Пробивая стандарты

Жить Хорошо 4 сентября 2022 0 Просмотров: 3055

личностьДмитрий Иванович Хомуха — один из лучших российских футболистов и тренеров. Он играл за харьковский «Металлист», петербургский «Зенит», ЦСКА (Москва), ярославский «Шинник», грозненский «Терек». В качестве тренера юношеской национальной команды становился чемпионом Европы в 2013 году и серебряным призером чемпионата Европы в 2015 году. В июне Дмитрий Хомуха подписал двухлетний контракт с ФК «Калуга» и стал главным тренером нашей команды. Под его руководством «Калуга» успешно стартовала во Второй лиге и продолжает уверенное наступление. Мы не могли упустить возможность познакомиться с легендой и поговорить о футболе.

 Дмитрий Иванович, с каким настроением вы начали работу в Калуге?
 — С очень позитивным. Новый этап жизни, новый вызов.
 — Какая мотивация у такого заслуженного тренера, как вы, работать в провинциальном клубе?
 — Ситуация предельно простая. Там, где я работал, — в Российском футбольном союзе — оставаться почти не было смысла: отменили все международные соревнования, работа ограничивалась только товарищескими матчами не с самыми сильными соперниками. И в этот момент мне позвонили из Калуги и пригласили встретиться, поговорить. Когда были обозначены основные направления, цели — меня это заинтересовало. Обсудили нюансы и ударили по рукам. Подписан контракт на два года. Вместе со мной приехали два специалиста. Это мои соратники, с которыми мы уже много лет вместе. С одним я знаком уже 20 лет, мы и играли вместе, и Кубок России брали. Это Скоков Владимир Борисович. Второй — тренер по физподготовке Данил Олегович Дресвянников, более молодой специалист высокой квалификации.
 — Чего от вас ждут? Вас пригласили для побед?
 — Глобально перед командой стоят две задачи: подготовка молодых футболистов и повышение в классе. Калужский футбол должен быть представлен в Футбольной национальной лиге — ФНЛ. На следующий год в Калуге начнётся строительство нового стадиона на 15 тысяч зрителей. К этому моменту футбольная спортивная составляющая не должна отставать от инфраструктуры.

Сплошь и рядом это в стране происходит. Есть прекрасный стадион в Мордовии, в Саранске, но на нем не играет команда Премьер-лиги. Построили его к чемпионату мира, а там профессионального клуба нет. До недавнего времени такая же ситуация была в Сочи, пока туда команду из Питера не перевели. Такая же ситуация в Калининграде, команда ФНЛ играет на стадионе чемпионата мира. Такие нестыковки говорят о том, что в хозяйстве нашем что-то работает неправильно.
 eYJAlX8YaTc— Что именно?
 — Сегодня в футболе работают не спортивные принципы, потому что футбол — дотационный. Нам дает денег «Газпром», «Лукойл». Клубам нет необходимости самим развиваться, расти и зарабатывать. Почему это возможно в «Аяксе», в «Бенфике»? Это не самые богатые страны, но сама структура футбола выстроена по-другому и решает эти задачи. И звезд мирового уровня готовят, и клубы конкурентоспособны, зарабатывают и тем самым поддерживают всю инфраструктуру.

Такие примеры, как амстердамский «Аякс» или лиссабонская «Бенфика», — это профессиональные клубы, модель которых надо попытаться внедрить в Калуге. Готовить молодых специалистов сначала для себя, чтобы они, вступая на профессиональный уровень, адаптировались к требованиям, которые их ждут, и доводить их до уровня, который позволял бы продвигать их в команды Российской премьер-лиги.
 — То есть готовить и продавать футболистов?
 — Я сказал ребятам: мы никого удерживать не будем. Как только появится к игроку интерес, мы вас упакуем, завяжем сверху бантик и отправим в Премьер-лигу. Иди и прославляй клуб «Калуга», где готовят лучшие резервы. Если это будет интересно клубу, если клуб получит за вас соответствующую компенсацию, мы будем только рады. Но об этом еще слишком рано говорить.
 aD8rkJLbiik— Считается, что большой футбол невозможен без больших бюджетов.
 — Мы хотим переломить эту точку зрения. На сегодняшний день бюджет ФК «Калуга» не соответствует бюджету поставленных задач. Наш бюджет 32 млн рублей. Если мы говорим о клубах, которые в прошлом году решали задачу выхода в ФНЛ, их годовой бюджет был 250 млн рублей. Наша задача как тренеров — найти внутренние ресурсы, чтобы улучшить организацию тренировочного процесса, обеспечить взаимодействие и консолидацию всех субъектов калужского футбола.
 — Вот это вы замахнулись!
 — Почему футбольные школы есть, а прироста молодых перспективных футболистов нет? Мы встретились с руководителями футбольных школ, поговорили с тренерами. Есть четкое понимание того, какие процессы необходимо улучшить, чтобы выстроить наше взаимодействие и улучшить качество подготовки молодых футболистов. Нужно обеспечить мягкий переход молодого футболиста из юношеского спорта в профессиональный. На Западе молодым специалистам предоставляется шанс, даже с учетом того, что в некоторых матчах они действуют неудачно. Им все равно продолжают доверять и дают возможность играть. Нельзя требовать от парня в 16-17 лет уровня профессионала. Но надо готовить к тому, что через год требования будут уже по взрослому уровню.
Встретился с самой активной группой болельщиков. Это настоящие патриоты команды. Как мне сказали после первого домашнего матча на стадионе «Спутник», никогда не было такого, что все места были заняты на стадионе. Теперь стоит вопрос, как увеличить число зрительских мест. Клуб договорился с доставкой болельщиков: два автобуса будут формироваться около сквера Мира и приезжать на матчи.
А чем вам не понравился наш стадион «Аненнки»?
 — Сам по себе стадион, локация — хорошие. Но качество поля не соответствует требованиям. Когда делаешь передачу мяча, а он начинает прыгать из-за неровностей, это мешает организации атакующих действий и упрощает задачу соперникам. «Орбита» была лучшим вариантом для нас. Но когда я узнал, что там занимается триста детей на постоянной основе, мы, взвесив все за и против, решили, что не будем ломать систему. И выбрали «Спутник».
WPkf9UiBDtw — Вы почти полностью поменяли состав команды?
 — Это совместное решение руководства клуба и тренерского штаба. Неспроста команда оказалась не в ведущей восьмерке команд, они не попали в финальную часть, неудачно сыграв в первой части. И это потребовало изменений именно в качестве футболистов. С этой целью сюда был приглашён менеджер — спортивный директор.

