Пол Кеане. Будущее образования

Жить Хорошо 19 февраля 2013 0 Просмотров: 3692

«Дети – наше будущее. Их неподдельная открытость миру, любопытство и неутомимый интерес к обыденным вещам – те качества, которые необходимо развивать и поощрять», – убежден руководитель Калужской Международной школы Пол Кеане.

– Пол, сегодня мы с вами беседуем в уютных стенах Калужской Международной школы. Интересно, как долго вы раздумывали над предложением переехать в Россию и возглавить школу?

– Решение переехать далось довольно легко. В России я бывал неоднократно и имел о стране хорошее представление. На протяжении последних семи лет я руковожу Учебным центром Технического института г. Корк (Ирландия), который занимается разработкой и аккредитацией образовательных программ для сотрудников иностранных компаний, так что опыт работы в образовательной сфере для меня не стал новым. В Калужской Международной школе мы разрабатываем и аккредитуем программы для детей. Это непростая, но очень интересная работа, ведь мы создаем уникальный образовательный продукт на благо общества и для развития Калужской области. К тому же интерес мой отчасти личный, поскольку я создаю это в том числе и для своих детей. Хотелось разработать что-то уникальное и задействовать тот ценный опыт, который уже был наработан в сфере аккредитации, разработки программ и общения с международными компаниями.

– И все-таки, бывать в стране и жить в ней – разные вещи. Россия не испугала?

– Конечно, нет. Возможность не только пожить в России, но и что-то здесь создать – это уникальный опыт, а я всегда за то, чтобы он был в «копилке» человека. В Ирландии, откуда я родом, тридцать лет назад была та же ситуация, которую сейчас мы наблюдаем в Калуге. Правительство создавало благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных инвесторов, в том числе крупных американских компаний. Так что опыт общения и работы с представителями иностранных инвесторов у меня уже был: я создавал для них индивидуально подобранные образовательные программы.

– С чего началась ваша работа в Калуге?

– В первую очередь мы исследовали потребности иностранных инвесторов в международном образовании. Мы провели встречу-семинар с представителями крупнейших предприятий Калуги. Участие в обсуждении проекта приняли представители компаний «Фольксваген Рус», «ПСМА», «Вольво», «Ново Нордиск» и «Континентал». В ходе дискуссии мы постарались выяснить их потребности в образовании для детей сотрудников и рассказали о наших предложениях. Надо отметить, что интерес к нашей программе возник сразу же, поскольку именно наличие международной школы в регионе во многом помогло бы решить проблему привлечения экспатов (иностранных специалистов). Поэтому все стороны единогласно решили, что школа необходима. Но какой она должна быть? Вопрос заключался именно в этом. Построить школу для детей каждой отдельно взятой национальности невозможно, а международная школа подошла бы всем. Поэтому нами была выбрана именно программа Международного Бакалавриата (IB) как уникальная образовательная платформа, способная объединить и дать образование детям, прибывшим из различных уголков планеты и систем образования. К тому же именно международная школа позволяет создать сообщество, где дети разных национальностей могут свободно общаться и открывать для себя Калугу, Россию и мир.

– Знаю, что идею создания международной школы поддержали и в администрации Калужской области.

– Это действительно так. Нашими учредителями являются Корпорация развития Калужской области и фонд «Возрождение». Еще до открытия школы мы провели ряд совещаний, в ходе которых был подтвержден интерес к образованию международного уровня, существующий в Калужской области в связи с ростом прямых иностранных инвестиций. Наш проект был полностью одобрен, и на сегодняшний день мы получаем поддержку от губернатора во многих вопросах. Нам было выделено новое, специально отстроенное светлое здание, соответствующее всем стандартам, а это дорогого стоит.

Важно, что администрация Калужской области понимает потребности в качественном образовании как иностранных граждан, так и калужан, стремящихся получить образование, признаваемое практически любым вузом мира, включая и российские.

– Преподавание в школе ведется на английском языке?

