Театральный авторитет

Жить Хорошо 22 октября 2013 0 Просмотров: 4644

Когда-то Григорий Заславский смело назвал себя лучшим театральным критиком страны. А Сегодня к его мнению прислушиваются тысячи театралов. И Его участие в фестивале «Старейшие театры России в Калуге» в качестве арт-директора стало знаковым для нашего города.

- Григорий, есть в вашей биографии такой факт, что вы учились в мединституте. Оттуда были призваны в армию. Но, вернувшись, вы пошли в театральный! Что вас так переключило?

– Наверное, на меня повлияла дружба с Димой Бертманом (художественный руководитель театра «Геликон-Опера». – Прим. ред.) В ГИТИС он поступил сразу после школы. И когда я демобилизовался, он сказал мне: «Когда тебе еще поступать в театральный, как не сейчас?». Я подумал и поступил на театроведческий факультет ГИТИСа.

– Почему театроведческий, а не актерский?

– Мне нравится актерствовать в жизни, и я не хочу быть настолько зависимым от профессии человеком. Это же страшная профессия – актер! Она провоцирует в людях самые худшие их черты. Еще я хочу сказать про талант. Я видел игру великих актеров – Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Софьи Пилявской, Ангелины Степановой. И понимаю, что таким, как они, я не являюсь точно.

– Прочитав энное количество ваших статей, обратила внимание, что в них порой затрагиваются политические темы. Как политика связана с театром?

– Да, причем власти обычно вспоминают о театре перед выборами. В этот момент они понимают, что театральный мир является, как это ни смешно, довольно-таки существенной силой, с которой невозможно не считаться.

– А как получилось, что именно вы стали арт-директором фестиваля «Старейшие театры России в Калуге»?

– Одна моя хорошая знакомая из министерства культуры познакомила меня с Александром Кривовичевым. Мы несколько раз встречались, присматривались друг к другу, в итоге это знакомство вылилось в наше сотрудничество. Чем я очень доволен.

– Вы не впервые в Калуге, соответственно в театре нашем были, видели спектакли. Вам понравилось?

– Скажу так: я вижу живую и очень сильную труппу. И это даже лучше, чем хорошие спектакли. Все остальное зависит от таланта режиссера.

– Сейчас очень много говорят о современном искусстве. Как вы относитесь к этому явлению?

– Плохо относиться к новому, по-моему, просто глупо. Для любого критика счастье – открыть что-то новое и это новое поддержать. 

– Многое, наверное, приходится фильтровать?

– Да хорошего вообще мало! И это заметно: если ты сделал плохой спектакль, то назови это хоть новым искусством, хоть традиционным Чеховым с Островским. Плохо – это плохо, без вариантов. Что касается современной драматургии: сегодня я сотрудничаю с проектом ДНК. И то, что мы делаем вместе, – мне нравится.

– Есть ли современные драматурги, в которых вы верите?

– Очень талантливым автором я считаю Вадима Леванова, тольятинского драматурга, к сожалению, безвременно ушедшего из жизни. Нравится мне и Михаил Угаров – человек, который открыл нового героя. Также мне очень интересен Павел Пряжко.

– Как вы думаете, современная драматургия может получить шанс на развитие в регионах?

– Тут я совершенно согласен с Валерием Подгородинским (театральный критик, член жюри фестиваля. – Прим. ред.): провинция – понятие только географическое. Как только ты начинаешь настаивать на своей  эстетической позиции, к тебе подстраивается и зритель, вне зависимости от уровеня его консервативности и готовности к экспериментам.

– Думаете, и калужский зритель к такому готов?

– А почему нет? Мне вообще калужский зритель очень нравится. Хотя есть моменты, которые мне слишком понятны. Например то, что им одинаково нравится и хорошее, и то, что похуже. 

– Легко ли вам, будучи театральным критиком, оставаться искренним?

– Неимоверно сложно. Но все же свою работу я очень люблю. Здесь нужно учесть один очень важный момент: критику с актерами дружить нельзя. Почему-то они считают, что я, дружа с ними, должен превратиться исключительно в сферу их обслуживания. Но, с другой стороны, это естественно: каждый  актер считает себя лучшим и хочет признания – иначе это не актер. Поэтому такая дружба в принципе невозможна для меня.

– На одной из пресс-конференций вы сказали, что спектакль может и не быть лучшим, но при этом стать любимым. Какой из спектаклей фестиваля вы могли бы назвать таким?

– «Попытку полета». Этот спектакль я бы с удовольствием посмотрел еще раз. Причем данная постановка понравилась не только мне: все члены жюри фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» были единогласны, оценивая работу режиссера  Александра Плетнева. «Смелый полет к поэтическому театру» – абсолютно заслуженная награда.

Беседовала Екатерина Зимина
Фото автора

Прокомментировать

От редактора

Интервью

Опрос

Какое название по вашему мнению больше всего подойдет новому спортивному комплексу "Дворец спорта", который вскоре будет построен на месте стадиона "Центральный"?





Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...



Архив опросов