Самая кровопролитная в истории России двадцатого века война закончилась шестьдесят семь лет назад. Миллионы жизней на ее счету. Нет ни одной семьи в России, которой бы она не коснулась! Борьба за свободу и независимость Родины потребовала мобилизации людских и материальных ресурсов страны. Для ведения войны необходимостью была не только мобилизационная экономика, но и мобилизационное здравоохранение.
Медицинская защита личного состава вооруженных сил и быстрое восполнение людских потерь за счет возвращения в строй раненых и больных после лечения стали факторами оперативного и даже стратегического значения.
История военного госпиталя началась в глубокой древности. Его прототипом являются римские валетудинарии (лат. valetudo – «здоровье»), которые создавали еще в I веке до н.э. для лечения раненых и больных воинов в военное и мирное время. Первый временный госпиталь в России был основан в 1656 г. В годы Великой Отечественной войны были созданы временные госпитали — полевые подвижные и эвакуационные. Принципы их деятельности остались неизменными до настоящего времени.
Во время войны по всей стране здания различного назначения были перепрофилированы в медицинские учреждения. Многие помещения Калуги и области были переоборудованы в госпитали на основании приказов высшего руководства. Среди них были школы, учреждения культуры, здания церквей. В июле 1941го в нашем городе дислоцировалось шестнадцать госпиталей. Начиная с января 1942 года их количество возросло до восьмидесяти, в это число входят и подвижные полевые госпитали.
Каждому из них был присвоен номер. В разрушенной немцами Калуге госпитали создавались стихийно, сказывалась острая необходимость. Подыскивали здание, мало-мальски подходящее на роль лечебницы. На первых порах приходилось спасать жизни раненых в условиях отсутствия отопления, водопровода, электричества. Без мебели. В качестве подкладных суден использовались немецкие каски, а питьевую воду подавали бойцам в консервных банках. Перевязки делали при плохой видимости, сырые дрова в печах коптили, а не горели. И лишь спустя время появлялась мебель, перевязочные столы и все необходимое для оказания помощи и налаживания быта.
В госпитали раненых доставляли на автомобилях, подводах, легко раненые шли пешком. Их принимали врачи и медсестры, которым зачастую приходилось работать по двое, трое суток подряд. Они готовили инструменты, перевязывали раненых, делали уколы. Потом оперировали, извлекая из тел бойцов осколки пуль, снарядов, накладывали гипсовые повязки и опять принимали раненых. И никто никогда не жаловался на усталость и недомогание. Шла борьба с болью и страданием. Бойцы, юноши, порою совсем мальчишки, так нуждались в человеческом участии и доброте. Женщины-хирурги, сестры и няни находили нужные слова, умели ухаживать и усмирять боль.
В обслуживании раненых и больных во время войны участвовала не только медицинская служба вооружённых сил, но и местные органы здравоохранения, а с ними вместе десятки тысяч людей, далёких от медицины. Матери, жёны, младшие братья и сёстры бойцов, работая в промышленности, сельском хозяйстве, находили время и силы для заботливого ухода за ранеными и больными в госпиталях. Испытывая большие лишения они, тем не менее, отдавали всё, в том числе свою кровь, чтобы быстрее восстановить здоровье солдат.
За годы войны медицинская служба вернула в строй порядка семидесяти двух процентов раненых бойцов и девяносто процентов больных.
Текст и фото: Ирина Личутина