– Совершенно верно. Поэтому мы подбирали наш преподавательский состав за границей, в англоязычных странах. Все преподаватели имеют международные квалификации и серьезный многолетний опыт работы не просто в образовательной сфере, а именно в системе IB.

– Что еще вы учитывали при отборе преподавателей? Сложно ли было привлечь квалифицированных сотрудников в холодную Россию?

– Сначала мы отобрали педагогов, которые подошли нам по всем параметрам: каждый педагог обладает всеми необходимыми квалификациями, имеет международный опыт преподавания, прошел все необходимые тренинги. Обязательно учитывали наличие опыта работы в неанглоязычных странах, ведь здесь, в Калуге, мы работаем с детьми, для которых английский язык не является родным.

Помимо профессиональных навыков, мы учитывали и личные качества преподавателей, ведь это один из наиболее важных факторов при работе с детьми.

Приглашая преподавателей на работу в Калугу, мы предоставили им благоприятные условия для жизни и работы в России. Мы помогаем нашим иностранным сотрудникам и в текущих бытовых вопросах, поскольку большинство из них до приезда в Калугу никакого представления о России не имели: не владели языком, не были знакомы с российской культурой.

– Пол, как вы на данном этапе оцениваете работу педагогического коллектива?

– На сегодняшний день наш коллектив – прекрасная команда единомышленников. Мне очень приятно, что учителя-экспаты успешно работают здесь в тесном контакте с русскими ассистентами. Ассистенты преподавателя – это калужские преподаватели иностранных языков, свободно говорящие на русском и английском. Они помогают российским детям адаптироваться и являются на первых порах связующим звеном между ребенком и англоговорящим учителем.

Таким образом, дети, которые на момент поступления не знают ни одного слова по-английски, через месяц уже очень хорошо понимают англоязычных преподавателей и сами начинают строить свои первые фразы на английском.

– В школе существует программа «Английский как второй язык». Расскажите о ней.

– Это обязательная программа для тех детей, родной язык которых не является английским. Наши специалисты определяют уровень владения английским при поступлении ребенка в нашу школу и составляют программу необходимых занятий для каждого ребенка индивидуально. При этом мы учитываем то, что ребенок должен успевать по всем предметам. Программа «Английский как второй язык» направлена в основном на развитие лексики, необходимой для образовательного процесса. Благодаря этой программе через три месяца дети понимают инструкции преподавателя, а через год свободно общаются со сверстниками и учатся на английском языке.

– В чем же заключается отличие Международной школы от обычной общеобразовательной?

– Все просто. Наши преподаватели стараются преподнести информацию через интерес ребенка. Если они видят, что ребенок не на шутку чем-то увлечен, то необходимый материал они готовы преподать через призму этого интереса.

Всеобщее детское увлечение «Трансформерами» наши специалисты, например, использовали в качестве дополнительного стимула в усвоении знаний. Из подручных материалов ребята мастерили любимых героев, изучая при этом геометрию и математику в такой увлекательной форме, что им можно позавидовать. Преподавание ведется по принципу научно-исследовательской деятельности. Такой подход позволяет ребенку гораздо быстрее и лучше усваивать сложный материал. Да и самому ребенку нравится такой процесс обучения, ведь он принимает в нем непосредственное участие.

Есть и еще одно отличие. К примеру, родители наших воспитанников обязательно получают от своего ребенка интересные отчеты о проделанной работе. Для нас важно не только дать ребенку знания, но и научить об этом рассказать. Родители имеют право и должны знать, чем живет их ребенок в стенах школы, что ему интересно, что получается, с чем возникают трудности.

– Если ребенок обучается в обычной общеобразовательной школе, может ли он поступить в Международную школу и на каких условиях?

– Да, конечно, может. Программа Международного Бакалавриата была разработана еще в 60-е годы в Швейцарии, с целью создать условия для свободного передвижения сотрудников транснациональных корпораций. Таким образом, дети, перемещаясь по миру вместе с родителями, без дополнительных усилий могут перейти в новую школу. И наша школа создана по этому принципу и имеет в своей основе подобную философию. Дети из любой школы могут совершенно свободно перейти на обучение к нам.

