешь работать – все остановится. Понимая это, я добросовестно выполнял свои обязанности. После учебы в училище мы с друзьями по разнарядке отправились на Балтийский флот, где я в должности лейтенанта принял командование противолодочным катером. Фактически мы были хозяевами Рижского залива. Через год командир базы предложил стать командиром малого противолодочного корабля с командой 60 человек. Честно говоря, я не поверил: лейтенанта назначают на должность капитана 3-го ранга. Недолго думая, я согласился и через неделю уже был на базе в Лиепае.

– Кажется, что решение далось вам легко…

– Да мне терять было нечего. Для того чтобы что-то узнать, нужно попробовать. До сих пор помню нашего командира дивизиона, мы его «батькой» звали. Он нам помогал во всем. После пяти лет службы и учебы на высших офицерских классах меня назначили на сторожевой корабль «Туман», 170 человек команды. Здесь задачи были намного серьезнее. Мы несли боевую службу на фареро-исландском рубеже, где с помощью гидроакустических станций засекали американские подводные лодки, следующие из Атлантического океана в Ледовитый. Вспомните географию – именно там зарождается погода северного полушария. Что там творилось с ноября по март! Шторма, непрерывные проливные дожди… иногда происходящее вокруг напоминало кошмарный сон. С «Туманом» связано много воспоминаний, поэтому рисунок корабля, сделанный моим товарищем по памяти, который я храню до сих пор, очень мне дорог.

После службы на «Тумане» было командование эскадренным миноносцем «Спешный». Закончил службу офицером штаба дивизии ракетных кораблей.

– Скучаете по тем временам?

– Вы не поверите, но мне до сих пор снится море, служба и самые сложные моменты.

– А друзья с того времени остались?

– Со своим лучшим другом, Виктором Александровичем Усирковым, я сдружился еще в родном поселке, когда нам было по пять лет. Сидели за одной партой: как сейчас помню, средний ряд, последняя парта. Никто не занимал наше место – могли и щелбанов надавать. Вместе занимались спортом, успевали заглянуть и в драмкружок – все было интересно.

Так получилось, что воинская часть, в которой служил Виктор, оказалась рядом с нашим училищем во Владивостоке. После службы он вернулся в Кропачево, а я стараюсь каждый год к нему ездить. В позапрошлом, например, осуществили давнюю мечту детства – сплавились по реке Юрюзань.

– Что вы цените в людях?

– Преданность – это самое главное.

– Как судьба привела вас в Калугу?

– Однажды мне поручили возглавить группу, которая поехала в Тульскую область проводить занятия с офицерами запаса, приписанными к военно-морскому флоту. Как-то вечером пошли в ресторан, где за соседним столиком девчата отмечали окончание сессии. Так я познакомился с будущей женой. Мы поженились и почти сразу переехали в Балтийск. В 1993 году начался вывод войск из Литвы и Латвии. Зарплаты не было, офицеры разных национальностей конфликтовали между собой, люди крали оружие с кораблей. Эти события совпали с моим выходом на пенсию, и мы с женой решили поехать в Калугу. Честно говоря, я даже не представлял себе, где она находится. Приехав однажды на электричке, вышел на перрон, смотрю – два дома стоит. Думаю: «И это вся Калуга?!» Оказалось, приехал на Калугу-2.

– Как и по всей стране, здесь не было работы. В тех условиях создать свое дело было единственным выходом?

– Каждый сам решал, что делать дальше. У меня семья, маленький ребенок, я не мог опустить руки. С моей военной специальностью я оказался никому не нужен: на завод не брали, а я больше ничего не умел. В то время в Калуге открылся первый риэлтерский центр. Кроме меня, военного моряка, там работали: кандидат философских наук, кандидат исторических наук и инженер-металлург. В 1996 году я познакомился с Анатолием Владимировичем Комаровым, который работал в компании «Сбербанк инвестстрой». Он по специальности строитель, а у меня в активе – налаженные связи с партнерами и инвесторами. А когда отношения с руководством не заладились, мы с Анатолием Владимировичем организовали свою фирму «КАЗМИН» – «Калужское агентство по земле, маркетингу и недвижимости».

– С какими трудностями пришлось столкнуться?

– Первый дом, построенный нашей компанией, расположен на перекрестке сквера Мира и улицы Баумана, где раньше стояли три развалившихся ветхих домика. Этот проект можно назвать самым трудным, поскольку мы только начинали работу, искали ответственных подрядчиков, рабочих. Когда связи были налажены, а дом сдан, появилась еще одна проблема – нехватка строительных площадок, но этот вопрос также решили. Сегодня наши дома стоят на ул. Баумана, Георгиевской, Тульской. Затем перешли в район Правобережья, начали строительство трех домов по улице генерала Попова. Условия были ужасные – грязь, отсутствие освещения, полная разруха. Однако стоило появиться новым домам и облагороженным территориям, как сюда потянулись другие строительные компании, стали открываться магазины, сделана транспортная развязка. Правобережье преобразилось и сегодня является одним из самых перспективных районов Калуги.

– Алексей Федорович, вы чувствуете себя строителем?

