Трудная жизнь недотёп

Жить Хорошо 17 февраля 2012 0 Просмотров: 2920

Удивительные люди – театралы! Совершенно замечательные. Это именно они заполняют залы «взрослых» театров, все знают, все понимают, героически переносят даже самые занудные театральные эксперименты… Но не стоит, пожалуй, уж очень высокомерно относится и к тем, кого никак не назовешь театралами. Право же, это не только гораздо большая, но и отнюдь не худшая часть человечества.

Именно такая публика как  раз и приходит обычно  в калужский ТЮЗ. Она  почти ничего не знает о специфике театрального искусства,  о художественных новациях, о  закулисном быте… Ну что могут  знать об этих тонких материях юные зрители, да и их папы,  мамы, учителя?.. 

Премьерная же постановка  ТЮЗа, которой был открыт новый театральный сезон, содержательно очень даже непроста:  «Недотепино королевство» (по  пьесе Льва Устинова). Вроде  бы сказка, но с приметными  элементами абсурда, со всякого рода экивоками. Сказка  о стране, в которой все как на  том самом «острове невезения», о котором пел когда-то  Андрей Миронов. Вся-то жизнь  тут – сплошное недотепство.  Руки-ноги   тут постоянно ломаются, дела не делаются, а если  делаются, то бестолково. Вот, к  примеру, построили недотепы  одну стену дома – и к ней тут же  крышу приделывают. 

Изощренный ум сразу же  определит: «это ж наша родина,  сынок». А дети, сидящие в зале?  Они это поймут? Нет, конечно. И  это, вообще-то говоря, хорошо.  Ведь разного рода намеки на  толстые обстоятельства – отнюдь не главное в спектакле,  поставленном Михаилом Визговым, главным режиссером  театра. Он вообще не большой  любитель намеков, аллюзий,  деклараций. 

Так что же увидели в этом  спектакле зрители? Взрослые, дети… Увидели как раз  главное. Тому есть надежное  свидетельство. Недавно очень  дельный сюжет о спектакле показала «Ника». В заключение  его журналист спрашивает у  юной зрительницы, в чем, по ее  мнению, смысл постановки. И  хорошенькая, умненькая девочка уверенно отвечает: «добро  всегда сильнее зла».  

И, конечно же, она права.  Другое дело, что добро в этой  сказке совсем неправильное.  Одним словом – недотепское.  И побеждает оно злыдней  всяческих как раз в силу этой неправильности. Ведь неправильное – это еще и неожиданное, а  порой и гениальное. Вот только  в жизни мало кто это замечает.  В свое время ведь и Циолковский калужанам недотепой казался – и только-то… 

Таков, мне кажется, урок  спектакля: он учит верить в добро и любовь, но еще и учит видеть эти самые добро и любовь  даже и в убожестве, в странностях, в нелепостях не слишкомто обустроенной нашей жизни.  Учит детей. Учит нас, взрослых. 

Тем более что выстроен спектакль как-то очень убедительно.  Михаил Визгов строит театральную сказку, но отнюдь не феерию, не «кажимость». Спектакль  этот – плотный строй вещей, фигур, душ. Нет пустот. Все крепко  выстроено: любая роль, любой характер. Да и актеры постарались – оба состава. Все хороши.  Екатерина Семина и Алина Шелест (Королева). Алексей Алешко  и Олег Дубинин (Принц). Екатерина Крохмалева и Анна Костина  (Таклуша). Станислав Горталов и  Владимир Киселев (Министр).  Кирилл Ланцев и Анатолий Сотсков (Кузнец). Евгения Сухотина  и Дарья Труханович (Подруга),  Евгения Гравит и Евгения Одинцова (Спица), Наталья Леонтьева и Яна Потапова (Зеленый мышонок), Олег Дубинин, Максим  Роткин и Иван Денисов (Орел). 

Основательно потрудились  и художники Тамара Голованова и Марина Соколова, а также  и замечательные мастера музыкального оформления Евгения Хозикова и Давид Матюхин. 

Самая эта крепость сказочного материала, думается  мне, не случайна. Более того  – принципиальна. Ее причина –  твердая вера в то, что мир – не  зыбкая видимость, а прочное  здание: Храм. Искусство – оно  ведь верой держится.

Владимир Обухов

Прокомментировать

Интервью

Опрос

Какое название по вашему мнению больше всего подойдет новому спортивному комплексу "Дворец спорта", который вскоре будет построен на месте стадиона "Центральный"?





Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...



Архив опросов