– Прием в школу осуществляется круглогодично?

– При наличии свободных мест мы принимаем новых учеников в течение всего года.

– Ваши дети тоже учатся в Международной школе?

– У меня двое детей, и они, конечно, учатся здесь. Обе дочери владеют английским, а также говорят по-русски, правда, не слишком хорошо, ведь основную часть жизни они провели в Ирландии. Сегодня их знание русского языка вышло на новый уровень благодаря учителям и ассистентам школы. Моя супруга из России, и дети наполовину русские. Здесь они воспитываются в международной среде, но при этом впитывают и элементы русской культуры. Я с радостью отмечаю, что, обучаясь по системе IB, они стали более самостоятельными и разносторонне развитыми.

– Пол, сегодня вы окружены детьми и дома, и на работе. Вам это нравится?

– Безусловно! Ведь дети – это любопытные создания, которые впитывают знания как губка. Главное – найти индивидуальный подход к каждому ребенку, узнать его потребности и интересы. А наша школа – это место, где детям помогут найти ответы на все вопросы, которые постоянно рождаются в детских головах.

– Преподаватель должен быть примером для подражания. Считаете ли вы себя таковым?

– В первую очередь мне бы хотелось быть примером для собственных детей. Я буду только «за», если они сумеют перенять мою открытость миру, страсть к путешествиям и желание работать в любой точке мира на благо общества. Не могу сказать, что переезды и смена места жительства доставляют только радость. Конечно, возникают и сложности, но это тем не менее очень богатый опыт, который делает жизнь насыщенной и интересной.

– Каким вы видите будущее своих детей? Будете ли вы как-то влиять на их выбор профессии?

– Наша задача – дать им как можно более обширный и разноплановый опыт, чтобы они самостоятельно определились с тем, что именно им интересно. На конкретном выборе я настаивать не буду, но, когда дети сделают свой выбор, я приложу все усилия, чтобы им помочь.

– А ваши родители каким-то образом повлияли на ваш выбор?

– Мой отец работал начальником отдела контроля качества на производстве двигателей для компании «Боинг». Он никогда не говорил открытым текстом, чтобы я пошел по его стопам, но опосредованно влиял на меня. Когда я учился в старших классах, он брал меня с собой на предприятие, где я получил бесценный опыт работы, как с различным оборудованием, так и с людьми. С практической точки зрения меня это очень захватило, поэтому после окончания школы я сначала выучился на инженера, а затем на управленца (MBA).

В школьные годы я занимался ирландским футболом. Это контактная игра. Спорт отчасти и сформировал мой характер

– Могли ли вы подумать, что однажды станете директором Калужской Международной школы?

– Несмотря на обилие опыта в инженерно-конструкторской и дизайнерской деятельности, сфера образования меня привлекала всегда. Параллельно с моей основной карьерой на протяжении многих лет я сам преподавал прикладную физику, математику и финансы, так что имею и опыт преподавания, и опыт управления в образовательной сфере. Я всегда был открыт миру, и на сегодняшний день имею за плечами продолжительный опыт работы в Азии, Америке. Не могу сказать, что знал наперед, что однажды стану директором школы, но сегодня, принимая во внимание весь мой предшествующий опыт, работа в России на данной позиции мне кажется вполне логичной.

– Ваши самые яркие воспоминания из детства?

– В школьные годы я занимался ирландским футболом. Это контактная игра, чем-то напоминающая рэгби и американский футбол. Очень запомнились поездки, соревнования и, конечно же, победы. Спорт во многом помог мне и отчасти сформировал характер.

– Достаточно ли внимания уделяется в Международной школе спорту и физическому здоровью в целом?

– Мы развиваем не только интеллект, но и физическое здоровье ребенка. В распоряжении наших детей современный спортзал, оборудованный по мировым стандартам. Достраивается бассейн. Работает балетный зал, который используется для различных видов занятий. Каждый день, а в теплое время года дважды в день, мы организуем игры для детей и на свежем воздухе на территории школьного двора. Все-таки школа находится не в городской черте, и мы используем это неоспоримое преимущество.

