36 минут о войне

Жить Хорошо 4 июня 2020 0 Просмотров: 4620

К 75-летнему юбилею Великой Победы калужские кинематографисты снимают короткометражный художественный фильм — военную драму с рабочим названием «Сохрани жизнь». Режиссер-постановщик Михаил Андросов рассказал о работе над фильмом и о новейшей истории кино в Калуге.

— Михаил, с чего начиналось творческое объединение «Калугафильм»?
— Первый игровой короткометражный фильм «Колокольный звон» мы сняли в 2015 году. Это была небольшая локальная история, которая снималась на улицах города, а основная сцена — в Доме музыки. Над фильмом работали я, Марина Улыбышева, оператор Сергей Волкоедов. Частично мы задействовали мощности телекомпании «Ника». В фильме снялись трое актеров: Лена Соколова, Саша Терехов и Паша Зайцев.
В 2016 году при участии отдела по делам молодежи калужской епархии мы сняли детский игровой фильм «Привидение», а в 2018 году вышла картина «Мама, где ты?». Оба фильма получили немало номинаций и наград на кинофестивалях различного уровня. «Привидение» идет сейчас на федеральном телеканале «Спас».
Новый фильм «Сохрани жизнь» — наша первая историческая лента.
— Кто участвовал в работе над фильмом?
— Фильм полностью создан калужанами. Автор сценария — Юрий Глушенков, генеральный продюсер — иерей Андрей Беловинцев, музыку написал композитор Сергей Сувид. Нас поддержали клуб военно-исторической реконструкции «Оплот» и военно-патриотический центр «Пересвет». Работаем мы под эгидой регионального министерства культуры.
Ежедневно на съемку выезжали от 20 до 40 человек, включая актеров и массовку. У нас на площадке побывал Виктор Максимов, президент Ассоциации военно-исторических актеров «Кино-Штурм». Он отработал с нами одну смену, сыграл в картине эпизодическую роль немецкого офицера.
— О чем фильм «Сохрани жизнь»?
— О тяжелейшей судьбе человека на войне. Место действия абстрактное — глубокий тыл, нIMG_8388IMG_8499IMG_8535IMG_8479IMG_8115IMG_9012аходящийся в немецкой оккупации. Время действия — конец лета 42 года. Небольшая партизанская группа должна пронести через немецкий тыл планшет с картой о наступлении на стратегическом объекте.
Это трагическая история о любви, обреченной на гибель, о новой жизни, которую невозможно сохранить под сплошным огнем. Один из главных моментов фильма — страшный выбор, который должна сделать героиня: доставить стратегически важное донесение и спасти многих людей или сохранить жизнь своего ребенка.
— Кто сыграл главную героиню?
— В кастинге участвовали три претендентки, роль досталась Александре Приходько. Она непрофессиональная актриса, но творческий человек, исполнительница песен, реконструктор. К тому моменту у нее не было опыта работы в кино — только в массовках сериалов, но никаких сложностей не возникло.
— Нравятся ли вам современные фильмы о войне?
— Лет десять я изучаю разные кинематографические работы — и советские, и новые. Во многих современных фильмах картинка напоминает компьютерную игру или фантастическую вселенную: пули летят, все взрывается. Якобы это дает «эффект присутствия». Но мне больше интересны работы, где показаны судьбы людей, переживания, лишения и радости. Сравниваю «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого и современный ремейк, и вижу, насколько выросли технологии и насколько упростилась актерская игра, проработка характеров. Главное для меня, как для режиссера, — не потерять героев за множеством спецэффектов и яркой визуализацией. Считаю, что в первую очередь надо снимать картины про людей и для людей.
— Страшно ли было вам прикасаться к священной теме войны?
— Я прекрасно понимаю, что война — это все еще больная для нашего общества тема, она еще не стала мифом, мы не можем воспринимать ее отвлеченно. Наши деды воевали, среди старшего поколения много тех, кто пережил войну в детстве. Снимать о войне сложно еще и потому, что фильмов уже огромное количество. Казалось бы, что нового можно сказать? Но ведь у каждого участника тех событий — своя история. В фильме «А зори здесь тихие» речь идет о бое местного значения, о событиях, которые в анналы почти никогда не попадают. Но какая там показана глубина человеческих переживаний, какая сюжетная линия!
— Продолжительность вашего фильма — всего 36 минут. Вы хотели бы поработать над полнометражной картиной?
— Конечно. Настоящая проверка режиссерского мастерства — это все-таки полный метр. Он позволяет по-настоящему заявить о себе. Как ни крути, короткометражные работы считаются «недофильмами», потому что у них нет проката. Короткий метр невозможно увидеть нигде, кроме интернет-платформ, кинофестивалей и тематических показов. Это некоммерческий формат. Производство короткометражного фильма обходится гораздо дешевле, чем полнометражного, но и прибыли он практически не приносит. Для нас кино не является средством заработка, у каждого участника команды есть своя постоянная работа.
— Кто обеспечивает финансовую поддержку производства картины?
— Наш продюсер, иерей Андрей Беловинцев. В Калужской епархии он руководит отделом по делам молодежи, а в поселке Дугна, где проходили съемки, у него храм. С отцом Андреем мы знакомы с 2016 года, выпускаем вместе уже третий фильм.
— Присутствуют ли в картине православные мотивы?
— О вере, соблюдении заповедей мы говорим в каждом нашем фильме. В картине «Сохрани жизнь» эти мотивы неявные, ненавязчивые, как, например, мимолетный взгляд на стертую фреску во время боя. Такие моменты происходят из глубин человеческой души.
 Насколько сложно снимать кино в Калужской области?
— Здесь снимать кино интересно. В Москве для съемки на улицах надо получить кучу разрешений и заплатить за каждую локацию, поэтому столичные кинематографисты выезжают в регионы. Калуга — многофактурный город, здесь можно найти декорации под любую эпоху, любую локацию.
— Где именно проходили съемки?
— В Ферзиковском районе: поселок Дугна, деревня Кутьково. Там мы нашли подходящие декорации для натурных съемок: лесные массивы, заброшенные храмы, разрушенный демидовский завод в поселке Дугне.
— На каком этапе вы сейчас находитесь? Когда состоится премьера?
— Идет сложный и кропотливый этап — постпродакшн. Премьерный показ планировался на начало мая в большом зале ИКЦ…  Хотелось бы, чтобы фильм увидели участники войны. Их оценка очень важна для нас.
 В каком случае вы будете считать свой фильм успешным?
— Если мне однажды понравится то, что я сделал, можно будет поставить на мне крест как на режиссере. Главное, чтобы картина тронула сердца зрителей. Если люди, посмотрев фильм, выходят со слезами на глазах – это главная награда для его создателей.

Прокомментировать