Силуэты города

Жить Хорошо 7 сентября 2021 0 Просмотров: 5674

DSC_2596Серию фотографий молодого калужского фотографа Георгия Орлова теперь могут увидеть люди всего мира. Достаточно зайти на сайт Международного конкурса MONOVISIONS PHOTOGRAPHY AWARDS–2021 и найти список победителей этого года. Георгий Орлов стал лауреатом 3-й степени в номинации «Уличная фотография». А в родном городе мастера в это время проходит первая персональная выставка его работ «Контрасты города». Экспозиция приурочена к 650-летию Калуги, увидеть её можно в туристско-информационном центре «Калужский край». Это признание в любви купеческо-космической Калуге. А еще посвящение отцу автора.

— Гоша, конкурс MONOVISIONS PHOTOGRAPHY AWARDS – насколько он серьезен в мире фотографии? И сама победа в нём.
— Для меня эта награда очень серьезная. Я думаю, что и для остальных участников – американцев, японцев, китайцев – весомая. Конкурс специфический, принимаются только черно-белые фотографии. Он платный, за серию вносишь 25 долларов, за один снимок – 20 долларов.
— Как пришла идея подать заявку?
— Я несколько лет присматривался, изучал работы победителей, чтобы понять, какие фотографии туда попадают. Для себя сразу решил, что буду выставлять серию, не одиночный снимок. Но не знал, что именно в ней будет. В итоге родились «Силуэты».
5— Название и описание серии переводили они?
— Нет, мы сами. Мне помогал мой друг Алексей  Сарлейский. Он неплохо знает английский язык. Мы заявку отправили сразу, как только стартовал конкурс.
— Что эта награда дает помимо гордости и радости?
— Понимание, что я в тренде, в правильном направлении двигаюсь. В дальнейшем хочется покорения новых вершин, почувствовать, что у меня есть силы и для других международных конкурсов.
— Какие тебя манят?
— Их много. Lensculture например, или давнишняя мечта – World Press Photo.
— А ты туда отправлял свои работы?
— Да, но там уровень очень высокий. И к оформлению строгие требования. Моя проблема – незнание английского, да и других иностранных языков. А это проблемы с переводом текстов для описания работ, концепции, идеи. Например, в прошлом году на конкурсе MONOVISIONS PHOTOGRAPHY AWARDS один француз такую поэтическую зарисовку к тексту сделал – отдельное произведение! А ведь бывает, что и по-русски не просто объяснить, почему я собрал именно эти работы в одну серию. Хотя оно чувствуется: и по визуальным, и по техническим параметрам. Серию «Силуэты» я за два с лишним года собрал. Снималась она не специально.
1— Серия «Силуэты» монохромная. Но изначально твои снимки были не черно-белыми?
— Конечно, нет. Но сейчас в мировой практике перевод в черно-белый цвет вообще не проблема. Все это разрешается и допускается даже на международных престижных конкурсах.
— В какой момент становится ясно, что в черно-белом варианте снимок станет лучше?
— Это интуиция, выработанная с годами. Фотографией я занимаюсь давно, с 13 лет, со времен занятий во Дворце творчества юных. Мы ведь начинали с чёрно-белой пленки. А потом у нас и погода часто черно-белая бывает.
— А как ты вообще пришел в фотографию?
— Дедушка моего одноклассника Паши Аникина был учителем Николая Гавриловича Низова, который в то время уже вел студию во Дворце пионеров. Туда он нас и направил большой бандой, когда мы учились классе в седьмом. К тому же и отец мой занимался фотографией, работал в доме быта несколько лет. Он делал и художественные снимки, и портреты, и фото на документы. Недавно мне в соцсетях написала женщина, которая его знала. Она увидела мои работы, видна, говорит, школа. Мне это очень приятно.
— Отец участвовал в твоей творческой судьбе?
— Да, свои первые фотографии я снимал на отцовский фотоаппарат «Зенит», который ему мама подарила на День рождения в 1984 году, на нем же и Гран-при завоевал первое.  
— Получается, твой творческий путь начался с победы?
— Да, слово «победа» стало судьбоносным. Как и праздник 9 Мая. Я ведь его снимаю каждый год с 14 лет. Только в прошлом году из-за пандемии не получилось.
— Это с подачи вашего учителя интерес к этой теме?
— Да, отчасти. Мы снимали и Первомай, и Масленицу, и спортивные соревнования. С азов начинали: зарядка пленки в темноте без проявителя, потом с проявителем, вплоть до печати. Низов был лучшим мастером репортажной и жанровой фотографии. И чувство юмора у него было отменное! Постоянно над нами подтрунивал, смеялся, мы тоже любили юморить. Фотографии и юмор важны друг для друга.
7 Да, у тебя очень много фотографий с иронией, тонким юмором, которые нужно суметь прочитать.