Питание в школе является полностью сбалансированным. Мы разработали рацион в соответствии с рекомендациями западных диетологов, специализирующихся на детском питании, и добавили элементы русской кухни. Дети, приезжающие из-за границы, оказываются приятно удивлены предложенным рационом и с удовольствием едят борщ, щи, винегрет. Мне и самому очень нравится русская кухня.

– Вы растите своих детей в интернациональной семье. Можно ли назвать Международную школу большой интернациональной семьей?

– Вы совершенно правы. Наша школа является объединяющим началом не только для детей различных национальностей, но и для их родителей. Те, кто не так давно приехал в Калугу и еще не успел завести здесь знакомства, с помощью школы находят для себя круг общения. Мы регулярно устраиваем информационные вечера, где родители, помимо полезной для себя информации, получают интересное общение.

Зайдите на сайт Гарварда, и Вы увидите, что преимущества при поступлении даются обладателям диплома IB

– Что вы можете назвать главным преимуществом обучения в вашей школе?

– Школа прививает детям личностные качества, необходимые для полноценной жизни в обществе. Мы даем детям уверенность в себе. А самое главное – это международный уровень знаний и диплом IB, который они получают по окончании школы.

IB-Диплом признан в 140 странах мира. Он дает право поступления в любое учебное заведение без экзаменов. Зайдите на сайт Гарварда – и вы увидите, что преимущества при поступлении даются обладателям диплома IB. В Международном Бакалавриате существует система взаимного признания, которая позволяет детям переходить из одной нашей школы в другую, даже если они находятся в разных странах. Также существует взаимное признание между IB и обычными школами многих стран мира. Все результаты ребенка, полученные в школе IB, признаются принимающей стороной, и ученик спокойно, без дополнительных экзаменов и стресса вливается в процесс обучения.

– Легко ли калужские родители отдают в Международную школу своих детей?

– Могу сказать, что у некоторых калужан все еще есть некоторое опасение. Оно связано с недостаточным знанием системы IB, ведь мы – первая и единственная школа в Калужской области, работающая по этой системе.

Бытует ошибочное мнение, что русскому языку в школе не уделяется должного внимания. На самом деле наши воспитанники занимаются русским языком как минимум по часу в день. Русская литература тоже есть в программе. Все это является обязательным требованием IВ.

Некоторые родители также беспокоятся, что ребенок будет отставать по математике, потому как российская математическая школа считается достаточно сильной. Эти опасения понятны, но они совершенно неоправданны. Основы математики мы начинаем преподавать в доступной форме еще в Центре дошкольного образования, а основная школьная программа включает все необходимые знания для успешного поступления в вуз и последующего там обучения. В Москве, где подобные школы работают на протяжении многих лет, на сегодняшний день российскому ребенку в них просто невозможно попасть.

– Вам легко общаться с русскими?

– Россия – очень гостеприимная страна. Здесь живут люди, у которых развито здоровое любопытство, и это прекрасно. Желание узнавать что-то о других культурах присуще мне самому и очень нравится в других. Русские – именно такие. Сегодня многие здесь, особенно молодые люди, свободно общаются на английском и, когда узнают, откуда я, сразу задают массу вопросов о моей стране. Я вижу сходство России и Ирландии в том, что обе страны очень гостеприимны и хлебосольны.

– На данном этапе довольны ли вы своей работой?

– Моя работа меня только радует, ведь она нацелена на создание принципиально нового стандарта обучения и возможности открыть мир международного образования для маленьких калужан и их родителей. Мне важно, что дети здесь получают все необходимое: знания, всестороннее развитие, спортивное воспитание. Это и есть моя цель – обеспечить полный комфорт в обучении.

– Есть ли что-то, о чем вы в этой жизни жалеете?

– Искренне жалею, что сам не учился в школе IB.

Текст: Ирина Личутина
Фото: Юлия Балаева, архив Пола Кеане

Прокомментировать