Команда по сравнению с прошлым годом обновилась на 70 %. Акцент на то, что здесь будут развиваться именно молодые футболисты. Сегодня средний возраст игрока в ФК «Калуга» — 21 год. Есть и 33-летние ребята, и 16-летние.

Будет основной костяк — 4-5 человек — из опытных ребят. На этот стержень будут опираться молодые ребята. Промежуточный этап подготовки очень короткий, за который нам нужно что-то изменить, с учетом такого количества новичков в команде.
Это серьезный вызов для тренерского штаба — создать команду, которая будет решать поставленные задачи.
— Считается, что футболиста можно мотивировать только деньгами.
 — У нас только спортивная мотивация. Все амбиции, стремления, готовность двигаться дальше, пожалуйста, покажи на поле, а не в разговорах.
Месси получает 126 млн евро в год не просто так. Он десятилетиями поддерживает своё реноме и является примером для всех. Когда человек годами отдаёт всего себя и семь раз за это время становится лучшим футболистом мира, он и должен получать 126 млн евро. Это звезда самого высокого уровня. А у нас локальные успехи уже кружат голову.
— А у вас была звездная болезнь?
 — Как у всех молодых футболистов, были моменты, когда казалось, что тренеры не так оценивают мои возможности. Но я понимал: если я не снижаю требований при тренировках, но тренер выбирает другого, значит, надо покопаться в себе. Я же спортсмен. Я не люблю проигрывать и уступать.
И став тренером, мне также интересно — выйти и сыграть с командой, которая сильнее. И противостоять этой команде на уровне.
— Как вы считаете, кто лучший футболист в мире на сегодняшний день?
 — Сейчас лидера, ярко выраженного номера 1 нет, на мой взгляд. Месси и Рональду потихоньку сходят с этих позиций. Мне нравятся такие футболисты, как Левандовский, который способен реализовать все усилия команды на футбольном поле. Такие футболисты на вес золота.
KrHeSgRnEr4— За счет чего планируете решать поставленные задачи?
 — Психология — это основа работы в больших коллективах, особенно в таких, где ставится решение задач на пределе возможностей, через не могу — это закон профессионального спорта. Профессиональный футбол — жесткая история. Сначала преодолеваешь себя, потом преодолеваешь соперника.