Юмор очень тяжело видеть и снимать. В наше время эта тема одна из самых провальных. В жизни юмора стало значительно меньше, и фотографы стали хуже его чувствовать. Сейчас много злой иронии вокруг, а той доброты, которая цепляла раньше, практически не осталось. Кругом сплошная коммерция, жесткие рамки, люди загружены, постоянно мысли о материальном, и всем не до юмора.
— Но ведь ты его находишь?
— Да, и порой в неожиданных местах. Например, в общественном туалете парка культуры и отдыха заметил бабушку-вахтершу, которая сидела за цветными шторками и вышивала икону. И над ней икона висела. А тут я с фотоаппаратом наперевес – как такое не снять?! Вообще у хорошего мастера в лучшем случае 2-3 удачные фотографии за год получаются.
— А хорошие – это какие? Каковы критерии?
— Ты их повесил, и они не надоедают. Кроме того, они побеждают в различных конкурсах.
— Как ты сам жанр своих работ определяешь? Репортажный?
Сейчас модно называть «стрит-фотография». Тот же жанр, но не так конкретно направлен на смысловой сюжет, скорее теневые моменты, световые. Нас учили замечать мгновения, те самые, ценные, выхватывать их из нашей жизни…
Как можно этому научить? Научи меня, как видеть этот момент. Какое главное правило в этом жанре, кроме того, что надо носить все время расчехленный фотоаппарат?
— Один из старых приемов – снимать на контрасте, может, что-то противоположное… Бабушка с котенком, например. Свет и тень. Вообще, можно показать художественные азы, правила композиции, как правильно кадрировать. Тот же Николай Низов нам закладывал свое видение. А я только через годы понял, что снимаю через его стиль. Но потом я  и свой стиль нащупал.
— Тебя бабушки выручают, они твои частые героини?
— Да, одну, Нину Ивановну, снимаю уже порядка трех лет. Она бездомная, одинокая, немного не в себе, но лучезарная старушка. В церковь ходит, на паперти стоит. Тяжелая жизнь. Как-то снимал ее, когда она кормила голубей хлебушком у часовни на пересечении Дарвина – Театральной. Улыбнулась мне красиво. И ее снимок в Москве на конкурсе «75+», о старости, позитивных стариках, попал в коллекцию работ каталога со всей России и по итогам будет выставка в Москве. Таким образом я отблагодарил ее.
ГОША 1 (4)— Слушай, Гош, но ведь выбранный тобой жанр – это же не коммерческая фотография. Как тогда зарабатывать?
— У каждого свой выбор. Я много лет работаю в прессе, зарабатываю этим. Заработок, конечно, невелик. Но иногда меня приглашают снимать свадьбы, выпускные. Именно в моем стиле, а не просто гламурные фотографии. Мне думается, людям надоели постановочные картинки, отфотошопленные, вылизанные. Всем хочется живых эмоций, хороших, положительных, честных. И хорошо, если такого станет больше.
— Гоша, помнится, ты учился в кулинарном колледже. При этом уже работал фотографом. Неужели всерьез хотел стать поваром-кондитером?
— Когда мне было примерно 18 лет, фотограф Антон Забродский привел меня в СМИ, вначале я трудился внештатным фотокорреспондентом, через полгода взяли в штат. И тогда же я поступил в колледж. Но учиться времени особо не было, хотя я всегда любил готовить, бабушка научила. Если бы фотография не продвинула меня так в прессу, может, и стал бы поваром.
— Дома готовишь?
— Нет. Совсем мало. График работы ненормированный, потом фотоохота на улицах города, если есть настроение. И оно совпадает с состоянием погоды. Ветер, снег, дождь придают дополнительный окрас, дают те цвета, которые хочешь получить.
А выгорания бывают, ведь работа в СМИ, правда, нелегкая.
— Бывало. Года четыре назад появилось чувство, что бьюсь, бьюсь…снимаю столько лет, а драйва нет.
6— А чего именно не хватало? Признания?
— И признания, и внутреннего ощущения, что я правильно всё делаю. Да и просто период в жизни был непростой.

Но как только я пожаловался на свою судьбину, то на следующий день моя любимая «женщина» – фотография – подарила мне самый любимый кадр, который занял потом несколько призовых мест. Это фотография на Пятницком кладбище. Приехала семья евреев, дедушка восьмидесяти лет, который только двухлетним мальчиком видел своего отца, и вот нашел его могилу. Мне удалось поймать его взгляд, передать и горечь утраты, и радость встречи, пусть и такой.
— Ты считаешь себя счастливым человеком? Чувствуешь, что судьба тебя любит?
— Конечно, я очень счастливый человек…  У меня есть любимая доченька, любимое дело всей моей жизни, коллеги, друзья. В свое время почему я в СМИ пошел – чтобы больше бывать на событиях, на которые с улицы не попадешь. Можно многое увидеть, пообщаться с удивительными людьми. Так что да, пожалуй, я счастливый.

Прокомментировать