Реформирование отечественной системы образования продолжается уже не первый год и наделало много шума, породив разного рода слухи и домыслы. В обществе даже появилась информация о том, что ряд предметов в школе будет предоставляться на платной основе. Целый ряд дискуссий вызвали разработки государственных образовательных стандартов, на которые в ближайшие несколько лет должна перейти российская школа. Действительно ли в новых документах шла речь о платных услугах? Как новые стандарты повлияют на качество образования и помогут ли они решить существующие на сегодняшний день проблемы в школах? Об этом беседуем с участниками нашей рубрики.
Александр Сергеевич Аникеев
Министр образования и науки Калужской области
Наибольшие дискуссии в обществе вызвали два вынесенных на обсуждение проекта: проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Могу сказать абсолютно точно, что ни в одном из этих документов не ведется речь о переходе школьного образования на платную основу. Наоборот, так же, как и в действующем законодательстве, проект Федерального закона РФ об образовании устанавливает обязательность, общедоступность и бесплатность школьного образования.
Право на получение образования является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан. Школьное образование в нашей стране никогда не будет платным.
Сегодня Президентом РФ поставлена задача как можно быстрее реализовать в российской школе обучение по новым стандартам, которых раньше никогда не было. Был разработан и утвержден стандарт начального общего образования, и 1 сентября 2011 года он начнет работать. Также разработан и утвержден стандарт основного общего образования (с 5 по 9 класс). Переход на него планируется с 1 сентября 2012 года. И на обсуждении находится проект образовательного стандарта для старшей школы. Он (проект А.М. Кондакова) и вызвал самые большие дискуссии.
Разработчики стандарта предложили сделать образование на старшей ступени вариативным, то есть дать возможность детям больше выбирать. Однако, в обществе сложилось впечатление, что в старшей школе будет только три обязательных предмета: физкультура, ОБЖ и «Россия и мир» – новый предмет. Более того, очень скоро начались разговоры о том, что бесплатно ребенок сможет изучать лишь эти три предмета. Разумеется, это вымыслы. На самом деле в старшей школе каждый ребенок должен изучить не менее девяти обязательных предметов. Из них три предмета, которые я назвал, изучают все на одинаковом уровне. А вот другие шесть предметов старшеклассник мог бы выбирать и изучать на базовом или продвинутом уровне.
Еще одна группа разработчиков – под руководством президента Российской академии образования Николая Никандрова – предложила свой вариант стандарта для старшей школы. В итоге оба документа попали в Министерство образования и науки РФ и обсуждаются параллельно.
Я считаю, что нужно объединить идеи двух предложенных вариантов стандарта, но обязательно оставить учащимся возможность выбора. Думаю, что в следующем году общество придет к консенсусу, потому что в 2013 году мы должны начать обучение старшей школы уже по новому стандарту. Может ли школа предоставлять платные услуги? Да, но только вне пределов стандарта. Сейчас доля платных услуг в школе невелика – 1-2%. Это либо программы подготовки детей к школе, либо дополнительное образование и учебные курсы, направленные на углубленное изучение предмета.
Ольга Александровна Капышенкова
Уполномоченный по правам ребенка по Калужской области.
Современные экономические условия и темп жизни подразумевают проведение реформ. Не является исключением и сфера образования. Я вспоминаю свое детство: мы учились в обычных школах, и нас все устраивало. Сейчас все сложнее. Учащиеся долго не могут определиться с профессией, поэтому не могут решить, какие предметы нужно изучать с большим энтузиазмом. Например, ни химия, ни физика мне не пригодилась, но чтобы получать по этим предметам хорошие оценки, я тратила много времени и сил. Если бы у меня была программа с углубленным изучением гуманитарных предметов, мне было бы намного легче.
Поэтому я не вижу ничего плохого в том, что в школах введут специализацию и платные факультативные занятия. Во-первых, потому что родители будут тратить деньги на репетиторов в неучебные часы, а на занятия в школе, гарантирующие качество занятий и экономящие время школьников. Во-вторых, это дает возможность изначально выбрать школу с интересующей вас программой обучения и комфортными условиями.
Я считаю, что проведение подобной реформы позволит улучшить качество образования. И мне хотелось бы успокоить тех, кто переживает, что все образование может стать платным. Конституция РФ утверждает право каждого гражданина на общедоступное и бесплатное образование. Эти права у детей никто не отнимет.
Сергей Вадимович Зеленов
Директор школы №5, заслуженный учитель школы РФ.
Сегодня много говорится о том, что введение в школе новых образовательных стандартов должно обеспечить нам единство образовательного процесса и повышение его качества. С первым я согласен на 100%. Образовательное пространство должно быть единым по всей России, унифицированным, чтобы ученик из Якутии, например, мог приехать в Москву и спокойно продолжить обучение в другой школе. А вот повлияют ли стандарты на качество образования? Думаю, не сильно, так как на качество в первую очередь может повлиять эрудированный, энциклопедически грамотный учитель. Поэтому у меня нет опасения, что с введением стандарта все школы станут на одно лицо. Учителя-то везде разные, поэтому и качество преподавания будет разным.
Если говорить о стандарте для старшей школы, то самое сложное здесь – определить тот минимум, который должен знать учащийся. Сегодня объем новой информации растет в геометрической прогрессии. Я вижу только один выход – уходить не только на 11-летнее, но и на 12-13-летнее образование. В этом плане высшая школа нашла хороший выход, введя в вузах бакалавриат и магистратуру. А по поводу платных услуг я глубоко убежден, что школа не имеет права брать деньги за обучение и воспитание в своих стенах.
Юрий Андреевич Глушенков
Телеведущий, отец семерых детей.
Сейчас в школе учатся четверо из моих детей – старший в одиннадцатом классе, а младшая – во втором. Основной момент, который меня сильно волнует – это постоянно возрастающая нагрузка. Если ребенок ушел в школу в первую смену, то домой с занятий он приходит часа в четыре вечера, потому что после уроков еще какие-то факультативы, дополнительные занятия… Объем домашних заданий тоже очень большой. Все это, конечно, немного удивляет. И информация о том, что школьное образование может стать платным, действительно была. На самом деле побеждает только то государство, которое много вкладывает в образование и в школьное, и в высшее. Взять хотя бы пример юговосточной Азии – там действительно огромные государственные инвестиции идут в образование. А у нас пока родители покупают в школу линолеум, шторы, делают ремонт… Конечно, хочется, чтобы ребенок получил хорошее образование и смог потом поступить в вуз. Моему старшему сыну это удалось, он учится в МГУ на бюджетном. То есть в принципе в калужских школах учат пока нормально. Улучшат ли новые стандарты качество образования? Это вряд ли. Здесь многое зависит от самого человека. Расслоение в обществе, скорее всего, так и останется. Кто-то будет сидеть над книгами, зная, что хорошее образование ему нужно в дальнейшем, а кто-то – слушать музыку и смотреть телевизор.