На текущий момент я очень доволен, что ребята поддерживают высокую мотивацию. Никто не хочет сидеть на скамейке запасных, все хотят играть. Для меня, как для тренера, это очень важно.
 — Какой должна быть идеальная команда?
 — Она должна быть построена на профессиональных качествах каждого футболиста. Кто-то силён в атакующих действиях, кто-то хорошо обороняется. Мы должны их объединить и выстроить такую модель и такой стиль игры команды, который позволял бы решать эти задачи. Должны предложить сопернику такую интенсивность, с которой он не будет справляться, заставляя соперника ошибаться. А это атакующий стиль — самое сложное сегодня в футболе. Задача —подготовить их так, чтобы они были готовы и физически, и умственно, и технически. Футбол становится гораздо быстрее, требования к футболистам как атлетам становятся все жестче. Футболисты должны быть всесторонне развиты.
— Мне кажется, или российские футболисты бегают медленнее, чем, к примеру, европейские?
 — Не медленнее, а менее интенсивно. Потому что тренировочный процесс так выстроен. Обыватель, простой болельщик не понимает всей глубины процесса. Система подготовки наших футболистов с самого начала не соответствует международным критериям.
Сегодня детский тренер, особенно в регионах, находится в таком положении: для того чтобы содержать семью, ему необходимо где-то подрабатывать. Он не может сконцентрироваться на выполнении своих прямых обязанностей. А если у тебя, по российскому законодательству, школа дотационная, то ты обязан содержать группу не менее 60 человек. От этого страдает качество. Невозможно на трёх возрастах качественно отработать три тренировки. Мы видим результат: последние пять сезонов в Еврокубках мы не можем выйти из группы.
 — Может, это просто не наша игра?
 — Нет! Это наша игра. И сомнения в этом никакого нет. Футбол — игра номер один по зрительскому интересу. Мы и локальных успехов добивались, и на клубном уровне. Кубок УЕФА и ЦСКА выигрывал, и «Зенит», значит, это посильная задача. Необходимо встать на правильные рельсы, выбрать направление в масштабах страны, и сейчас самое хорошее время для этого.
 — Вы имеете в виду в период отстранения от международных игр?
 — Да. Пока мы отстранены от международных соревнований, надо сфокусироваться на внутреннем развитии. И самое главное — на подготовке резерва. Многие легионеры, которые являлись игроками российских команд, стали уезжать. Это даёт шанс и возможность молодым российским футболистам проявить себя.
 — Ваша юношеская команда выигрывала чемпионат Европы. Где сегодня эти спортсмены?
 — Если взять на примере команды 1996 года рождения, сегодня Саша Головин в «Монако» — это футбольный клуб, который купил его за 30 млн евро. На сегодняшний день это самый большой трансфер, который зарубежный клуб заплатил стране за футболиста. Дмитрий Баринов — обладатель Кубка, Суперкубка, Рифат Жемалетдинов в «Локомотиве» статусный игрок, Никита Чернов… Это игроки, которые уже примеряли на себя майку национальной сборной команды. Из команды 1996 года рождения 14 человек играли в Российской премьер-лиге. Такого прироста молодых футболистов не было очень давно, с советских времён. Для меня именно это приоритет. Не медали, кубки и места, а то, сколько играющих футболистов реально мы дали стране. Это для меня критерий.
 — Возможно ли так играть на патриотизме? За Родину?
 — Когда я начинал играть в сборной команде, мы именно с таким чувством и играли. Мы выходили конкурировать с зарубежными игроками, хотелось ни в чем им не уступать. Почему мы выиграли юношеский чемпионат Европы? Нам удалось собрать молодых ребят, которые ориентировались не только на материальные блага.

Всем своим игрокам говорю: «Ребята, вы же не просто так появились. Это усилия всей страны. Ты приехал с Дальнего Востока, ты — с Кавказа, вас готовили школы, тренеры. Вас собрали, чтобы вы почувствовали свое значение в футболе и тем самым отдали дань уважения своей стране, которая вас подготовила». В «Калуге» механизмы немного другие, но принцип тот же. Мы теперь все — одна команда.
IMG_8376 — Вы этот путь знаете не понаслышке. Родились в Туркменистане…
 — В провинции Туркменистана, в городе Ферюза, в горах. Потом нам дали квартиру в Ашхабаде. Мой старший брат занимался в секции футбола у тренера, который добился очень высоких результатов, работал со сборной Камеруна, на чемпионате мира, и это наш первый детский тренер — Валерий Непомнящий. Мой брат порекомендовал меня, когда он набирал команду мальчишек. Мне было 6 лет. Поверьте, стать игроком юношеской сборной СССР, будучи 16-летним — это очень большое достижение.
 — Когда стало понятно, что это серьезно?
 — Когда я стал получать дивиденды от футбола. Еще школьником получал талоны на питание, продукты. Для нашей семьи это было большое подспорье. Я уже был в таком возрасте, что понимал, что маме трудно и ей надо помогать. Помимо учебы, тренировок подрабатывал сторожем. Мама воспитывала нас троих одна. В моей жизни она всегда является главным примером. Когда возникают сложные ситуации, я мысленно обращаюсь к ней. Со временем, когда сам стал отцом, я понял, чего ей это стоило.
 — У вас два сына. Они занимаются футболом?
 — Занимались до той поры, когда стало понятно, что больших успехов они не достигнут. Сегодня они взрослые образованные, самодостаточные люди. Отчасти их деятельность связана со спортом. Старший занимается правами на телетрансляции, и наши, и зарубежные. Второй сын — юрист в сфере спорта. А любовь к футболу, которую я им привил, они до сих пор поддерживают — играют за команду любительской лиги в Москве.
— А вы в Калугу с семьей приехали?
— Нет. Семья недалеко, в Москве. Когда у нас матчи в Подмосковье, мы остаемся дома в выходные. Так было, когда я был футболистом. Супруга занималась детьми, воспитывала их, а я играл. Теперь процесс продолжается, только в другом качестве. Сейчас такой этап: мне необходимо не разбрасывать эмоции и физические силы, а концентрировать их на решении основной тренерской задачи.

Прокомментировать