– Для того чтобы понять специфику работы и разговаривать с сотрудниками на равных, я изучил огромное количество законов, кодексов, СНИПов, научился разбираться в проектах. А сколько времени я провел на стройке! После всех трудностей, которые мне пришлось преодолеть, я действительно чувствую себя строителем.

– Конкуренция в строительной отрасли довольно высокая. За счет чего вам удалось завоевать доверие клиентов?

– Мы строим качественно и в срок – это главный принцип работы ООО «КАЗМИН». Одними из первых в Калуге мы стали использовать систему индивидуального отопления, которое позволяет снизить стоимость коммунальных платежей в два-три раза. Оборудование приобретаем у итальянской фирмы «Риелло». Мы нашли свою нишу, сдаем по одному дому в год. Мы гордимся результатами своего труда. В то время, когда дом существует лишь на бумаге – в виде схем и чертежей, – к нам уже приходят покупатели, чаще всего по рекомендации родственников или друзей. Люди приезжают из Мурманска, Камчатки, Магадана.

– На ваш взгляд, открыть бизнес сегодня сложнее, чем 20 лет назад?

– Могу сказать одно – ситуация не улучшается. Многие строители, с которыми мы начинали работать в 90-е годы, сейчас уходят, говорят, что все надоело. И я их прекрасно понимаю. Каждый день готовит новые препятствия: трудно получить участок, наладить поставку строительного материала, поскольку в Калужской области практически нет собственного производства. Месяцы уходят на то, чтобы согласовать и утвердить строительную документацию. Новых СНИПов нет, мы до сих пор пользуемся советскими. В России ликвидировано министерство строительства, в то время как в США там работает свыше 5 тысяч человек. Выживает тот, у кого сильнее нервы. НИИ практически исчезли, проектные институты работают вполсилы и чаще всего представляют собой небольшие проектные мастерские. Да и молодые специалисты, получившие образование в Московском строительном институте, не хотят приезжать в Калугу. Увеличивается число строительных компаний из других регионов, которые зачастую строят не совсем качественное жилье. И это не удивительно – им здесь не жить. Чтобы ситуация изменилась, нужно делать ставку на региональные строительные компании и всячески их поддерживать.

– Слаженный трудовой коллектив – основа успеха любой компании. Как вам удалось решить вопрос с кадрами?

– У нас работают целыми семьями, а секрет прост – нормальные условия и достойная заработная плата, которая напрямую зависит от объема выполненных работ.

– Каково это, когда в подчинении не матросы, а строители?

– За годы службы на флоте и работы в строительной отрасли мой стиль руководства не поменялся. Бывает, строю всех, когда вижу, что ничего не сделано. Главное здесь – не перегнуть палку. С одним нужно просто поговорить по-дружески, а по отношению к другому нужно применять серьезные меры, например, дать испытательный срок. Но при всей, казалось бы, строгости я не просто общаюсь со всеми сотрудниками компании. Я знаю, кто за какую футбольную команду болеет, кто каким спортом занимается. Есть мечта организовать свою футбольную команду и выступать в первенстве Калуги.

– Насколько я знаю, у вас уже взрослый сын. Он не пошел по вашим стопам?

– Признаться честно, я бы очень этого хотел. В какой-то момент мне казалось, что он будет строителем. Денис всегда был со мной: каждое лето подрабатывал на стройке, поступил в Калужский филиал МГТУ им. Баумана, защищал диплом по кранам, проходил практику у нас. Но, видимо, потом понял, что это не его призвание. В своем увлечении автомобилями, наверное, пошел в дедушку. Первую машину, ВАЗ 12-й модели, сын переделал до неузнаваемости. Тогда я узнал, что такое автомобильный тюнинг. Денис все время при деле, и друзья у него такие же. Ночи напролет могут сидеть в гараже: что-то точить, выпиливать, припаивать. Конечно, не обходилось без ночных гонок. Могли собраться вечером и устроить соревнование – кто быстрее доедет до Красной площади. Сейчас он стал взрослее, серьезнее, да и нельзя по-другому – он уже и сам отец. Работает мастером по гарантийному ремонту в компании «Ситроен». Я горжусь им.

– Семья – главная ценность в вашей жизни?

– А как по-другому? Если нет семьи, зачем тогда жить? Я пережил трудные времена только благодаря семье.

– Вы ощущаете свой возраст?

– Мне кажется, что каждый человек в душе остается молодым, и я не исключение. Мне еще столько нужно сделать! Хочу построить еще не один десяток жилых домов, чтобы видеть, как оживают пустые помещения с приездом новых жильцов. Хочу помогать сыну, видеть, как растет внук и оберегать женщину, которая прошла со мной многие испытания. Кстати, в этом году мы с женой отметили серебряную свадьбу. Когда впереди много планов, силы появляются сами собой.

Беседовала Надежда Якимова
Фото Дмитрия Демидова
и из личного архива А. Ф. Кузнецова

Прокомментировать

От редактора

Интервью

Опрос

Какое название по вашему мнению больше всего подойдет новому спортивному комплексу "Дворец спорта", который вскоре будет построен на месте стадиона "Центральный"?





Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...



Архив опросов